Последние новости

ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИТ СВОБОДНЫЙ ХУДОЖНИК

Для Ереванского государственного театра пантомимы конец ушедшего года ознаменовался завершением работ над проектом реконструкции здания, выделенного театру, и уверенностью, что год новый принесет ему наконец свой дом - дом мечты. А параллельно Театр пантомимы и его художественный руководитель Жирайр ДАДАСЯН всю дорогу доказывали, что реализацию своей мечты они заслужили.

КАКИМ ОБРАЗОМ ДАДАСЯН УМУДРЯЛСЯ СОВМЕЩАТЬ ВЕДЕНИЕ АКТИВНОГО творческого процесса с активной предстроительной деятельностью - вопрос! Здание бывшей Книжной палаты, которое год назад приказом министра культуры Армена Амиряна было передано Государственному театру пантомимы, сей факт дружно объявили лучшим министерским решением года - в его нынешнем состоянии трудно было использовать не то чтобы под театр - под конюшню. Естественно, был объявлен конкурс на проект реконструкции, и какая-то компания его выиграла. Но Дадасян резонно учел, что тендер тендером, но если хочешь заполучить проект не какой-нибудь, а какой-нибудь неповторимо замечательный, лучше заняться им самому. В итоге режиссер в разы облегчил архитекторам-реконструкторам задачу, оставив на их долю исключительно расчеты. Образ же театра-мечты, волшебной шкатулки, как называет его Жирайр, он обдумал и придумал до последней мелочи сам. Не будем сейчас вдаваться в подробности результата, во-первых, чтобы не сглазить, а во-вторых, в надежде, что обсудить его случай еще выпадет - и не раз.

Вместо этого удивимся еще раз тому, как худрук театра успевал совмещать эту работу не по профессии со своим главным делом. Ведь за прошлый год Театр пантомимы успел поучаствовать во многих фестивалях и провести собственный, уже ставший традицией MimeFest в Цахкадзоре. Последним победным аккордом прошлого года стал для Театра пантомимы тур по городам России: Челябинск, Златоуст, Екатеринбург, в рамках Дней культуры Армении в России.

 Вот только не надо иронизировать насчет "покорителей российской провинции"! В этой самой провинции театры живут - нам и не снилось, проводят серьезные и авторитетные фестивали, туда регулярно высылает арт-десанты Чеховский фестиваль. Так что не в пример нам они насмотрелись и джеймсов тьерре, и филиппов жанти, и всего прочего, самого топового. Тем не менее Ереванскому государственному театру пантомимы удалось не только не затеряться, но и произвести фурор. Кстати, отдельной строкой здесь следует отметить постеры и телерекламу, изготовленную местными телеканалами по поводу армянского театра, - чтоб я так жил!

 Ереванский государственный театр пантомимыЗА ПЯТЬ ДНЕЙ ТЕАТР ОТЫГРАЛ СВОЙ САМЫЙ ВЫЕЗДНОЙ СПЕКТАКЛЬ "ИГРА" ПЯТЬ РАЗ! Обслужил, как при нашем нынешнем стремлении мерить искусство статистикой принято говорить, более полутора тысяч зрителей. Для камерного жанра фантастический показатель! А судя по восторгу, с каким отзывался о спектакле зритель самого разного возраста и социальной принадлежности, зафиксированный в многочисленных телерепортажах, успех был отвальный! К тому же, хотя Дни культуры Армении в России носили характер смотра и рабочей задачи налаживания дальнейших контактов не предполагали, Государственный театр пантомимы оказался единственным, получившим конкретные предложения "продолжения банкета".

"В техническом плане, конечно, было сложно: приехал - отыграл - поехал дальше, - говорит Жирайр Дадасян. - Но театр у нас мобильный и подвижный, так что успеваем. В Челябинске зритель потребовал встречи с нами, и актеры, даже не успев переодеться и разгримироваться, сидели и отвечали на вопросы. Очень интересные и вдумчивые. В основном касавшиеся нашего национального искусства - они открыли для себя новый пласт культуры. К тому же во всей большой России нет такого театра пантомимы, который работает как полноценный театр, а не эстрада. А мы пытаемся ломать представление о пантомиме как о жанре чисто эстрадном - таком, где белый грим, лунная походка и все прочее. Ведь жанр не имеет значения, суть - драматическое искусство. Вот это для меня самое главное".

