Последние новости

ВОТ ГОРШОК ПУСТОЙ… ОН НИКУДА НЕ ДЕНЕТСЯ?

Плоды культурной капитализации

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Министерство культуры, кажется, тоже. А ведь вроде пора перекреститься, отогнать от себя наваждение и мороку со всей очевидностью провалившейся "капитализации культуры" и искать иные пути реализации культурной политики. Иначе Минкульт может оказаться перед угрозой упразднения в связи с безвременной кончиной объекта руководства. Ибо объект, сиречь культура, имеет все перспективы скончаться от авитаминоза и анорексии.

Гроза едва не грянула. Правда, до Зевса-громовержца дело не дошло, но гром прогремел, в Минкульт полетели молнии, и вполне заслуженные.

ВПРОЧЕМ, ОТСТАВИМ В СТОРОНУ ИЗЛИШНЮЮ МЕТАФОРИЧНОСТЬ И ОБРАТИМСЯ К ФАКТАМ. Две недели назад с подачи художественного руководителя Ереванского драматического театра им. Капланяна народного артиста РА Армена Хандикяна на сцену всплыл факт, возмутивший всю театральную общественность. Думается, шире – общественность культуры. Министерство культуры, регулярно рассылающее в арт-организации тонны писем и директив, запамятовало оповестить Ойкумену о решении правительства, грозящем многим субъектам культуры летальным концом. В июле прошлого года правительство приняло решение, утвержденное Национальным Собранием, а значит, получившее силу закона о том, что любая государственная субсидия, получаемая той или иной организацией, отныне облагается 20%-ным налогом на добавленную стоимость. Закон вступает в силу с начала 2018 года. А это значит, что сокращение финансирования культуры с начала того же года на 7%, о котором так много и с энтузиазмом говорилось (мол, будем хорошо работать и не просто компенсируем, а еще и приумножим), обернулось отсечением трети государственных денег!

Уточним: едва не обернулось. По крайней мере в сфере театра. Благодаря бдительности Хандикяна все мобилизовались, вникли в ситуацию, ужаснулись, собрались обращаться за защитой к главе государства, которого, как все дружно признали, кажется, единственного во власти интересует положение в культуре. "Давайте признаем - по распоряжению президента построили театр в Гаваре, сейчас начали строить здание для Театра пантомимы, до этого отстроили сцену для театра имени Маляна, переоснастили Оперу и сундукяновский театр… Для чего этот человек все это делает? Для того, чтобы одно вот такое решение свело все на нет?" - вопрошал Армен Хандикян.

Вмешательства Сержа Саргсяна не понадобилось. При посредничестве председателя СТД Акопа Казанчяна состоялась встреча с главой президентской администрации Арменом Геворкяном. Было дружно констатировано, что ситуацию прошляпил Минкульт. Ведь к новому закону прилагается список тех, кто умрет без государственной поддержки и для кого делается исключение. Именно в этот список – до более капитальных изменений – и вошли театры.

СЛОВОМ, ГРОМ ПРОГРЕМЕЛ, НО ГРОЗА НЕ ГРЯНУЛА. ДОБАВИЛА ЛИ такая "исключительность" театрам счастья? Ох, сомневаюсь. Вопрос не творчества, а выживания с повестки дня не снят. А проблема отсутствия в культуре и искусстве критериев стоит едва ли не острее, чем вопрос отсутствия финансов. Причем уничтожение критериев, как это ни парадоксально, декларируется самим культурным ведомством, которое толкает искусство на панель, призывая зарабатывать любой ценой. Как вспомнишь, что в контексте капитализации это обозначалось как эталонное достижение, так мороз по коже. При этом сами руководители театров дружно признают, что рекордные финансовые показатели, которые кое-кому удалось-таки зафиксировать, были достигнуты за счет качества.

Все тот же Армен Хандикян уже третий год никак не приступит к постановке великой пьесы Мюссе "Лоренцаччо". И дело не только в перфекционизме Армена Самвеловича. Сколько еще комедий предстоит поставить театру, чтобы накопить денег на серьезный проект! Это еще капланяновский театр, где дешевку не гонят принципиально! Количество мало-мальски серьезных премьер снизилось до минимума. Да и несерьезных - тоже. Для примера: если в предыдущие годы отборщикам главной театральной премии "Артавазд" приходилось отсматривать до 60 спектаклей, в минувшем сезоне их число едва достигает двадцати, а чтобы перечислить работы не ниже планки, вполне хватит пальцев одной руки.

НАШИ АРТИСТИЧЕСКИЕ И ОКОЛОАРТИСТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ ДАВНО и убедительно доказали: если вынести на сцену горшочек и тут же на глазах изумленного зрителя сделать то, что в горшочек делать полагается, как минимум восемьдесят процентов зрителей захлебнутся от восторга и пойдут голосовать за такое искусство драмом. Это давно уже неудивительно. Удивительно и убийственно то, что практически такой же восторг подобный тренд вызывает в недрах культурного ведомства, призванного координировать посадку разумного, доброго, вечного. Отвечать за неприкосновенность этики и эстетики, сохранение вкуса и, простите за смешное слово, духовности.

