ДЖОН КАРПЕНТЕР - ЭТО НЕЧТО!
Автор культового "Нечто" отметил юбилей
Независимое кино - не важно, будь то США, Франция, Италия, Россия или Армения, - всегда обладало и по сей день обладает особенной привлекательностью, которой в большинстве своем лишены коммерческие проекты. Часто такие фильмы в глазах и голове зрителя обретают черты таинства, способного приобщить их к миру, из которого эти картины появились. Одному из самых влиятельных авторов независимого кино, оставившему огромный след в американском кинематографе XX века, Джону КАРПЕНТЕРУ исполнилось 70 лет.
С САМОГО ДЕТСТВА КАРПЕНТЕР УВЛЕКАЛСЯ МУЗЫКОЙ И НЕ ОСТАВЛЯЕТ ЭТО ЗАНЯТИЕ ДО СИХ ПОР. Родители видели в сыне будущего знаменитого музыканта. Отчасти он им стал, но это отнюдь не главное его достижение. Достоинство номер раз Джона Карпентера - его взгляд на кинематограф, подход к созданию шедевров и нешедевров. Еще в студенческие годы он нашел старую камеру и начал снимать на нее все, что могло показаться интересным. В тот период он учился в университете Южной Каролины и выступил сценаристом и монтажером короткометражного фильма "Возвращение Бронко Билли" (1970 г.), который принес ему первую серьезную награду - "Оскар", тем самым открыв путь в Голливуд. Годом позже вместе с эксцентричным Дэном О’Бэнноном Карпентер создал короткометражку "Темная звезда". Эта юмористическая фантастика и всего лишь студенческая работа в скором времени мутировала в полнометражный фильм с бюджетом 60 тысяч долларов и даже вышла в широкий прокат. Еще один шаг к известности был сделан. Будущее манило к себе светом прожекторов!
"Хэллоуин" (1978) - фильм, который вместе с криками, кровью и ужасом принес режиссеру настоящую славу. Главным вдохновителем Карпентера при создании "Хэллоуина" стал Альфред Хичкок и его "Психо". Создав эту картину, Карпентер, сам того не зная, поспособствовал резкому скачку интереса к такому жанру как "слэшер" (от анг. slash - рубить). Позже, когда интерес к такому кино сошел на нет, жанр подхватила другая развивающаяся индустрия - компьютерные игры. Однако заслуги Карпентера и Майкла Майерса - маньяка из фильма "Хэллоуин" - на этом не заканчиваются.
Будучи независимым фильмом с бюджетом в 325 тысяч долларов, картина набрала в прокате 47 млн долларов - и это только в США, - став одним из самых коммерчески успешных независимых фильмов. Инди-проект и коммерческий успех, идущие рука об руку - согласитесь, подобный дуэт встретишь крайне редко. А публика жаждала "свежей крови", ее получила и отблагодарила за подарок по полной программе.
Фильм стал настолько успешным, что моментально раскидал свои споры по умам и студиям кинолюбителей и киноделов, разрастаясь до целой вселенной. Фильмы про Майерса выходят до сих пор, и следующий готовится явить себя зрителю уже в этом, 2018 году. Кстати, Карпентер числится в нем в списке сценаристов. Это его первое возвращение к этой теме о вселенной с 1978 года - ровно 30 лет. Похоже, он специально выжидал так долго. "Хэллоуин" и его художественная ценность не ограничились порождением нового жанра и целой вселенной. Приемы, которые Карпентер использовал в режиссуре, укоренились в жанре "хоррора" и со временем стали самыми настоящими клише. Критики, а за ними и исследователи истории кино однозначно высоко оценивают большой вклад этого фильма в последующее развитие кинематографа и карьеры Джона Карпентера в частности.
ОГЛУШИТЕЛЬНЫЙ УСПЕХ "ХЭЛЛОУИНА" ВДОХНОВИЛ КАРПЕНТЕРА на создание целой серии фантастических картин. И почти все эти фильмы оказались успешны в прокате. Первым из них стал "Туман" (1980 г.), заработав в прокате 21 млн долларов при бюджете 1 млн. История, рассказанная в картине, может вызвать ассоциации с повестью Стивена Кинга "Мгла", опубликованной в том же 1980 году. В обоих случаях рассказывается о зловещем тумане, несущем погибель всему живому.
