Последние новости
0
3565

КОНКУРС: ПРИЩЕЛКИВАЙТЕ ПАЛЬЦАМИ И ПРИХЛОПЫВАЙТЕ ЛАДОШКАМИ!

В начале мая я побывала на международном конкурсе молодых исполнителей им. Важы Чачавы в Тбилиси. Конкурс памяти этого музыканта заинтересовал сразу.

ВСПОМНИЛОСЬ, КАК В СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ МНЕ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ ПОБЫВАТЬ на концерте Елены Образцовой в Ереване, и я была восхищена не только пением прекрасной певицы, но и удивительно тонким, чутким, неподражаемым аккомпанементом ее концертмейстера. Это был Важа Чачава, известный грузинский и российский пианист и педагог. Он преподавал концертмейстерское искусство, камерное пение и камерный ансамбль в Тбилисской консерватории, работал концертмейстером Тбилисского оперного театра, выступал с ведущими грузинскими певцами - Зурабом Соткилавой, Маквалой Касрашвили, Ламарой Чкония и другими, а также с грузинскими инструменталистами. С 1977 г. по приглашению Елены Образцовой он переехал в Москву и на протяжении 30 лет аккомпанировал ей, преподавал в Московской консерватории, с 2000 г. заведовал там кафедрой концертмейстерского искусства... Вот почему конкурс его имени заинтересовал.

Конкурс этот проводится второй раз. До отъезда на конкурс я пыталась узнать, кто был членами жюри прошлого соревнования, послушать лауреатов, но никакой информации на сайте конкурса не смогла найти, а на мои вопросы организаторам так и не получила ответа. Обычно состав жюри предстоящих конкурсов заранее не афишируется по вполне понятным причинам, но имена членов жюри прошедших конкурсов в секрете не держат. Узнай мы заранее о том, кто судьи, мы бы не сунулись на этот конкурс: кому охота быть "пушечным мясом".

Как бы то ни было, я и моя студентка второго курса фортепианного факультета Ереванской консерватории Лилит Давтян отправились в Тбилиси. Было ясно, что конкуренция может быть очень серьезной, потому что Тбилиси – город с прекрасными музыкальными традициями, особенно пианистическими. В Тбилиси проводятся серьезнейшие музыкальные международные конкурсы, для участия в которых съезжаются талантливые молодые музыканты со всех концов мира, а те, кто удостаивается званий лауреатов, в дальнейшем  украшают мировые музыкальные сцены.

КОНКУРС – ВАЖНЕЙШИЙ ЭПИЗОД В ЖИЗНИ КАЖДОГО МУЗЫКАНТА, ОСОБАЯ среда его существования, в которой есть место блистательному успеху и разочарованию, творческому восторгу и тревожному ожиданию решения жюри. Задачей каждого конкурса является создание творческой, профессиональной атмосферы, в которой каждый исполнитель сможет реализовать себя в меру своих возможностей.

Приехав на конкурс, мы были неприятно удивлены, что Дом композиторов, в котором должен был проходить конкурс, находится в плачевном состоянии. Очевидно, что прежде роскошное здание с небольшим, но в прошлом изысканным концертным залом с зеркалами, позолоченной лепниной и люстрами находится в полном запустении. Рояль, на котором предстояло выступать участникам, тоже оставлял желать лучшего. Но нам, музыкантам бывшего Союза не привыкать к трудностям, к такого рода неудобствам мы относимся с пониманием. Участники конкурса пытались репетировать в трех помещениях с разбитыми старенькими фортепиано и роялями - все старались, как могли.   

Почему же я решила поделиться впечатлениями? Не потому, что на этом конкурсе, как на многих других, царила атмосфера протекционизма, нет. За долгую конкурсную историю  выработана особая стратегия и тактика по распределению призовых мест, и многие музыканты, часто судящие конкурсы, ею владеют в совершенстве. К сожалению, это очень распространенная практика. Протекционизмом я называю порочную систему, когда члены и председатели жюри представляют на конкурсе своих учеников. Всем же понятно, что у них не может быть объективного отношения ко всем участникам соревнования, даже если они искренне верят в свою объективность. Ситуация еще более "удобна", когда на конкурсе есть различные возрастные группы и ученики членов жюри оказываются в разных возрастных категориях! Все "честны", "справедливы", никто не проталкивает своего ученика, коллеги и без просьбы готовы поддержать друг друга. Есть конкурсы, где члены жюри не должны оценивать своих учеников, от их имени выставляется средний балл, полученный участником (хотя можно обо всем договориться со своими коллегами...) Это порочный круг, из которого трудно вырваться.