Участию в Днях культуры Армении в России предшествовал проходивший в Тюмени фестиваль "Живые лица". И здесь Ереванский театр пантомимы не просто прошел с успехом, но и получил награду в конкурсной номинации, и это тот самый случай, когда есть чему удивиться.

"Это в принципе фестиваль драматических театров, - комментирует Жирайр Дадасян. - Мы были там единственными представителями жанра пантомимы. А фестиваль, между прочим, конкурсный - номинации и все такое. Так вот наша актриса Наира Едигарян получила приз в номинации "Лучшая актриса", причем не то чтобы дали драматической актрисе, а потом, чтобы не обидеть, поделили с актрисой-мимом. Она была единственной в этой номинации! Для меня это очень важно - нас не выделяют в отдельный жанр, а считают театром, и мы спокойно конкурируем с Драматическим театром. То есть оценивается не наличие речи, а образность и театральность. Мы-то в основном участвуем именно в таких фестивалях, где абсолютное большинство программы - драматические спектакли".

Можно, конечно, не сомневаться, что у актрис из десяти драматических спектаклей - участников фестиваля такое решение жюри особого энтузиазма не вызвало. Но! Во время фестивального показа "Игра" транслировалась онлайн, ее посмотрели и оценили по достоинству порядка 100 тысяч зрителей. Так что не поспоришь.

 Ереванский государственный театр пантомимыПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЖЮРИ, ВИДНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК И ТЕАТРАЛЬНЫЙ менеджер, помощник художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова и ректора Школы-студии МХАТ Павел Руднев говорил, мотивируя решение жюри: "Сейчас всякие театры движения в большой моде. И большинство их трудно отличить друг от друга. Вы не похожи ни на один из них. Специфика вашего театра кроется где-то в самых глубинных корнях национальной культуры и выделяет вас среди бесчисленного множества пластических театров".

А если бы Руднев увидел не только "Игру", но и весь цикл Жирайра Дадасяна: "Шераник", "Страсти по Ардалиону", "Орлы", "Обряд козлищ"... Все это - спектакли, уходящие в библейские и даже добиблейские времена, в которых сплетаются история и миф, безграничное воображение и изысканный вкус, экспрессия и летучесть красивых, натренированных тел артистов.

"Я всегда благодарю Генриха Иоаннесяна - все сценарии моих спектаклей родились из его книг об истории театра, из стремления дискутировать с ним. Из моего стремления увидеть то, что скрыто толщей веков и занавесом. Из желания вообразить, что там, за этим занавесом. И тогда найденное становится корневым, аутентичным, уникальным. Я, конечно, не очень всерьез отношусь к двухтысячелетней истории армянского театра, но и не считаю, что мы - провинциальная адаптация российского театра. У нас есть традиции, которые во многом потеряны и ими никто не занимался, а мы решили заняться. Наша идея - сделать в своем роде уникальный театр-сувенир, такую волшебную шкатулку, она постепенно реализуется. По крайней мере именно так начали воспринимать нашу работу - как очень своеобразную отдельную форму и отдельный стиль армянского театра", - говорит художественный руководитель Театра пантомимы.

ТУТ, КАЖЕТСЯ, НАСТАЛ МОМЕНТ СПУСТИТЬ ЖИРАЙРА С НЕБЕС И НАПОМНИТЬ, что у каждой медали две стороны. В отсутствие собственного здания и в статусе "потерпевшего" легко быть свободным художником. Удастся ли Театру пантомимы и дальше реализовывать свой мегапроект (а их репертуар именно мегапроект), когда будет свое, точнее, государственное здание и весь прилагающийся джентльменский набор в виде требований по заполняемости, кошмара с законом о госзакупках, тендеров на покупку пуговиц и прочих прелестей хозяйствования?

"Все правильно, это вопросы, которые сегодня очень часто поднимаются и на уровне министерства... Сколько зрителей ходит на ваши спектакли?.. Этим должны заниматься отдельные люди, укреплять мост "театр - зритель". Лично мне очень крупно повезло, что меня никто не дергает, не заказывает и не давит. Но я осознаю, что при наличии здания эта лафа может кончиться, - говорит Дадасян. - Понимаешь, я никогда не ставил перед собой цель делать спектакль для широкой публики и работать на кассу. У меня всегда задача - делать театр. Добиться того, чего я хочу в этом жанре, по максимуму. Без конъюнктуры. Я делаю исключительно то, что меня как художника интересует и что я должен делать. Так или иначе, за 20 лет мы сумели создать этот организм, эту структуру, эту волшебную шкатулку".

