АЙВАЗОВСКИЙ ВО МГЛЕ
Мне подарили книгу-альбом "Ованес Айвазовский", вышедшую на армянском и английском языках в издательстве AREDIT в 2017 году. Книга, изданная коллективом авторов по заказу Министерства культуры Армении, посвящена 200-летию со дня рождения выдающегося мастера.
Я с нетерпением разорвал пленку, в которую было упаковано издание, устроился поудобнее и, по привычке начав с конца, бегло пролистал книгу. Но оказалось, что в ней не было… Айвазовского. Разумеется, я заметил, что там излагалась биография художника с немалым количеством иллюстраций его родных и современников, но вместо главного для меня – творений любимого мастера - я увидел неопрятную мазню.
КАРТИНЫ АЙВАЗОВСКОГО – ЭТО ТОРЖЕСТВО СВЕТА, ЧИСТОГО ЦВЕТА, невероятной воздушности и прозрачности пространства. Из-за крайне низкого качества воспроизведения подавляющее число работ мастера было грубо лишено этих качеств и буквально превратилось в тусклые, бездарные поделки. Иначе невозможно оценить те "иллюстрации", которые приведены, например, на страницах 22, 25, 53, 65, 77, 80, 81, 95, 118, 119, 124,125, 128 и 181. На мой взгляд, только одна картина из книги-альбома - портрет жены художника (стр. 149) - может быть приписана (по качеству воспроизведения) кисти Айвазовского. Еще пять-шесть картин – с явной натяжкой.
Чтобы не выглядеть голословным, вкратце остановлюсь на некоторых иллюстрациях. В картинах из феодосийского цикла "Восход солнца" и "Закат солнца" (стр. 68-69) грубо искажена вся цветовая гамма: в первой вместо нежного красно-голубого превалирует густой зелено-синий цвет. Во второй - небесная голубизна превратилась в ядовито-синий слой, а чисто прорисованная автором морская гладь – в подобие нефтяной лужи. Не повезло даже изображениям Арарата: знакомые силуэты величественных вершин, парящих в кристально чистом пространстве, иначе смотрятся (стр. 152, 153 и 161) из-за лишенного света переднего плана. А "Вид на озеро Севан" (стр.161) пострадал еще больше: исчезла даже фирменная для живописца голубизна водной глади. Судя по книге-альбому (стр. 120-129), Айвазовскому не удавались зимние пейзажи: некоторые полные света, прозрачные виды превратились в тусклые, мутные изображения. Особенно пострадало полотно "Исаакиевский собор в морозный день", здесь исчезли не только тени, но даже блеск золотых куполов.
ЛЮБОПЫТНО И ТО, КАК ПОДОБРАН САМ МАТЕРИАЛ ИЛЛЮСТРАЦИЙ. Известно, что примерно на девяти из десяти картин художника (а их более шести тысяч!) изображена морская стихия, ведь Айвазовский – акцентированный маринист. Похоже, либо авторы книги-альбома этого не знают, либо им захотелось выставить юбиляра разносторонним художником. Иначе невозможно объяснить столь относительно скудный набор его шедевров, многие из которых загнаны в поистине микроскопический формат: трудно поверить, но встречаются даже (стр. 52) пейзажи с морем (из венецианского цикла ) формата примерно 7 на 5 сантиметров! Это при том, что одна из них в оригинале имеет формат более чем в 1 метр на 60 сантиметров. А самый, пожалуй, известный шедевр мастера, "Девятый вал" (стр. 70), подан не только в малом формате, но и… наполовину урезанным. А немногочисленные картины, имеющие относительно большой (наиболее важный для альбома) формат, Айвазовского-мариниста фактически не содержат.
Меня заставило взяться за перо не только желание призвать к ответу авторов и особенно издательство за очевидное оскорбление великого художника в дни его юбилея. Мне обидно, что многие покупатели книги, особенно молодые, были лишены возможности увидеть работы гения, гармония которых сравнима с музыкой Моцарта.
Я попытался навести справки об издательстве AREDIT в интернете. Похоже, оно "засекречено": ни адреса, ни телефонов, ни имени владельца. Зато оказалось, что в прессе есть сведения об особо теплом отношении к AREDIT со стороны Министерства культуры.
