Последние новости

ЧЕЛОВЕК РАДОСТНОГО ТАЛАНТА

28 июля Константину Орбеляну исполнилось бы 90 лет

Дата его рождения пришлась на время летних отпусков, на самый пик жары. Едва ли можно было надеяться, что дата эта будет замечена и отмечена официальными ведомствами и лицами: судя по тому, как формально реагировали они в минувшие годы на многие важные вехи истории отечественной культуры, многого от них ждать не приходится. К тому же и концертная жизнь к моменту юбилея маэстро из-за отпусков замерла.

В ПОДХОДЕ К ТВОРЧЕСТВУ КОНСТАНТИНА ОРБЕЛЯНА КРИТЕРИЙ БЫЛ и остается непреходящим, так как перед нами настоящая музыка. Она давно стала существенной и прекрасной частью нашей духовной культуры. Маэстро называли королем джаза, легендой армянского музыкального искусства. Творчество его стояло особняком в музыкальном мейнстриме. Орбелян представлял собой уникальный инструмент, устремленный в будущее, и в таком качестве занимал свое особое место в музыке второй половины XX века и начала нового столетия. Он был одним из самых одержимых и преданных своему делу современных армянских композиторов, не говоря уже о его деятельности в качестве художественного руководителя и главного дирижера Государственного эстрадного оркестра Армении. Этому прекрасному служению он отдал все имеющиеся, редко встречающиеся в одном человеке таланты - композитора, пианиста, дирижера, организатора, первооткрывателя современного джаза в Армении. И в этом качестве он получил мировое признание.

Константин Агапаронович не был всепрощающим. Нет! Он был пристрастнейшим, яростным противником всех, кто так или иначе не принимал его коллектив или критически к нему относился. Иногда любовь к своему оркестру его ослепляла, и он  был несправедлив к другим. И это потому, что он был земным человеком, со всеми пристрастиями земного человека. Земным в самом прекрасном, самом буквальном смысле этого слова. Причем на сцене земное, трезвое отношение вдруг становилось удивительно одухотворенным, поэтичным - и тогда рождалось Искусство. Трудно найти второго такого человека, в котором так естественно сочетались бы трезвость и поэтичность, торжественность и романтичность.

Маэстро Орбелян был счастливым человеком, эпикурейцем. Он выпил до дна чашу жизни, полную удач, успехов. Хотя его не обошли и беды: в расцвете жизни ушла из жизни его единственная дочь. Мне хорошо известно, как тяжко он страдал, как горько переносил эту потерю, но он топил свою боль в радости труда. Он много и радостно работал, был обожаемым своими артистами. Он был руководителем любимого коллектива, которому отдал свой талант, горячность сердца, темперамент. Вспоминается последний концерт руководимого им Государственного эстрадного оркестра Армении, состоявшийся в самом конце 90-х годов в Академическом театре оперы и балета. Хотя прошел он со всегдашним подъемом, оркестранты, солисты с трудом скрывали свои чувства. Это было прощание с маэстро, который вывел коллектив на орбиту мировой известности.

ТОЛЬКО ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ТИТУЛОВ И НАГРАД САМОГО МАЭСТРО - национальных и международных - заняло бы не одну страницу. После этого концерта Орбелян уехал в Сан-Франциско. А его отсутствие на родине доказало непреложную истину о том, что подлинный талант незаменим. В Сан-Франциско он был избран действительным членом Международной академии наук, индустрии образования и искусств и награжден большой золотой медалью им. Альберта Эйнштейна. Помнится, на мой вопрос о том, ощущает ли он себя гражданином мира, Орбелян ответил: "Нет, хотя на гастролях с оркестром я побывал более чем в сорока странах мира и все еще приходится много ездить, я всегда ощущал себя только гражданином Армении".