Чтобы не быть голословной, приведу цифры, причем лишь те, что находятся на поверхности. Так, от имени учредителя фонда, директора конкурса им. В.Чачавы (Грузия, Россия), члена жюри по специальности вокальное пение выступали  два конкурсанта; от имени его коллеги по цеху (Казахстан) – четверо (в трех возрастных категориях); от имени жены директора конкурса, тоже члена жюри по специальности "камерный ансамбль" - три ансамбля (разные категории); в группе сольного скрипичного исполнительства от одного из членов жюри (Грузия) было представлено четыре ученика (разные возрастные категории). На их фоне удивительно "скромно" смотрелись председатель жюри вокалистов (Грузия) – один участник; председатель жюри пианистов - один участник, член жюри пианистов – один участник. Кто стали победителями конкурса -угадать читателю не составит большого труда.   

ПИШУ НЕ ПОТОМУ, ЧТО В ЖЮРИ БЫЛА ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ ЧАСТИ Бакинской музыкальной академии им. Гаджибейли с соответствующим отношением к участнику из Армении и с шестью конкурсантами - пианистами из Азербайджана. Поняв, что расклад не в нашу пользу, мы не отчаялись и решили, что, так или иначе, конкурс – хорошая возможность "прогнать" программу, и вне зависимости от результата он важен.

Оговорюсь, что двое из шести азербайджанцев, несмотря на некоторые шероховатости в игре, в целом были хорошо подготовлены и играли ровно. Особо хочу подчеркнуть игру Исмаиловой Нармины из группы Б, отличившейся гармоничным комплексом музыкантских и пианистических качеств. Но им не уступали и участники из России и Армении, которые, однако, удостоились лишь дипломов, ведь их педагоги не были в составе жюри. Но и это не беда, на конкурсах часто мнения жюри расходятся, и это нормально.

Меня удивило то, что единственным замечанием, которого удостоилась игра Давтян Лилит из Еревана, было то, что музыка Комитаса (а именно его "Шесть танцев"), оказалась, цитирую: "слишком простой, заезженной, заунывной и долгой (11 минут) для игры на международном конкурсе"! Кстати, оговорюсь, что за рамки регламента армянский участник не выходил и замечаний по поводу исполнения тоже не было. То, что на даму из Азербайджана Комитас действовал, как красная тряпка на быка, у меня не вызвало удивления, и то, что во время игры армянской пианистки председатель жюри жестко "обрабатывался" ею, тоже. Удивило то, что мнение было "общее". Но разве этюды Шопена, сонаты Бетховена, Гайдна и Моцарта не "заезжены"? Мы же не отказываемся от них только из-за того, что их постоянно играют и будут играть веками? Почему музыку Комитаса отнесли к "неконкурсным" произведениям, которые стоит играть разве что там, в Ереване, для армянской публики, но никак не на конкурсе в Тбилиси"!

ЕДВА ЛИ МИРОВАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕНОСТЬ ЗНАКОМА С МУЗЫКОЙ Адиля Бабирова, Тофика Кулиева, а также Арифа Джангир оглы Меликова, чьи произведения оказались "конкурсными"... Зато музыку Комитаса Европа знает очень давно! Перед гением Комитаса склонял голову Клод Дебюсси, который отмечал: "Если бы Комитас создал только "Антуни", этого было бы достаточно, чтобы считать его великим музыкантом". Ему посвятил стихи Арсений Тарковский.

Я не собираюсь рассказывать читателю азбучные истины о том, кто есть Комитас, насколько он велик и насколько глубока его музыка. Предполагаю, что некоторые члены жюри тоже знакомы с его творчеством, но разве можно отказать просьбе влиятельной особы из братского Азербайджана, которому Грузия задолжала огромные деньги за углеводород и многое другое?!

А может, некоторые уважаемые члены жюри конкурса просто не знают Комитаса? Им стоит ознакомиться с этой музыкой хотя бы в исполнении великого пианиста современности – Григория Соколова. Ведь очевидно же, что пианист такого калибра не удостоил бы вниманием музыку Комитаса, не будь она утонченна и изысканна, и едва ли ему пришло в голову исполнить "Лезгинку" Тофика Кулиева, исполненную одним из азербайджанских конкурсантов, ставших лауреатом, которую композитор предписал исполнять с прищелкиваниями пальцами и прихлопываниями ладошками!!! Удивительно, но именно эта музыка вызвала живейший интерес у жюри! Хотя, чему удивляться, если в Тбилиси есть сквер Гейдара Алиева, где установлен его памятник, а Турция и Азербайджан являются самыми крупными инвесторами в экономику Грузии...

