КИНО - ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ МОЖЕШЬ РАССКАЗАТЬ ТОЛЬКО ТЫ!
Даррен АРОНОФСКИ - гость Еревана
В Ереване правит бал юбилейный, XV международный кинофестиваль "Золотой абрикос". Одним из его многочисленных знаменитых гостей в этом году стал всемирно известный режиссер Даррен Аронофски․ На счету американского режиссера такие нашумевшие фильмы, как "Пи", "Черный лебедь", "Реквием по мечте" и его самая неоднозначно принятая критиками и зрителями картина "мама!" - именно с маленькой буквы. Кстати, Аронофски неплохо подготовился к приезду в Ереван и во время выступления на церемонии открытия облил из бутылки сидящих в зале зрителей - что поделаешь, открытие фестиваля совпало с нашим праздником Вардавар, так что гостям, наверное, трудно было выйти сухими из воды в такой день.
В плотном графике режиссера среди интервью и различных встреч нашлось место и для выступления в Центре креативных технологий ТУМО. В ходе встречи прозвучало немало интересных вопросов, и еще более интересными были ответы на них. Вопросы были озвучены из аудитории.
- Какой из ваших фильмов самый любимый?
- Каждый фильм для режиссера - как его дитя. Хотя у меня есть ребенок, и я люблю его больше, чем свои фильмы. Но с фильмами все так же, как и с детьми, - в них есть что-то, что тебе нравится, и что-то, что тебе нравится меньше. На данный момент мой самый любимый фильм - это "мама!", потому что он последний.
- Как вы придумываете фильмы?
- Я не могу с уверенностью и точно сказать, как именно рождаются фильмы, они как бы выталкиваются изнутри тебя. Фильмы создаются, люди их смотрят и начинают высказывать свое мнение о картине, и так я понимаю, что фильм для них значит. Кто-то его воспринимает, кто-то - нет. Главное здесь - быть честным со зрителем.
- Острая критика в адрес фильма "мама!" - как вы к ней относитесь?
- Еще в процессе работы над фильмом "мама!" мы понимали, что очень агрессивны с нашей будущей аудиторией. Ведь в основе фильма лежит сильнейшая обеспокоенность, которую и выражают актеры. Было ясно, что значительная часть людей просто не захочет его смотреть. Я с самого начала догадывался, какая будет реакция на фильм. И, как мне казалось, был готов к этой реакции. Но оказалось, пережить шквал подобной критики - это совсем другое дело. Ведь когда что-то создаешь, ты открываешься, вкладываешь свое сердце. Так что я считаю, что процесс создания произведения искусства - это дело любви. В любом случае я положительно отношусь к критике и считаю, что она всегда должна присутствовать. Тут важно понимать, что всегда найдутся люди, которые не поймут ваше искусство, люди, которые просто не воспринимают твое искусство - это нормально, это нужно просто принять.
- Как вы относитесь к предоставлению творческой свободы актерам на площадке и с кем из них вам легче или труднее работать?
- Каждый актер имеет свои личные потребности, стиль и подход. И обязанность режиссера заключается в создании необходимых условия для того, чтобы актер чувствовал себя максимально защищено и свободно, что позволит ему полностью раскрыться и самовыразиться. Создание атмосферы взаимного доверия между режиссером и актерами играет огромную роль при создании фильма. Что касается актеров, с которыми легко работать, их, конечно, много, но актеров, с которыми работать тяжело, - еще больше. Натали Портман, Дженнифер Лоуренс, Мишель Пфайффер - с этими актрисами, женщинами, было легко работать. А вот при работе с актерами-мужчинами все обстоит иначе - тут на площадке формируются вызовы совсем иного порядка.
- Ваш дебютный фильм "Пи", расскажите о его создании.
- Фильм "Пи" - моя первая серьезная работа. Я пытался реализовать проект, принимая в расчет все ограничения, которые несет в себе сумма в 20 тысяч долларов. Именно столько я смог тогда собрать. По ходу работы каждое решение натыкалось на стену в виде этой суммы. Но часто подобные ограничения и препятствия - настоящее благословение. Это как сидеть в клетке - ты внимательно рассматриваешь и исследуешь клетку, в которой находишься, а потом стараешься превратить ее в самую красивую из всех клеток.
- В некоторых ваших работах много отсылок к библейским сюжетам... Вы религиозный человек?
- Вообще-то я атеист, который считает, что Ветхий Завет является культурным наследием и настоящим сокровищем всего человечества. Ветхий Завет - фундамент всех трех мировых религий, а также основа всех наших современных правовых и социальных систем. В то же время Ветхий Завет содержит в себе лучшие истории, рассказанные за все время существования человечества. Эти истории рассказывались на протяжении тысячелетий людьми по всему миру, и до сих пор для многих они остаются очень важными. Как рассказчик историй, я рассматриваю истории любых типов. Ценность таких историй в том, что они понятны и доступны всем. Надеюсь, все знают древнегреческую мифологию? Историю об Икаре - если слишком близко подлетишь к солнцу, крылья расплавятся и развалятся, и ты погибнешь. Важно то, что для нас значит рассказанная история! Не важно, действительно произошли события, описанные в истории, или нет. Главное, чтобы история была связана с тем, что происходит сейчас. Например, история о Ное, которому Бог приказал спасти животных, так как люди заполнили Землю злом, имеет крепкую, почти прямую связь с тем, что происходит сейчас.
