Последние новости

СВЕТОТЕНИ АРТЕМА МЕЛИК-АЗАРЯНЦА

Картины Артема Мелик-Азарянца я впервые увидела  в 2010 году на выставке  армянских художников Тбилиси "Art-мост". К тому времени Артем уже переехал на постоянное жительство  в Армению.

 СВЕТОТЕНИ АРТЕМА МЕЛИК-АЗАРЯНЦАВЫПУСКНИК ФАКУЛЬТЕТА МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ ТБИЛИССКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ, он с первых лет учебы принимал участие в выставках.  Необычность тематики, свежесть образов уже тогда позволили молодому художнику заявить о себе как о талантливой творческой личности. На выставке "Art-мост" было представлено несколько картин  Артема, в том числе "Лондонский променад" и  "Ночная прогулка" - интересные, креативные работы, хорошо смотревшиеся даже на фоне произведений таких известных  мастеров, как Гаяне Хачатрян, Альберт Дилбарян, Зулейка Бажбеук-Меликян,  Лев Баяхчев и других. 

На выставке, проходившей несколько лет спустя  в ереванском Доме художника, большой интерес вызвали и его картины "Марракеш", "Эволюция". Но по достоинству  оценить творчество Артема я смогла только сейчас, побывав в его мастерской. Картин в ней оказалось немного. Артем  легко отпускает на волю свои работы, считая, что они должны уходить, обретать собственную нишу и радовать людей, которые будут любить их. Оставляет только самые дорогие, такие как "Портрет бабушки", композиции с видами Тбилиси "Зеленое кафе", "Влюбленные", а также по одной - две картины из каждой созданной им серии. Он любит работать сериями, считая, что сильно захватившую его идею можно выразить только в собрании работ. 

Артем вырос в самом центре Тбилиси, так что кадетский корпус, ставший основой композиции "Влюбленные", знаком ему до мельчайших деталей. Четко выписана и архитектура "Зеленого кафе". Но это не просто здания на холсте, в них течет жизнь.  Сквозь распахнутое окно можно разглядеть на стене натюрморт с букетом цветов, а в освещенной и затемненной арке здания просматриваются  фигуры беременной женщины, дамы с собачкой и других прохожих. В окне здания кадетского корпуса -  влюбленная пара, а по улице идут люди, наряды которых, как и машина,  стоящая на мостовой, рассказывают нам об уже ушедшей эпохе. У каждого персонажа своя судьба, и это говорит о том, что содержание работ Мелик-Азарянца гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд.

 СВЕТОТЕНИ АРТЕМА МЕЛИК-АЗАРЯНЦАСОЧЕТАНИЕ ОСВЕЩЕННОСТИ И ЗАТЕМНЕННОСТИ, СВЕТА И ТЕНИ ВСТРЕЧАЮТСЯ и в других картинах художника, среди которых портрет девушки с ярко-зелеными глазами. "Таких зеленых глаз, к тому же постоянно меняющих цвет, я никогда раньше не встречал. Вместе с цветом глаз менялся не только взгляд, но и весь ее облик. Отсюда и две грани одного образа -  светлая и темная, олицетворяющие противоречивость женской натуры". Картину эту мало кто видел. Артем собирается представить ее на персональной выставке, к которой сейчас готовится. Жанр портрета, как известно, диктует определенную сдержанность воображения, в центре внимания прежде всего личность. Но она не подавляет творческую составляющую подхода Артема. Об этом свидетельствует и большой портрет молодой женщины в чалме. Ее образ запечатлен и в других, но уже  небольших работах, однако каждый раз он совершенно иной. Многоликость передается через настроение, гнев, радость, скорбь, а также одежду, аксессуары…  Все представленные в мастерской портреты  решены в реалистическом ключе, но Артем передает не просто внешнее сходство, но и психологические характеристики модели. "Пишу портреты с натуры, но при условии, что этот человек мне энергетически интересен.  И еще одно непременное условие - у него должен быть характер".

Умение передать разнообразную фактуру предметов, богатство форм, сочность фруктов, красочность цветов проявляется и в натюрмортах "Китайская ваза", "Овощи", "Ирисы". Все они созданы в классическом ключе, но есть и написанные в иной манере, хотя и выполнены опять же в границах реальности.  Эмоциональное напряжение исходит от натюрморта "Сила знания" - весы, рождающиеся из темноты, несущая внутренний свет чаша с белым свитком, перевешивающая чашу с золотыми монетами и драгоценными камнями. Но темнота на самом деле не темнота, потому что в ней невероятно глубоки пласты жизненной энергии. Артем работает на подсознательном уровне, хотя и мыслит аналитически. Оригинально решены символы ключа, дерева, стула. Каждый из них призван раскрыть содержательность изображения. Однако автор лишь подсказывает его, не желая ничего навязывать. "Натюрморт не мое, но изредка пишу и его".