Гаяне МАРГАРЯН, кандидат искусствоведения, профессор кафедры специального фортепиано ЕГК, профессор кафедры мировой литературы и культуры РАУ

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АМЕРИАБАНК УСПЕШНО РАЗМЕСТИЛ ПЕРВЫЕ «ЗЕЛЕНЫЕ» ОБЛИГАЦИИ
      2020-11-30 16:45
      254

      Америабанк выпустил «зеленые» облигации в евро на сумму, эквивалентную 50 миллионам долларов США, что стало важной вехой на местном финансовом рынке как первый в истории проект по выпуску «зеленых» облигаций в Армении. Облигации были структурированы в соответствии с международно признанными принципами зеленых облигаций Международной ассоциации рынков капитала.

    • ЕГО ВОЗДУШНЫЕ ЗАМКИ БЫЛИ ОБРАЩЕНЫ К ЗВЕЗДАМ
      2020-11-30 16:43
      259

      К 75-летию Рубена САРКИСЯНА Он был удивительно несуетным, в гармонии с миром и с собой. Его воздушные замки строились на земле, но лицом были обращены к звездам… Масштаб личности Рубена Саркисяна, значимость его Слова большого художника давно утвердили его имя в числе тех, кто творил историю современной армянской музыки на рубеже тысячелетий. Рубен, несомненно, тяготился бы высокопарным слогом, ограничусь поэтому скромным эссе в надежде все же раскрыть дорогой сердцу образ.

    • КРОВАВАЯ МЕДАЛЬ
      2020-11-30 12:28
      639

      Осознает ли награжденный медалью Мхитара Гоша начальник ССС, что падение Шуши - также результат его действий, что армия была лишена потенциала освободившего Шуши командного состава, а те, кто попытался помочь в обороне, предотвратить падение, были отстранены от руководства боевыми действиями?

    • НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ ПОСЛЕ ВОЙНЫ
      2020-11-30 12:27
      508

      Высокотехнологичный характер последней карабахской войны, которую уже успели окрестить войной XXI века, является предтечей войны нового типа, которую во многом можно назвать бесконтактной войной.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • САЛЮТ, РОССИЯ! МЫ ПОБЕДИМ!
      2020-10-08 14:58
      835

      7 октября в крымском Артеке стартовал финал международного конкурса молодых исполнителей популярной музыки "Детская Новая волна 2020". Среди прошедших в финал участников из России, Беларуси, Казахстана, Грузии, Испании, Южной Кореи и других стран представлены также Элен Бадалян из Армении и Ани Петросян из Арцаха. Интересно, что вылет арцахской делегации с участием 10-летней Ани был запланирован на 27 сентября, - день, когда мирное небо второго армянского государства взорвала война.

    • СИМВОЛ ТАЛАНТА И ДОБРОТЫ
      2020-09-30 21:47
      1255

      30 сентября 100 лет назад родился Лазарь САРЬЯН Арно Бабаджанян, Александр Арутюнян, Эдвард Мирзоян, Лазарь Сарьян, Адам Худоян. Их называли "армянской могучей кучкой". Еще недавно они были рядом с нами, определяли высокую планку армянского музыкального искусства. Эта планка, заданная ими, никогда не снизится. Мы не отвыкли от их голосов, от их музыки. Они словно идут нам навстречу. Живут беспокойно, счастливо для нас, для следующих поколений в своих прекрасных произведениях, своей музыке.

    • ТУРБУЛЕНТНЫЙ СЕЗОН СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
      2020-09-22 10:50
      2430

      Государственный симфонический оркестр Армении (ГСОА) открыл свой 15-й, юбилейный сезон. Концерт, на котором прозвучали три фрагмента из балета "Снежная королева" Тиграна Мансуряна и 9-я симфония Антонина Дворжака, прошел в Спортивно-концертном комплексе им. К.Демирчяна и собрал ценителей классической музыки и поклонников творчества оркестра.

    • Японская клавинова - в дар Дому камерной музыки
      2020-09-19 10:12
      818

      В Доме камерной музыки имени Комитаса появилась клавинова (инновационное цифровое пианино) производства знаменитой фирмы Yamaha.