Возможно, некоторым читателям покажется пустяком мое возмущение по поводу одного некачественного издания. Но не будут ли они сами возмущены, если, например, в этом году, в дни юбилея Комитаса, будет выпущен компакт-диск, на котором запись шедевров композитора будет произведена из интернета, посредством допотопного сотового телефона. А ведь именно так поступило издательство AREDIT.
Интернет сегодня не только всемирная энциклопедия, но и некое подобие мусорной свалки. На имя Айвазовского откликаются и изображения, введенные в устаревшем, скудном цифровом формате. Некоторые из них буквально совпадают с "иллюстрациями" данной книги-альбома. Но независимо от того, поступало ли именно так издательство AREDIT или оно переснимало изображения из других изданий, одно ясно: перед нами не просто халтура, "посвященная" юбилею великого художника, а откровенное жульничество.
СОВЕРШЕННО ЯСНО, ЧТО ЕСЛИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНТЕРНЕТОМ, ТО СКАЧИВАТЬ картины необходимо только в высоком разрешении (в формате HD) и воспроизводить их на современном оборудовании. Конечно, в идеале лучше пользоваться оригиналами, а цифровые копии корректировать при печати. Да, это нелегко, это дорого обходится, но таковы современные требования. А издательство AREDIT (с благословения Министерства культуры) дошло до того, что до неузнаваемости изуродовало даже картины, выставленные в Картинной галерее Армении. Вряд ли случайно и то, что данная книга-альбом продавалась (как было отмечено выше) в плотной полиэтиленовой упаковке, лишающей покупателя возможности заглянуть внутрь. Как говорится, знает кошка, чье мясо съела.
Возникает вопрос: насколько данное издание книги-альбома соответствует как требованиям тендера, выигранного AREDIT у соперника, так и официальному контракту, несомненно, подписанному с Министерством культуры. Там-то наверняка были учтены высокие затраты на качественное воспроизведение иллюстраций, а дизайнеру книги-альбома (есть такой в списке авторов) была, наверное, предусмотрена немалая зарплата, как, впрочем, и всему авторскому коллективу. Ведь идея издать эту книгу-альбом и руководящая роль при исполнении принадлежат самой Асмик Погосян, сейчас уже экс-министру культуры.
Считаю, что как минимум издательство AREDIT обязано переиздать за свой счет данную книгу-альбом в полном соответствии со своими обязательствами. А как же иначе?
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2014-10-27 14:17
Бюрократия – это клей, смазывающий колеса прогресса. Д-р Джеймс Х. Борен После летних отпусков в здании президиума Национальной Академии наук Армении царит необычное оживление. Еще бы: вот-вот грядут очередные выборы в академию, и штатные члены президиума выжимают максимум личных и корпоративных выгод из дарованных им законом "О науке" привилегий.
-
2013-09-26 00:00
Пресса работает вхолостую Пресса у нас признана свободной. Действительно, развернув газеты, можно встретить образцы критики, "невзирающей на лица". Но западные эксперты (да и просто туристы), которые видят такое свободомыслие собственными глазами, редко замечают одно важное обстоятельство: всевластие и безнаказанность некоторых наших чиновников разных рангов и мастей - от "справедливых" судей до "руководителей" науки. Причем же тут пресса? А притом, что обычно наш чиновник в упор ее не видит и поэтому свобода прессы работает на демократию вхолостую.
-
2013-06-22 00:00
Открытое письмо Министру охраны природы Армении Араму Арутюняну Уважаемый Арам Хачикович! Недавно Вы были вновь, во второй раз подряд, назначены министром охраны природы. По-видимому, власти вами довольны, хотя, на мой взгляд, шесть предыдущих лет вашей деятельности были ознаменованы усугублением тревожной ситуации в деле защиты природы.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-07-01 09:54
Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.
-
2023-06-17 10:36
В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.
-
2023-06-14 13:07
Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".
-
2023-04-24 10:05
Более 120 лет отделяют нас от дня рождения и 75 лет от дня кончины величайшего армянского художника, подлинного новатора Аршила Горки, творчество которого так же своеобразно и многолико, как и выдвинувшая его эпоха. Этот признанный новатор был из тех, кто в полной мере испытал на себе все ужасы армянской трагедии начала XX века – резню, беженство, сиротство, чужбину.