ВОЗВРАЩЕНИЕ ТАМАРЫ ГВЕРДЦИТЕЛИ
Культурный фонд "Галерея искусств", руководимый Мариам Шагинян, продолжает радовать своих друзей и любителей музыки. И если доселе он представлял классическую музыку в исполнении молодых и уже известных исполнителей, то ныне впервые фонд уделил внимание другому жанру – эстраде, пригласив в Ереван талантливую певицу, пианистку, композитора – народную артистку Грузии и России Тамару Гвердцители.
КОНЦЕРТ, ПРОШЕДШИЙ В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ ФИЛАРМОНИИ И СОСТОЯЩИЙ из двух отделений, не случайно носил наименование "Возвращение". Гвердцители была в Ереване очень давно, еще будучи маленькой девочкой, выступавшей в составе известного в те годы детского ансамбля "Мзиури". И вот спустя десятилетия встреча с уже профессиональной певицей состоялась снова. Как заверила Мариам Шагинян, отныне это возвращение будет неоднократным, потому что в результате переговоров появятся новые проекты.
В первом отделении концерта "Сны Грузии" Гвердцители проникновенно исполнила грузинские песни удивительной красоты и лиризма: "Сулико", "Мравалжамиер" ("Многие лета"), "Тбилисо", "Сакартвело" ("Грузия"), никого не оставив равнодушным в зале. А Государственный ансамбль Грузии "Рустави-трио" своим трехголосием придал этому исполнению особый шарм и эмоции. Авторские песни певицы (в том числе посвященная Сергею Параджанову), а также мелодии из кинофильмов "Мимино", "Веселая хроника опасного путешествия" (песня аргонавтов) были встречены бурными аплодисментами и с удовольствием подхвачены зрителями в зале.
ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОСТОЯЛО ИЗ ПЕСЕН МИШЕЛЯ ЛЕГРАНА, АРНО БАБАДЖАНЯНА, репертуара Эдит Пиаф, знаменитых песен "Мамины глаза", "Виват, Король!", "Ов сирун, сирун" и других. После завершения концерта артистку долго не отпускали со сцены, щедро одаривая ее изумительными букетами. А до него состоялась встреча Гвердцители с журналистами.
- Я счастлива, что мы в Ереване, и сегодняшний концерт для нас – это колоссальная ответственность, - сказала она. - Все музыканты напряженно ждут репетиции, а далее концерта, тем более в такой культурной древней стране с богатыми музыкальными традициями, что вызывает колоссальные эмоции и вдохновение.
- Недавно на гастроли в Ереван приезжала Нани Брегвадзе. Она сказала, что ее визитной карточкой – и об этом она говорит везде и всегда – является песня "Снегопад" Экимяна, рассказала, как эта песня оказалась в ее репертуаре. А есть ли у вас подобные песни?
- В России моей визитной карточкой являются песни "Виват, Король!" и "Мамины глаза". А в Грузии – другая песня, написанная мною, – "Сакартвело". Мне было 18 лет, когда эта песня появилась. В ней отражаются все надежды, чувства, которые человек испытывает в этом возрасте, эти чувства связаны с дружбой, любовью, преклонением перед своей родиной...
"Виват, Король!" – песня, сыгравшая огромную роль в моем творчестве. Ее авторы – композитор Гена Татарченко и поэт Юрий Рыбчинский написали в Киеве специально для прощального концерта в честь выдающегося футболиста сборной СССР и капитана киевского "Динамо" Олега Блохина. В связи с его уходом из большого спорта состоялось огромное мероприятие, на котором впервые прозвучала эта песня. Она была написана буквально за одну ночь, а потом мне позвонили и попросили, чтобы я ее посмотрела и, возможно, исполнила, чтобы чествовать такого замечательного спортсмена. Тогда у всех было ощущение, что эта песня прозвучит по случаю, а затем у нее не будет никакого продолжения. Но, как оказалось, ей была уготована другая судьба. Время не стоит на месте, и у каждого поколения появляются новые достойные герои. Песня до сих пор востребована. И если я ее не пою, все равно публика требует исполнить.
- Встреча с Мишелем Леграном сыграла в вашей творческой жизни особую и значимую роль. А как она произошла?
- Французский продюсер Алекс Москович представлял мои интересы. У него родилась мысль послать легендарному маэстро видеозапись с моим выступлением. Кассета дошла до него, и это стало большим подарком судьбы, потому что тысячи подобных кассет поступают к нему со всего мира. Маэстро послушал и сам выразил готовность ко встрече со мной. Она состоялась в его резиденции под Парижем. Мы долго с ним беседовали, музицировали. Он был полон признания, уважения, тепла. Мы импровизировали на двух роялях. Играли его музыку, играли Баха. Видимо, все это способствовало нашему дальнейшему сотрудничеству и дружбе. Он всегда был по отношению ко мне очень добрым, неким поводырем для меня. И я благодарна судьбе за эту счастливую встречу.
- Вы являетесь дипломантом Международного фестиваля музыки Арно Бабаджаняна "за придание нового авторского звучания музыке Арно Бабаджаняна, высочайший профессионализм и личный вклад в проведение концерта, посвященного 85-летию композитора". Расскажите о вашей встрече с ним.
- Арно Арутюнович Бабаджанян – гениальный, выдающийся композитор XX столетия, и я счастлива, что с ним познакомилась на фестивале в Таллине много лет назад. Тогда мы выступали с ленинградским большим симфоническим оркестром. Будучи 18-летней девочкой, я смотрела на таких артистов и музыкантов как на небожителей. Была репетиция, во время которой Арно Арутюнович играл "Ноктюрн" с оркестром. Мелодия эта уже звучала, ее часто исполняли, но именно на этой репетиции я поняла, что он еще и гениальный пианист. Арно Арутюнович был человеком абсолютно космического таланта, непревзойденного. И я считаю, что те, кто общался и был знаком с ним, кто слышал и до сих пор слушает его музыку, - счастливые люди.
