НАЛИЦО ДЕФИЦИТ ДОВЕРИЯ,
констатирует заведующий кафедрой общей психологии ЕГУ доктор психологических наук, профессор Грант АВАНЕСЯН
- Г-н Аванесян, происходит смена миропорядка, и это отражается даже на рядовых гражданах, на каждом из нас...
- Уже четверть века мы живем в стране, относящейся к категории развивающихся. Идет процесс нашей интеграции в мировое пространство потребительского общества. Будучи частью большого мира, мы не можем оказаться вне глобальных процессов. Важно и то, что собственный капитализм мы не строили, а позаимствовали чужие модели. По законам психологии каждому этапу развития человека свойственны кризисы, которые надо пройти, чтобы подготовиться к следующему возрастному этапу. Проводя параллель с обществом, можно сказать, что наше социальное развитие не вписывается в общую систему. Наш стандарт являл собой отказ от старой формации и переход к новой, которая и сегодня чужда для большей части населения. А процесс адаптации тяжелый, все меняется быстро, поскольку идет и информационная эволюция. А когда духовные ценности уступают место материальным, общество само определяет, каким ему быть. Усугубляет ситуацию и нестабильность законов. Общество должно ориентироваться, что закон разрешает, а что нет. Когда это "можно - нельзя" перманентно меняется, у человека возникает тревога, которая дестабилизирует психическое состояние. А все заболевания, кроме инфекционных, - это психосоматика.
- В чем, на ваш взгляд, самая большая беда нашего общества?
- Негативный поток последних 30 лет - землетрясение, война, беженцы, влияние диаметрально разных позиций России, Европы, США, Азии, все эти факторы воздействия и трансформации отражаются на состоянии общества. Когда человек оказывается в сложной экстремальной ситуации (время поджимает, люди угрожают, а он сам не может найти решения, удовлетворить потребности), наступает фрустрация, а потом и демотивация. Это также может перейти в апатию, тревогу... Переносим это на общество и понимаем, что исходя из этих факторов общество должно однозначно находиться в тревожном состоянии. Оно тревожно и по отношению к вызовам современного мира независимо от того, являются ли они угрожающими или за ними кроется что-то хорошее. Все вызывает тревогу: что будет со мной, семьей, работой, средой, не только у тех, кто плохо живет, но и у тех, кто по своему статусу и материальным меркам благополучен. Материальные блага могут вылиться в хорошие машины, роскошные особняки, зарубежные поездки, но лишенный духовной составляющей такой человек живет в постоянном страхе потерять эти блага. Гедонистический настрой тоже имеет предел. Те, у кого нет материальных благ, хотят улучшить свое благосостояние и тоже тревожатся. Э. Фром писал, что, находясь между двумя ценностями, бытием и обладанием, человек отдает предпочтение обладанию. Гонка потребительского общества идет не на бытие, а на приобретение. А такое состязание держит человека в напряжении: могу ли я это иметь, при этом хочу ли я это иметь уходит на второй план. Он должен это иметь, поскольку подпадает под воздействие целевого маркетинга и информационного поля, которые диктуют ему, что есть, надевать, какой марки иметь машину. Нас ставят в эти рамки, и мы начинаем участвовать в гонке.
- Муссируется множество историй о том, как один наш человек не прижился на чужбине, другой опустился, с третьим еще что-то произошло, число потенциальных эмигрантов растет...
- Психологически это состояние побега от чего-то. Но проблема в том, что там, куда он бежит, с ним происходит почти то же самое. Возможно, и хуже. Все равно будет гонка, а поскольку он не часть этого общества, процесс адаптации усложняется. Я много путешествую, часто встречаюсь с эмигрантами и могу сказать, что многие из них, в основном это люди среднего и старшего возраста, находятся в тяжелом психологическом состоянии даже после определенного материального роста. Разлад и в семьях, дело часто доходит до развода, дети отдаляются от родителей плюс прессинг оплаты налогов, штрафов, жалобы соседей в полицию по самым, на наш взгляд, пустяшным вопросам - все это ломает психику, вызывает негативные последствия и требует обращения к психологу.