В своем фильме "мама!" я попытался показать связь между человеческим существом и Матерью-Землей, рассказать историю мужчины и женщины на планете Земля. Была сделана попытка рассказать одну историю посредством другой.
- Что вы посоветуете начинающим режиссерам?
- Первое и самое важное - пытайтесь рассказать историю, которую можете рассказать только вы. Если ты собираешься рассказать личную историю, которая при этом правдива, - у нее обязательно найдется слушатель. Второе - будьте последовательны. Многие люди будут говорить вам: "Нет! Уходи отсюда!", - но нужно не обращать внимания и верить в свою историю. Третье - создай команду-семью, собери вокруг себя людей, которые разделяют с вами вашу мечту и готовы всячески помогать. Четвертое - делать фильм, это очень тяжелая и напряженная работа. Тут главное четко осознавать, что ты делаешь, так как время течет очень быстро. Пятое - по-настоящему заботиться и беспокоиться о том, что ты делаешь, потому что это даст тебе ту мысль, идею, которой ты поделишься с людьми, помогающими тебе достичь цели. Мне кажется, если человек пытается делать что-то, что действительно важно для него, то работа над этим становится намного легче.
Остается добавить, что, по словам Аронофски, режиссер не исключает возможности провести съемки следующего своего фильма на территории Армении. Ходят слухи, что он даже высматривал подходящую натуру. Поживем - увидим.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2018-11-07 16:31
Музыка - настоящая, Фредди - не совсем 1 ноября в Армении состоялась премьера байопика, посвященного одному из самых культовых, легендарных и экстравагантных рок-музыкантов, вокалисту группы Queen Фредди Меркьюри. Название "Богемская рапсодия" фильм получил в наследство от одной из самых известных песен группы, которой в нем посвящена отдельная глава. В картине, снятой режиссером Брайаном Сингером, главная роль досталась Рами Малеку.
-
2018-06-01 16:07
23 апреля 2018 года "Война бесконечности" охватила почти весь мир, оставляя за собой эмоциональное опустошение, чувство подавленности и шок. И это не очередной вооруженный конфликт между сверхдержавами из-за не сверхдержав, нет, это кое-что получше. Это фильм, и фильм супергеройский, прошедший в начале мая и по экранам кинотеатров Еревана.
-
2018-02-14 16:00
Автор культового "Нечто" отметил юбилей Независимое кино - не важно, будь то США, Франция, Италия, Россия или Армения, - всегда обладало и по сей день обладает особенной привлекательностью, которой в большинстве своем лишены коммерческие проекты. Часто такие фильмы в глазах и голове зрителя обретают черты таинства, способного приобщить их к миру, из которого эти картины появились. Одному из самых влиятельных авторов независимого кино, оставившему огромный след в американском кинематографе XX века, Джону КАРПЕНТЕРУ исполнилось 70 лет.
-
2018-01-31 15:08
"Ставить во главу искусства деньги – верный путь в никуда" Упоминая "андеграунд", стоит все же уточнить содержание этого понятия. В разных странах он понимается по-разному. В США – это все то, что имеет протестный характер независимо от жанровой принадлежности. В СССР – это была та культура, то искусство, которое не признается официальной идеологией и попадает под жесткую цензуру. В Армении же - в современной, независимой Армении - андеграундом признается все то, что не есть мэйнстрим.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-09-20 11:25
Вечная классика и острая актуальность. Большой спектакль и большой стиль. Сюртуки и кружевные воротнички. Социальные сети и камеры наблюдения. И все это - в выверенной до миллиметра и полной театральности эстетике. В Ереванском Государственном Русском драматическом театре им. Станиславского готовятся к премьере. Руководитель театра Сурен Шахвердян работает нал спектаклем "ДЕНЬГИ. СТРАСТЬ. ВЛАСТЬ" - именно так интерпретирует режиссер роман классика русской литературы И. Гончарова "Обыкновенная история". Это уже второй проект, реализуемый в нашем Русском театре при финансовой поддержке московской некоммерческой организации "Русские сезоны".
-
2024-05-23 10:39
Для внесения вопроса об импичменте в повестку парламента оппозиционным фракциям не хватает одного голоса. С 12 мая в обращение запущены слухи о том, что покинувший фракцию "Честь имею" Ишхан Закарян мог бы подписать соответствующий документ. После его общения с архиепископом Багратом Галстаняном оппозиция не исключает подобное развитие ситуации. В связи с этим мы решили напомнить читателям самые яркие эпизоды карьеры этого политического персонажа.
-
2024-05-22 13:33
22 мая – день рождения командующего операцией по освобождению Шуши, Героя Арцаха, генерал-майора Аркадия Тер-Тадевосяна – легендарного Командоса.