Через месяц после нашего знакомства Арно Арутюнович написал для меня одну из своих последних песен "Прости меня". Я очень часто исполняю его песни и считаю, что таким образом общаюсь с ним. Интересно, что в любом уголке мира, как только начинают звучать первые ноты или первые слова песен Бабаджаняна, у публики сразу поднимается настроение, потому что композитор смог сделать так, что его мелодии для каждого из нас становятся своими.
- Как, на ваш взгляд, с тех пор изменилась публика?
- Изменилось многое, в том числе зрители. Абсолютно другое понимание эстрады, сценического действия и всего того, что связано с театральными и площадными событиями, свидетелями которых мы сегодня являемся. Когда я бываю на гастролях в постсоветских республиках, всегда с интересом наблюдаю за подъемом национального духа людей, вниманием к этнической музыке, к своим истокам. Думаю, что молодежь наших стран все-таки найдет правильное решение для того, чтобы перенять то хорошее, что было в те времена, в том числе в западной музыке, и привнесет это в современную действительность, оставаясь абсолютно отличной от прошлых веяний. Потому что индивидуальность – это самое главное, что есть у артистов.
- Как вы попали в ансамбль "Мзиури" - первый в Советском Союзе школьный ансамбль, где пели 20 девочек 10-11 лет, основателем которого был наш соотечественник Рафаэл Казарян.
- Это колоссальное событие в моей жизни: детство, окрашенное музыкой, сценой, успехом. Когда состоялась наша первая встреча, ансамбль уже существовал. Как-то Рафаэл Аркадьевич услышал песню в моем исполнении с оркестром. А через некоторое время из Дворца пионеров, при котором действовал ансамбль, нам позвонили и попросили маму, чтобы она привела меня на прослушивание. Меня похвалили и взяли в ансамбль, а через две недели мы поехали на гастроли в Ленинград.
- Ваши концерты проходят по строго определенному плану или в них главенствует импровизация?
- Конечно, импровизация на концертах присутствует. Идет диалог между артистом и зрителем, и каждый раз это происходит по-разному.
- Что вы считаете большим достижением в вашей творческой жизни?
- С музыки начинается мой день и ею же заканчивается. Для музыканта очень важно понимать, что музыка помогает людям преодолевать жизненные трудности.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2018-12-24 17:43
Всеобщий любимец публики народный артист России Дмитрий Харатьян на днях был гостем Еревана. Он выступил на своем двухчасовом творческом вечере в Доме Москвы. Желающих встретиться с артистом было много. Публика штурмом (в прямом смысле этого слова) брала зал и занимала свободные места в нем, где, кстати, заранее были поставлены дополнительные стулья, - вход был свободным. А те, кому не удалось сесть, рядами выстроились в проходах, расположились по краям сцены и даже расселись прямо на полу перед ней.
-
2018-12-14 15:26
14 декабря певице мирового класса Гоар ГАСПАРЯН исполнилось бы 94 года. Ее заслуги в области вокального искусства неоспоримы. Но говорить о них мы не будем. Они известны всем. Сегодня мы хотим представить Гоар Михайловну в несколько ином ракурсе.
-
2018-12-10 16:06
В день трагической даты для армянского народа - тридцатилетия Спитакского землетрясения - 7 декабря в Гюмри в церкви Пресвятой Богородицы (Семь ран) состоялся концерт известного французского оперного певца, выходца из Ленинакана Адама Барро (Мурада Амирханяна).
-
2018-12-05 16:15
7 декабря - в день 30-летия разрушительного Спитакского землетрясения по телеканалам "Россия-1" и Общественному армянскому телевидению (в 23.15) пройдет премьера художественного фильма "Спитак" режиссера Александра Котта. 29 ноября он вышел в российский прокат и был представлен в Таллине в рамках кинофестиваля "Темные ночи". А до этого успел побывать на нескольких международных кинофестивалях и получить награды: приз "Серебряный Георгий" 40-го Московского международного кинофестиваля за лучшую режиссерскую работу, удостоился такого же приза на открытом Российском фестивале кино и театра "Амурская осень".
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-08-29 10:11
Арммоно работает без отпусков. Участие в четырех международных фестивалях, две награды и приглашения на новые театральные форумы - таковы результаты ереванского фестиваля по итогам расслабленного сезона. Последнее достижение - вчера делегация Арммоно вернулась с Международного фестиваля "Островский-FEST" в Кинешме, где спектакль "В Канаду с двумя чемоданами" (продукция театра-фестиваля "Armmono", Армения) был удостоен специального приза.
-
2024-07-20 10:03
Санкт-Петербургский театр балета имени Леонида Якобсона вновь предстал перед ереванским зрителем. Театр уже посещал Армению в марте 2023 г., представив балет «Дон Кихот». Тогда питерские артисты смогли показать ереванскому зрителю непревзойденный русский балет.
-
2024-05-23 10:39
Для внесения вопроса об импичменте в повестку парламента оппозиционным фракциям не хватает одного голоса. С 12 мая в обращение запущены слухи о том, что покинувший фракцию "Честь имею" Ишхан Закарян мог бы подписать соответствующий документ. После его общения с архиепископом Багратом Галстаняном оппозиция не исключает подобное развитие ситуации. В связи с этим мы решили напомнить читателям самые яркие эпизоды карьеры этого политического персонажа.