ТУРЕЦКО-АМЕРИКАНСКИЙ КРИЗИС
В июле-августе в отношениях между США и Турцией разразился, пожалуй, наиболее острый за последние годы кризис. Формальным поводом для его начала стало дело американского пастора Эндрю Брансона, арестованного турецкими властями по обвинению в причастности к попытке военного переворота в Турции в 2016 году и связях с Рабочей партией Курдистана.
ДЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТРАМПА ДЕЛО БРАНСОНА ИМЕЕТ И ВАЖНОЕ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЕ значение с учетом того, что ключевой социальной базой, поддерживающей Трампа, является евангелистская община США, к которой принадлежит и пастор Брансон.
Вашингтон ранее неоднократно требовал его освобождения, и после игнорирования этих требований Анкарой администрация Трампа пошла на введение санкций в отношении турецких официальных лиц, а также повышение пошлин на сталь и алюминий из Турции. В ответ последняя также ввела пошлины на ряд направлений торговли с США. Также США фактически приостановили реализацию крупнейшего контракта на поставки Турции истребителей пятого поколения F- 35. Американские меры в отношении Турции вызвали в стране финансовый кризис: турецкая лира стремительно обесценилась примерно на 40 процентов.
Особое раздражение американской стороны могло вызвать нежелание Анкары идти на сделку по делу пастора. В июле израильские власти по просьбе Трампа освободили гражданку Турции Эбру Озкан, арестованную по подозрению в связях с движением ХАМАС. По данным некоторых СМИ, Вашингтон таким образом надеялся убедить Анкару отпустить американского пастора, однако турецкая сторона не пошла на сделку. В то же время, по некоторым данным, сама Анкара предлагала вариант размена, в рамках которого предусматривалось освобождение Брансона в обмен на смягчение позиции США в рамках расследований, инициированных Вашингтоном в отношении турецкого государственного банка Halkbank.
В то же время, как уже отмечалось, дело пастора Брансона и его обстоятельства стали скорее формальным поводом для выхода на поверхность противоречий между Вашингтоном и Анкарой, которые на деле носят более комплексный характер. Так, одним из раздражителей остается сотрудничество Турции с Россией в Сирии, а также расширение масштабов военно-технического сотрудничества в виде планов Анкары по закупке у Москвы систем С-400. Также на фоне острой конфронтации Вашингтона с Ираном Анкара продолжает взаимодействие с Тегераном по Сирии, а также отказывается присоединяться к санкциям США в отношении иранского экспорта энергоносителей.
ПРИ ТРАМПЕ К КОМПЛЕКСУ ДАВНИХ АМЕРИКАНО-ТУРЕЦКИХ РАЗНОГЛАСИЙ добавился новый системный фактор, связанный с курсом США на максимальное торговое давление на экономики крупных развивающихся стран. США стремятся низвести их до положения младшего партнера в экономической сфере, и данный курс напрямую ударяет и по Турции, которая выступает в качестве одного из наиболее видных представителей данной категории стран и в том числе на экономическом росте основывала свои претензии на региональное доминирование.
В результате разразившийся в отношениях между Анкарой и Вашингтоном кризис на деле тесно связан с геополитическим маневрированием и претензией Анкары на самостоятельность и региональное лидерство. Ожидаемо турецко-американский кризис вызвал изменения в системе отношений Турции с другими центрами силы. Вступив в конфликт с Вашингтоном, Турция должна была неизбежно попытаться компенсировать это сближением с другими игроками.
В первую очередь в Анкаре приступили к улучшению отношений с ЕС. Турецкая сторона приняла решение об освобождении двух греческих военных, по ошибке перешедших в марте греческо-турецкую границу и задержанных турецкой стороной. Ранее дело греческих военнослужащих было важным раздражителем в отношениях Анкары с блоком. Решение Анкары приветствовал глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, заявивший, что Турции нечего бояться со стороны европейских соседей.
Затем президент Турции провел телефонные переговоры с главами Германии и Франции, а глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу поспешил заявить, что отношения Турции с ЕС начали нормализовываться. Примечательно также, что министры финансов Франции и Турции в ходе телефонных переговоров обсудили противодействие санкциям США, а канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что в Германии заинтересованы в предсказуемом развитии турецкой экономики, подчеркнув, что никто не заинтересован в экономической дестабилизации Турции.
ДАННОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ВО МНОГОМ ОБЪЯСНЯЕТ МОТИВЫ БЕРЛИНА И ПАРИЖА в нормализации отношений с Анкарой, с которой ранее у европейцев были не менее острые противоречия. Для ЕС и прежде всего Германии турецкий рынок играет важную роль, и кризис турецкой экономики неизбежно ударит и по интересам ЕС. По сути, администрация Трампа, дестабилизируя финансовую систему Турции, опосредованно наносит удар и по экономике своих европейских конкурентов, что не может не вызывать беспокойства в Берлине.
Вторым примечательным направлением активности, которой Турция пыталась компенсировать кризис в отношениях с США, стали контакты с Китаем. Анкара давно уже проявляет стремление максимально интегрироваться в китайский проект "Один пояс - один путь", при этом параллельно стабильно растет доля Китая во внешней торговле страны. Конфликт Турции с США, разразившийся на фоне не менее острого противостояния Пекина и Вашингтона, придал импульс новым заявлениям о сближении Анкары с Китаем.
В частности, Пекин выразил поддержку Турции, заявив, что страна может преодолеть свои "временные" экономические трудности. В течение двух дней с заявлением в поддержку Анкары выступил МИД Китая, также состоялся телефонный разговор глав МИД двух стран. В заявлении МИД КНР отмечалось также "новое направление" турецкой экономики и ее внешних связей.
Также стало известно о том, что китайский государственный банк Industrial and Commercial Bank of China Ltd подписал с Турцией соглашение о финансировании на сумму $3,8 млрд. В свою очередь министр иностранных дел Китая Ван И в телефонном разговоре с главой МИД Турции указал на принципиальную позицию Пекина по развитию стратегического взаимодействия с Анкарой. По словам Ван И, Пекин готов поддержать законные права Турции и развивающихся стран. В свою очередь Чавушоглу заявил, что Турция готова укрепить стратегический диалог с Китаем и поддержать инициативы Пекина.
В то же время большинство комментаторов на фоне турецко-американского конфликта отмечало вероятность нового витка сближения Анкары с Москвой. Однако данная тенденция носила относительно ограниченный характер особенно на фоне быстрой нормализации отношений с ЕС. Данная сдержанность Турции стала отражением сложностей в отношениях с Москвой и Тегераном вокруг Сирии. Кризис в отношениях с США разразился на фоне сложного торга, который Турция ведет с Россией и Ираном вокруг судьбы сирийской провинции Идлиб. Последняя остается одним из последних крупных очагов концентрации боевиков, пользующихся поддержкой Турции. Сирийская армия в последние недели ведет подготовку к операции в провинции, и для Анкары критически важны контакты с Москвой для сохранения своего влияния в данном районе Сирии.
В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ПРИ ВСЕХ УКАЗАННЫХ МАНЕВРАХ ТУРЦИИ ПОД ВОПРОСОМ остаются перспективы турецко-американских отношений. Заметно, что, несмотря на жесткую риторику, Анкара пока не стремится к реальным шагам, способным привести к разрыву отношений с США. В частности, турецкая сторона никак не затрагивает своих обязательств в рамках НАТО, также сохраняется взаимодействие Турции с США на севере Сирии. Нельзя исключать, что Анкара будет реализовывать тактику, схожую с действиями во время конфликта с Россией вокруг сбитого российского бомбардировщика. Тогда турецкая сторона при всей жесткости своей риторики по прошествии некоторого времени предприняла шаги для урегулирования конфликта.