К реконструкции здания для Государственного театра пантомимы только приступили. А Жирайр Дадасян уже активно придумывает спектакль, который откроет и освятит новый дом. Называться он будет "Пьеро". Думается, неспроста. Давайте надеяться, что имя вечного героя и вечной театральной маски заговорит Театр пантомимы и его новый дом от требования делать кассу и гнать вал. Пускай Жирайр Дадасян и впредь остается свободным художником. Тем более что у него это так здорово получается!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПРИХЛОПНУТЬ ВСЕ, ВКЛЮЧАЯ АКАДЕМИЮ!
      2019-12-14 16:00
      520

      Уж полночь близится, а Германа все нет… В смысле - все нет той самой внятной культурной политики, про которую за последние полтора года было так много наобещано. Между тем проблемам культуры, как оказалось, свойственна спиралевидность - они то размазываются в потоке жизни, то концентрируются в одной точке, настоятельно требуя решения. Сейчас как раз время такой "точки": или принимаем меры, или накрываемся хризантемой.

    • УЖЕЛЬ ТОТ САМЫЙ ОНЕГИН?
      2019-12-10 12:55
      1510

      Ужель та самая Татьяна? Ужель тот самый Евгений? Самые что ни на есть те самые! В афише Ереванского русского драматического театра им. Станиславского появилось новое название – "Онегин", спектакль, в котором "русская классика" и молодежный спектакль залиты в один флакон, спектакль, который стал в какой-то мере переломным для театра и уж точно – для его постановщика Норы ГРИГОРЯН.

    • С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?
      2019-12-09 11:37
      1269

      Человек литературы, депутат НС не одного созыва от АРФ "Дашнакцутюн", инициатор принятия не одного закона в сфере культуры, ныне член Верховного органа АРФД Лилит ГАЛСТЯН недавно стала инициатором форума "Государственность и система ценностей",  собравшего многих представителей академических, университетских и творческих кругов. Главной целью форума было объявлено создание платформы, которая объединит интеллектуальное  сопротивление.  Сопротивление крестовому походу власти на базовые национальные ценности. А значит, на армянскую государственность, как считает Лилит Галстян и ее единомышленники.                        

    • ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ЛИЦО "АНТИСОЮЗНОГО ЗНАЧЕНИЯ"
      2019-11-26 14:13
      2434

      Совсем недавно Союз директоров театров, родившийся из обычного собрания, призванного противостоять активно мешающим работать непродуманным законам и правительственным решениям, стал официальной общественной организацией. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Театр пантомимы наконец обретет свой дом в Ереване
      2019-12-12 18:27
      326

      У Ереванского государственного театра пантомимы наконец появится свое здание, располагаться оно будет по адресу Геворга Кочара 21. Художественный руководитель театра Жирайр Дадасян надеется, что здесь труппа в конечном итоге обретет свой дом. Об этом он заявил журналистам в четверг после церемонии открытия строительства.

    • ORSIS исключили из черного списка
      2019-12-10 11:47
      324

      Российскую оружейную компанию ORSIS ("Промтехнология") решением суда исключили из черного списка поставщиков Армении, заявил РИА Новости адвокат армянской коллегии адвокатов, представляющий интересы предприятия в этой стране Александр Сирунян.

    • МАЛИНА В ФЕВРАЛЕ
      2019-11-26 13:32
      1897

      Искусство, как известно, непредсказуемо, чем и прекрасно. По крайней мере наше театральное пространство, в котором все больше стремятся перевернуть все с ног на голову, непредсказуемости с каждым днем все больше. Проекты с рекламацией "громкое новое слово" терпят фиаско, спектакли, задумывающиеся как бы "не в первую очередь", становятся успехом... Словом, не скучно!

    • ГРАФИНЯ КАЗАРНОВСКАЯ И НАША "ОБОЧИНА"
      2019-11-20 13:23
      2210

      В многообразной программе  прошедшей в начале месяца XIII ассамблеи "Русского мира"  ее гостям был показан спектакль "Пушкиниана. Любовь и карты"  Ярославского Государственного академического театра им. Ф. Волкова - дивное зрелище с участием оперной дивы.  Он стал не просто подарком для тех, кто любит театр, - он навел на многие мысли, местами невеселые.