Правительство в режиме жесткой финансовой экономии может принимать какие угодно решения. И вникать в арт-специфику и нравственные приоритеты, может быть, и не обязано. Министерство культуры же, как ни крути, обязано не брать под козырек и не кидаться выполнять любое решение, не задумываясь о его пролонгированно -пагубных последствиях. Если отвечаешь за культуру, имеет смысл во что-то вникать, на чем-то настаивать и что-то отстаивать. На то оно и существует – Министерство культуры. Хотя создается впечатление, что Минкульт не настаивает и на собственном существовании. Того и гляди, накроется хризантемой в отсутствие объекта администрирования, который выбыл в результате авитаминоза, дистрофии и анорексии.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПРОСТО НЕ БОЙТЕСЬ!
      2021-01-14 09:53
      910

      Всего пять дней назад армянская интеллигенция выступила с инициативой и заявлением-требованием об отставке существующего правительства Всего за пять дней инициатива переродилась если не в партию, то в масштабное движение, которое уже обрело название - "Голос отечества", конкретную программу, а главное – готовность действовать.

    • "ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ИДЖЕВАНСКОГО ШИЗОФРЕНИКА!"
      2021-01-10 15:37
      1907

      Если цитатно – "Освободить страну от иджеванского шизофреника!". Такова была главная цель собрания, состоявшегося в отеле "Конгресс", на котором несколько десятков ярчайших и авторитетнейших представителей творческой и научной интеллигенции подписали письмо с требованием отставки правительства и, особенно, начальника страны. Интеллигенция обратилась к обществу с очередным воззванием, в глубине души осознавая, что этого недостаточно, и выражая готовность хоть на чем-то настаивать не только в эпистолярном жанре…

    • НАШИ ПАВШИЕ – КАК ЧАСОВЫЕ
      2020-12-29 10:06
      1110

      "Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие – как часовые"… Наши павшие – наша открытая рана, наша ни на минуту не оставляющая боль. Наши павшие, наши ребята – единственные, кто остался. Кто остался настоящими и неподдельными в нашей фейковой реальности помутнения, лжи и предательства. Наши павшие, наши ребята – своими телами закрывшие дыры из наших амбиций, нашей глупости и нашей слабости. Наши павшие, наши ребята – они защитят нашу спину, как защищали спины друг друга в своем последнем бою. Они не дадут нам скатиться на то дно, которое уже видно – мы не смеем предать их во второй раз. Потому то, если так, то парни второй раз умрут. Они всегда с нами – часовые нашей любви и совести.

    • “МЫ ПОТЕРЯЛИ САМИ СЕБЯ”
      2020-12-28 09:50
      3410

      Нора ГРИГОРЯН – режиссер совсем молодой. В ее не по возрасту солидном послужном списке есть и “Хроники Сумгаита”. На сцене родного Русского театра им. Станиславского она делала этот спектакль - как память и как абсолютную веру в то, что такое не должно повториться. И в дни войны она была активисткой тыла – с той же абсолютной верой…






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • “МЫ ПОТЕРЯЛИ САМИ СЕБЯ”
      2020-12-28 09:50
      3410

      Нора ГРИГОРЯН – режиссер совсем молодой. В ее не по возрасту солидном послужном списке есть и “Хроники Сумгаита”. На сцене родного Русского театра им. Станиславского она делала этот спектакль - как память и как абсолютную веру в то, что такое не должно повториться. И в дни войны она была активисткой тыла – с той же абсолютной верой…

    • ОСТАНОВИТЬ "ПИРШЕСТВО КЕСАРЯ"
      2020-12-25 10:42
      6533

      Актер, режиссер театра и кино Аршалуйс АРУТЮНЯН вернулся с войны и сразу взялся за работу – восстановил в родном Камерном театре некогда культовый спектакль А. Ернджакяна "Нерон". Спектакль, который режиссер переименовал в "Пиршество Кесаря". Хотя можно было – "Нерон в зеркале армянской демократии".

    • "НУЖНО ИСКУССТВО, В КОТОРОМ ЕСТЬ СВЕТ"
      2020-12-23 10:22
      4540

      "О войне мы говорить не будем - не о чем говорить", - заявил один из наших лучших актеров среднего поколения и директор Государственного театра "Амазгаин" им. С. Саркисяна Арман НАВАСАРДЯН.  Он вернулся с позиций всего несколько дней назад, и для артиста вторая Карабахская стала второй войной - первой была Апрельская.

    • "БУДУЩЕЕ – НЕ ЖДАТЬ, А СОЗДАВАТЬ"
      2020-12-09 10:06
      2255

      Чтобы сказку сделать былью, ее надо озвучить. Озвучить - чтобы на том пепелище, в которое превратили сегодня нашу общую армянскую душу, снова упали семена разумного, доброго, вечного. Запустив свой новый проект, ереванский Международный театральный фестиваль ARMMONO решил внести в этот процесс свою, пусть скромную, лепту.