Аналогичный вариант возможен и в связи с делом американского пастора. Нельзя исключать, что Турция на определенном этапе пойдет на его освобождение, что несколько смягчит напряженность разногласий с США. В то же время, как уже отмечалось, разногласия эти носят системный характер, и дело пастора было скорее поводом для атаки США против Анкары. В частности, американская сторона уже заявила, что освобождение Брансона не приведет к отмене введенных США повышенных тарифов на сталь и алюминий из Турции. Аналогичным образом сохранятся и противоречия в связи с партнерством Турции с Ираном, а это значит, что даже в случае смягчения нынешнего конфликта кризисы в отношениях Турции с США приобретут, скорее всего, все более регулярный характер.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2018-12-21 14:30
Решение президента США Дональда Трампа о выводе американских сил из Сирии в случае своей реализации окажет непосредственное воздействие на баланс сил в рамках конфликта и систему альянсов в регионе. Напомним, что Трамп заявил 19 декабря о том, что американские силы выполнили свою задачу, заключавшуюся в победе над группировкой ИГ, и необходимости в их присутствии на территории Сирии больше нет. По данным агентства Reuters, ссылающегося на свои источники, Вашингтон намерен вывести военных в течение 60-100 дней, при этом все сотрудники Госдепа США покинут Сирию в течение 24 часов.
-
2018-12-17 15:27
После инцидента в Керченском проливе наметилось быстрое обострение отношений между США и Россией. Вашингтон, по сути, отказался от имевших место попыток начала ограниченного диалога с Москвой и фактически перекрыл имеющиеся каналы коммуникаций, перейдя к новому витку военно-политической конфронтации.
-
2018-12-12 15:40
В декабре Израиль начал операцию "Северный щит" в районе границы с Ливаном по выявлению и уничтожению подземных тоннелей шиитской группировки "Хезболла". На фоне регулярных авиационных ударов Израиля по силам группировки в Сирии данная мера чревата новым обострением на ливано-израильской границе и расширением масштабов военной активности Израиля в Ливане.
-
2018-11-26 14:41
Отношения между Турцией и США после уступок Анкары по делу пастора Брансона начали на первый взгляд демонстрировать признаки некоторого улучшения. Анкара и Вашингтон взаимно отменили санкции в отношении некоторых официальных лиц, введенные из-за кризиса в отношениях в связи с делом пастора.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 10:34
В 2019 г. соратники главаря режима выпрыгивали из штанов от восторга по поводу того, что Пашинян не встретил лично в аэропорту прибывшего в Ереван Владимира Путина. Агитпроп на все лады превозносил "отважный" поступок Никола, который в отличие от своих предшественников "не впал в рабскую зависимость от России". Попытки как-то остудить эти поросячьи восторги ни к чему не привели. Верхушка режима до того увлеклась самолюбованием, что окончательно утратила способность видеть на 2 шага вперед.
-
2024-10-18 12:01
От Турции до Саудовской Аравии и от Азербайджана до Казахстана страны действуют одинаково. Они диверсифицируют свою внешнюю политику, которую в данном случае можно назвать многовекторной. Объяснения этой тенденции различны, но в основном зависят от международных событий. Думаю, одной из причин может быть то, что США больше не считаются единственной глобальной и наиболее ответственной державой, поскольку с начала 2000-х годов они проводят неэффективную политику в Ираке, Ливии и Сирии, что плохо сказывается на репутации этой страны на Востоке и за его пределами.
-
2024-10-10 10:00
Армянская дипломатия пашиняновского периода – это прямо-таки "мастер-класс" по формуле, как делать не надо. Понятно, что сама сфера дипломатии предполагает в какой-то степени и до поры, до времени некоторую, скажем так, невнятность и наличие полутонов вместо радикального черно-белого. Но когда эта невнятность сигнализирует на всех перекрестках о том, что страна сама не знает, в каком направлении двигаться, каковы ее приоритеты (мантра на тему о "перекрестке мира" не в счет), то и другим остается только гадать, в какие отношения вступать (или не вступать) со страной, демонстрирующей "ни то, ни се, ни так, ни этак, непонятно как".
-
2024-06-20 09:41
Никол Пашинян разъезжает по селам Сюника и показывает измученным сельчанам то ли видео, то ли фото с обвязанным колючей проволокой забором у села Воскепар. Показывает сие и восторгается: дескать, смотрите, вместо позиций, которые мы преподнесли Азербайджану, теперь здесь колючая проволока, через которую не одна корова не проскочит… «Проскочит» ли через колючую проволоку снайперская пуля, артиллерийский снаряд, или дрон-камикадзе, премьер благоразумно умалчивает. Но сюр не в этом.