Финансовый успех "Тумана" открыл путь для "Побега из Нью-Йорка" (1981 г.), где Курт Рассел, впервые засветившись в фильмах Карпентера и прописавшись в них надолго, в постапокалиптическом мире спасает президента США, сопровождая спасение мощнейшим экшном и рассуждениями на серьезные темы. Эта картина, конечно же, тоже окупилась в несколько раз, собрав 25 млн долларов при бюджете 6 млн Довольно высоко картину оценили и критики.
А Курт Рассел снял с себя глазную повязку и облачился в теплые одежды, чтобы не замерзнуть на полярной станции - следующей картиной в серии фантастических экшенов и ужасов стала "Нечто" (1982), одна из самых известных работ Карпентера. "Побег из Нью-Йорка" полюбился и зрителям, и критикам, но кульминационной точкой в творчестве Карпентера стало именно "Нечто". Как ни парадоксально, этот фильм почти провалился в прокате. Некоторые связывают это с тем, что он вышел летом 1982 года, когда прокат взорвали "Инопланетянин" Спилберга и "Бегущий по лезвию" Ридли Скотта. Действительно, незабываемый и очень важный год для жанра фантастики. Правда, только "Инопланетянину" удалось полюбиться фанатам и стать коммерчески успешным. "Бегущий по лезвию" и "Нечто" отбор не прошли. Особенно сильно досталось фильму Карпентера.
История о непонятной и жуткой твари из космоса берет начало в повести 1938 года Джона Кэмпбелла "Кто идет?", успевшей выдержать экранизацию в 1951 году. Карпентер, не в пример первой экранизации, хотел создать образ чудовища, вообще ничем не напоминающий человека, и это ему удалось с лихвой. Вместе с мастером спецэффектов Робом Боттином они без использования компьютерной графики создали настолько реалистичное чудище, что его невольно начинаешь воспринимать всерьез. Да и музыка, написанная знаменитым Эннио Морриконе, сыграла не менее важную роль в создании атмосферы ужаса, клаустрофобии и безысходности. Неудивительно, что неподготовленному зрителю сразу же заплохело при виде монстра. А тут и большинство критиков обильно полили фильм соком гнилых помидоров. Все это вместе создало "Нечто" репутацию одного из самых ненавистных фильмов. И все это не помешало ему в будущем стать культовой картиной как в жанре научной фантастики, так и в жанре ужасов.
КАРЬЕРЕ САМОГО КАРПЕНТЕРА ЭТОТ ПРОВАЛ НАНЕС КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ УРОН, что отразилось в его метаниях между привычной средой обитания и крупными киностудиями с рукой не только щедрой, но и карающей. Последующие два фильма - "Кристина" (1983), экранизация одноименной работы Стивена Кинга, и "Человек со звезды" (1984) оказались более удачными в прокате, но Карпентер так и не смог оправиться от нанесенного зрителями и критиками удара. Начиная с 1986 года Карпентер как при сотрудничестве с крупными студиями, так и самостоятельно создает ряд фильмов, которые знаменуют жирную черную полосу в его режиссерской карьере - ни один из этих фильмов не добивается успеха. Стартовой линией этой полосы стала картина "Большой переполох в маленьком Китае" (1986), где снова сыграл Курт Рассел. Даже продолжение приключений одноглазого героя Змея Плискина в "Побеге из Лос-Анджелеса" (1996) окупилось только наполовину.
Подобные неудачи, возможно, объективно иллюстрируют, что к этому времени ожидания зрителей и желания студий, создающих коммерческое кино, стали совпадать. Время начало меняться, вырисовывалась определенная схема, по которой можно было снять коммерчески заведомо успешный фильм. Все предыдущие неудачи на поприще независимого режиссера вынудили Карпентера начать сотрудничать со студиями, предлагавшими большие бюджеты, но отбиравшими часть свободы режиссера на площадке - своеобразная сделка с дьяволом. Именно с этим связывают успех следующей картины Карпентера, соответствующей как требованиям киностудий с их схемой "успешного кино", так и уже сформировавшимся ожиданиям зрителей. Речь идет о фильме "Вампиры" (1998).