- Социальная апатия - страшный диагноз. Считается, что избежать этого можно только при сформировавшемся гражданском обществе...
- Существует масса определений гражданского общества. Социологическое знание у нас в основном импортное. А импортные представления о гражданском обществе вряд ли полностью применимы к нашим реалиям. На нашей стадии социального развития общество еще не отделено от государства. Организованных форм гражданского общества у нас мало, институционализации организаций не происходит. Есть, правда, немало общественных организаций, к примеру, садоводы-любители, но это специфические организации, и отождествлять их с гражданским обществом нельзя. Некоторые подразумевают под гражданским обществом наличие в стране неправительственных организаций. Но часто их деятельность напоминает хорошо поставленную инсценировку западного режиссера, которая отличается от реальной жизни. Есть огромная пропасть между тем, как об этом говорят в конференц-залах, и тем, как это существует в реальной жизни. Я сталкивался с этим, изучая проблему участия детей в следственных делах, судебных процессах. Есть, конечно, и хорошие программы, и честные люди. Это касается и законов. Любой закон должен быть адаптирован к национальным особенностям. А когда это не согласовано, мы не можем избежать того, что творится в политической и законодательной областях, тем более в контексте вхождения в глобализованное пространство.
- Как можно улучшить состояние нашего общества?
- Я могу только анализировать, а что делать - разговор вслепую, адресат не известен. А за свои слова нужно нести ответственность, учитывать последствия. Контекстовые мессиджи психологически самые действенные средства. Информация - дополнительный фактор нашей тревожности, и, хотя отгородиться от проблем невозможно, делать это нужно. Необходимо ощущение стабильности, уверенности. Но мы получаем от СМИ информацию, которая не способствует уверенности. Либо это популистские заявления, что все хорошо, либо громогласные заявления, что все плохо. Негатив и позитив рядом, но негатив воспринимается ближе и быстрее, а позитиву надо еще и доверять. Власти должны создать условия, чтобы позитив был убедительным, чтобы люди ощутили его. Из-за тревожности и беспокойства даже хорошие сообщения не вызывают доверия. Не в том смысле, что мы обмануты, а в том, что не сопричастны. Этот фактор важнее. Человек должен чувствовать свою сопричастность не обязательно большим политическим процессам, но хотя бы простым, повседневным. А какая может быть уверенность и какое может быть доверие, когда человека ни во что не ставят, когда он знает, что находится во власти руководителя, который в любой момент может его уволить. Знает, что за его начальником стоит другой руководитель, который в свою очередь находится во власти своего руководителя. Управляемость объектом доведена до максимума. В такой иерархии возможно только взаимное недоверие.
- Социальная структура нашего общества, проще говоря, соотношение богатых и бедных ухудшает и без того нелегкую ситуацию...
- В последние годы увеличилось число краж в крупных торговых центрах. Крадут не у людей, а с прилавка. Бедный подросток хочет иметь такой же телефон, как его богатый сверстник, так же одеваться... Все вроде бы есть, а купить не могу... Недосягаемая доступность - тоже из числа причин, вызывающих апатию. Был период, когда все воодушевленно, с оптимизмом переносили трудности, верили, что потом будет хорошо, но оказалось, что ничто не изменилось. Фрустрация, охватившая сегодня наше общество, своего рода разочарование: хотел, ждал, но не получил.
- Отсутствие доверия - одна из характерных черт нашей ментальности. Мы мало доверяем друг другу, не то что власти. Как же строить свою жизнь?