О широком диапазоне творческих возможностей художника свидетельствуют и его композиции. Одна из серий посвящена рыбам.  Они путешествуют из одной картины в другую, но появляются на холстах в разных ситуациях. Часто в экипажи вместо коней впряжены рыбы ("Прогулка"). Даже  колесницу, управляемую Шумахером, несет вперед рыба. Рыбы  могут быть с копытами, могут заменять технические средства передвижения, в частности, велосипед, а могут просто брести по золотому океану пустыни, делая еще более ирреальным окружающий мир.  Но вот что интересно - рыбы никогда не одиноки,  рядом - всегда человек. "Бега носорога и бегемота" также не обошлись без человека, он управляет скачкой зверей, сидя на металлической перекладине с большими колесами.

 СВЕТОТЕНИ АРТЕМА МЕЛИК-АЗАРЯНЦАЕЩЕ ОДНА СЕРИЯ -  ДЕКОРАТИВНЫЕ ДЕРЕВЬЯ СТРАННЫХ, ПРИЧУДЛИВЫХ ФОРМ, окутанные золотом. Они были представлены в галерее "Араме" несколько лет назад. Это продуманные работы, а вот серия абстракции родилась, можно сказать, случайно. "Я сел рисовать на берегу Севана, хотя с собой была только одна большая кисть и краски. В процессе работы тарелка с краской опрокинулась прямо на картон.  Лезвием бритвы начал счищать, соскабливать сгустки, потом попробовал положить сверху другой тон.  Результат понравился, и, как стало ясно позже, не только мне. Сделал в этой технике с десяток таких абстракций, сегодня осталась только одна". 

В годы учебы в Академии  художеств Артем много работал в Музее искусств Грузии, писал копии полотен мастеров эпохи Возрождения, Босха, Пикассо… Копия  фрески Георгия Победоносца, сделанная еще в те годы, до сих пор изумляет виртуозной точностью. Сегодня Мелик-Азарянц уже не пишет копий, но всерьез занимается реставрацией картин.

Артем из тех людей, кто всегда готов учиться, познавать и открывать для себя новый мир. "Так просто ничего не рождается, создать что-то из ничего невозможно, должен быть фундамент, корни. Постепенно хочу выйти из классики, создать свои, новые формы самовыражения, так что буду продолжать поиски".

Работы Мелик-Азарянца нравятся, раскупаются, выставляются. Его картины представлены в ереванских музеях Сергея Параджанова и Фритьофа Нансена. Очень много работ в частных собраниях разных стран.  Наверное, еще и потому, что его творчеству чужды отрицательные эмоции, в нем нет обид и злости, но много жизни, экспрессии, индивидуальности.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПУСТЬ СБУДУТСЯ ВСЕ МЕЧТЫ
      2019-04-08 11:59

      В Центре эстетического воспитания детей им. Г. Игитяна проходит выставка работ Армине Галенц, которую она посвятила памяти своего отца, известного художника Саро Галенца. 10 апреля Армине исполнится 14 лет. В этот же день, только 109 лет назад 10 апреля 1910 года родился ее дед - выдающийся армянский художник Арутюн Галенц. Такое вот знаменательное совпадение. Бабушка, Армине Паронян-Галенц, в честь которой девочка названа, тоже была художницей. Так что, по-видимому, рисовать Армине Галенц-младшей предначертано самой судьбой.  

    • ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ФУНКЦИЯ
      2019-01-16 11:28

      Беседа с доцентом кафедры культурологии исторического факультета ЕГУ Юлией АНТОНЯН.

    • МЫ НАТРЕНИРОВАНЫ НА ГЕНЕРАЦИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ,
      2018-12-21 15:36

      говорит в интервью "ГА" директор НИИ физиологии им. Л.А. Орбели НАН РА доктор биологических наук Наира АЙВАЗЯН - Г-жа Айвазян, минувшей осенью в Ереване прошло много академических мероприятий, в том числе инициированных и напрямую организованных вашим институтом. Расскажите об этом подробнее.

    • САРО ГАЛЕНЦ - ПАМЯТЬ, ДЕЛА, ТВОРЧЕСТВО
      2018-12-21 14:55

      Чуть более года назад ушел из жизни Саро Галенц - тонкий художник, выделявшийся особым творческим почерком, человек  редкой одаренности, истинный интеллигент - без высокомерия, но с достоинством, без зазнайства, но с подлинным интеллектом, прямолинейный без грубости. События его личной жизни не становились достоянием общественности, он не заискивал перед коллекционерами, не заигрывал с прессой, он работал.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЫСТАВКА НИНГЕ - СОЗЕРЦАНИЕ СОКРОВЕННОЙ КРАСОТЫ
      2023-08-01 09:15

      "...И откроется вдруг сокровенная красота...". Сокровенная красота - так называют тайную, сокрытую душу вещей. Которую непременно почувствуешь, но не в первую очередь. Сначала восхищает красота в ее общепринятом, эстетическом смысле - утонченная и изысканная, она завораживает, не давая отойти от выставочной витрины...

    • АРТ СТУДИЯ «СЕДРАКЯН» ПРИГЛАШАЕТ НА ВЫСТАВКУ
      2023-07-01 09:54

      Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.

    • СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНАТОЛИЯ АВЕТЯНА
      2023-06-17 10:36

      В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.

    • ГОГЕН, ПИРОСМАНИ И... ПАШИНЯН
      2023-06-14 13:07

      Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".