Сильнейшее влияния на творчество Карпентера оставило и увлечение музыкой. К большинству своих фильмов он сам писал музыку. И к недавнему времени выпустил уже два сольных альбома - Lost Themes и Lost Themes-2, над которыми работал вместе с сыном Коди. Критики очень тепло встретили обе пластинки.
На карьерном пути такого неоднозначного режиссера, как Джон Карпентер, были участки гладкие и асфальтированные, но иногда на долгие мили вперед шла разбитая, грязная и ухабистая дорога, поездка по которой может принести даже боль. А влияние его творчества выходит далеко за границы кинематографа. Стоит только взглянуть на современную игровую индустрию - добрая половина игр в жанре научной фантастики и ужасов вдохновлена образами и идеями, которые он воплотил в своих фильмах. Например, серия игр Dead Space, где неизвестный инопланетный вирус трансформирует человеческие тела в страшных и смертоносных чудовищ. Чем ни "Нечто"? Или же целая серия независимых игр во вселенной "Хэллоуина" - самая известная из них Dead by Daylight, где игроку предстоит управлять знаменитым маньяком.
Так или иначе, присутствие в кинематографе людей, подобных Карпентеру - а их весьма немного, - дает самым смелым фантазиям возможность жить и воплощаться. Пусть критикуют, пусть уничтожают! Главное для такого художника не деньги - хотя куда ж без них! - и не слава. Главное - идея и самореализация.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2018-11-07 16:31
Музыка - настоящая, Фредди - не совсем 1 ноября в Армении состоялась премьера байопика, посвященного одному из самых культовых, легендарных и экстравагантных рок-музыкантов, вокалисту группы Queen Фредди Меркьюри. Название "Богемская рапсодия" фильм получил в наследство от одной из самых известных песен группы, которой в нем посвящена отдельная глава. В картине, снятой режиссером Брайаном Сингером, главная роль досталась Рами Малеку.
-
2018-07-11 15:45
Даррен АРОНОФСКИ - гость Еревана В Ереване правит бал юбилейный, XV международный кинофестиваль "Золотой абрикос". Одним из его многочисленных знаменитых гостей в этом году стал всемирно известный режиссер Даррен Аронофски․ На счету американского режиссера такие нашумевшие фильмы, как "Пи", "Черный лебедь", "Реквием по мечте" и его самая неоднозначно принятая критиками и зрителями картина "мама!" - именно с маленькой буквы. Кстати, Аронофски неплохо подготовился к приезду в Ереван и во время выступления на церемонии открытия облил из бутылки сидящих в зале зрителей - что поделаешь, открытие фестиваля совпало с нашим праздником Вардавар, так что гостям, наверное, трудно было выйти сухими из воды в такой день. В плотном графике режиссера среди интервью и различных встреч нашлось место и для выступления в Центре креативных технологий ТУМО. В ходе встречи прозвучало немало интересных вопросов, и еще более интересными были ответы на них. Вопросы были озвучены из аудитории.
-
2018-06-01 16:07
23 апреля 2018 года "Война бесконечности" охватила почти весь мир, оставляя за собой эмоциональное опустошение, чувство подавленности и шок. И это не очередной вооруженный конфликт между сверхдержавами из-за не сверхдержав, нет, это кое-что получше. Это фильм, и фильм супергеройский, прошедший в начале мая и по экранам кинотеатров Еревана.
-
2018-01-31 15:08
"Ставить во главу искусства деньги – верный путь в никуда" Упоминая "андеграунд", стоит все же уточнить содержание этого понятия. В разных странах он понимается по-разному. В США – это все то, что имеет протестный характер независимо от жанровой принадлежности. В СССР – это была та культура, то искусство, которое не признается официальной идеологией и попадает под жесткую цензуру. В Армении же - в современной, независимой Армении - андеграундом признается все то, что не есть мэйнстрим.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…