- Увлечение работой - один из методов и способов обрести стабильное состояние, уйти в позитив. Другой фактор - природа, современная жизнь оторвала нас от природы, но близость к земле и физическая активность - реально хорошие методы, помогающие оградить себя от негативных воздействий. Сложнее оградить себя от негативных людей, но главное - ценить то, что имеешь. При постоянном прессинге мы забываем позвонить другу или родственнику, а это тоже одно из утешений, теплые отношения помогают в негативной ситуации. Хороший и рефлексивный собеседник в какой-то мере терапевт. Но общественная активность у нас какая-то неискренняя. Нынче модны стартапы, но они должны существовать на уровне экономическом, а не публичном, как сейчас. Цель стартапа - претворить в жизнь свои идеи и за это получать хорошие деньги. И это не вопрос СМИ. И еще. Роскошь, кичливо выставляемая напоказ, вызывает негатив у остального населения. Тут необходимы определенные ограничения - иначе о каком доверии можно говорить?
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-04-08 11:59
В Центре эстетического воспитания детей им. Г. Игитяна проходит выставка работ Армине Галенц, которую она посвятила памяти своего отца, известного художника Саро Галенца. 10 апреля Армине исполнится 14 лет. В этот же день, только 109 лет назад 10 апреля 1910 года родился ее дед - выдающийся армянский художник Арутюн Галенц. Такое вот знаменательное совпадение. Бабушка, Армине Паронян-Галенц, в честь которой девочка названа, тоже была художницей. Так что, по-видимому, рисовать Армине Галенц-младшей предначертано самой судьбой.
-
2019-01-16 11:28
Беседа с доцентом кафедры культурологии исторического факультета ЕГУ Юлией АНТОНЯН.
-
2018-12-21 15:36
говорит в интервью "ГА" директор НИИ физиологии им. Л.А. Орбели НАН РА доктор биологических наук Наира АЙВАЗЯН - Г-жа Айвазян, минувшей осенью в Ереване прошло много академических мероприятий, в том числе инициированных и напрямую организованных вашим институтом. Расскажите об этом подробнее.
-
2018-12-21 14:55
Чуть более года назад ушел из жизни Саро Галенц - тонкий художник, выделявшийся особым творческим почерком, человек редкой одаренности, истинный интеллигент - без высокомерия, но с достоинством, без зазнайства, но с подлинным интеллектом, прямолинейный без грубости. События его личной жизни не становились достоянием общественности, он не заискивал перед коллекционерами, не заигрывал с прессой, он работал.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2021-06-09 10:32
В этом году сотрудничество спортивных психологов со сборными командами Армении впервые проходит на государственном уровне. Корр. "ГА" побеседовал на эту тему со спортивным психологом Анжелой БАРХУДАРЯН - президентом Федерации спортивных психологов Армении (ФСПА), действительным членом Ассоциации спортивных психологов России (АСПР). В 2012-2016 гг. Бархударян работала психологом в возглавляемом профессором Рафаелем Торояном научном центре при Армянском государственном институте физической культуры и спорта. За ее плечами более 7 лет практического опыта работы в данной сфере. Бархударян – автор ряда научных статей, опубликованных в Армении и за рубежом. Является членом общественного совета в Министерстве образования, науки, культуры и спорта (МОНКС).
-
2021-02-04 12:53
Пострадавшие в результате боевых действий в Нагорном Карабахе получат психологическую поддержку. Об этом говорится в постановлении правительства Армении.
-
2020-09-10 10:32
Еще месяц назад, когда правительство Армении собиралось в последний раз продлить режим ЧП, было ясно, что даже в случае полного искоренения в стране коронавируса оно не станет упускать из рук инструмент давления и тотального контроля над общественностью. А когда в конце августа на очередном заседании правительство приняло поправки в ряд законов, которые позволят соблюдать правила карантина без введения режима чрезвычайного положения, стало ясно, что этот самый инструмент решили усовершенствовать.
-
2020-09-05 16:00
В интервью "ГА" профессор психологии Рубен АГУЗУМЦЯН рассматривает проблемы кадровой политики