И это было действительно так.  Он, увидевший весь мир и не раз облетевший земной шар со своим оркестром, унес с собой армянские мелодии и армянские глаза. Когда он писал в Сан-Франциско романтическую сонатину "Джаз-вальс" для фортепиано, прелюдию в джазовых тонах "Крунк" (к 80-летию Геноцида), пьесу для фортепиано с оркестром "Посвящение Джорджу Гершвину", которую он сыграл с симфоническим оркестром Сан-Франциско на фестивале в городе Лейктахо, где в его исполнении прозвучала и знаменитая Рапсодия в стиле блюз Джорджа Гершвина, "Гимн зеленому миру", написанному по заказу из Германии, прозвучавшему на Международном симпозиуме по охране окружающей среды, - он мысленно стоял рядом с нами. Где бы он ни творил, на какой бы точке земли ни писал свои произведения, он душой ощущал себя на родине. Это ощущение придавало значительность его творчеству.

Боевое крещение Орбелян прошел в оркестре под руководством Артемия Айвазяна, о котором всегда вспоминал с большой теплотой. Коллектив, созданный им, считался одним из лучших советских ансамблей. Ориентация на армянскую народную музыку, яркая театрализованность сценического действия надолго определили успех коллектива. С какой радостью К. Орбелян согласился, когда Айвазян пригласил его в оркестр.

Обычный для маэстро оптимистический настрой создавал впечатление, что Константину Орбеляну все давалось без особых усилий - так легко и весело все у него получалось. Но так казалось со стороны тем, кто не знал орбеляновского рабочего режима. Если только в самых общих чертах представить себе, сколько он создал произведений в самых разных жанрах, сколько концертов дал он, стоя за пультом Государственного эстрадного оркестра Армении, сколько было вдохновенных выступлений за рубежом, сколько раз сидел в жюри международных конкурсов. Сколько... сколько. Пожалуй, много для одного человека. Вот так бывает обманчиво первое впечатление, рожденное не очень верным знанием труда художника. А ведь способность Орбеляна работать не укладывалась в рамки обычных представлений о норме. Здесь проявлялись неистовство, упорство, воля, отличающие Орбеляна-художника. Словно его заставляла работать неутомимая жажда высказать то, что он слышал внутри себя. Только это неизменное следование внутреннему голосу определяло логику его поступков.

ВОЗГЛАВИВ ОРКЕСТР, ОРБЕЛЯН НИКОГДА НЕ ЧУВСТВОВАЛ КАКОЙ-ЛИБО скованности. В 1966 году джаз Армении благодаря Орбеляну вступил в новую фазу своего существования - он вышел на орбиту мировой известности. Оркестр под руководством Орбеляна играл лучшие образцы мирового джаза, исполнял также произведения армянских авторов, представляющих собой сплав современных средств выразительности и национального мелоса. Этот оркестр на протяжении более трех десятилетий был одним из крупнейших и популярнейших коллективов страны. Он представлял советский джаз на его родине в США. Это 25 концертов в самых крупных городах Америки и на самых престижных площадках.

Газета "Нью-Йорк таймс", которая редко балует гастролеров, писала: "Армянский оркестр развеял миф о запрещении или подпольном существовании советского джаза..." В статьях крупнейших специалистов отмечалось, что родине джаза он преподал урок творческого осмысления привычных форм эстрадной музыки. В помещении ООН был устроен прием в честь оркестра, куда были приглашены и звезды мирового джаза, в числе которых был и легендарный Тэд Джонс - руководитель одного из лучших оркестров США. "Джаз с восточным колоритом", - так писал о нашем оркестре известный американский критик Джон Вассерман.

Орбелян являлся одним из последовательных и широкомасштабных пропагандистов армянской музыки среди всех наших исполнительских коллективов. Ни одно произведение армянской эстрадной музыки не проходило мимо внимания художественного руководителя джаза Армении. И в то же время и образцы творчества звезд мирового джаза - Бадди Рича, Каунта Бейси, Тэда Джонса - находили свое место в репертуаре коллектива. Примечательно было то, что со многими легендами современного джаза Константин Орбелян был знаком лично. Это Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Мел Луис, Фредди Хаббард, Джордж Дюк и другие.

После успешных выступлений в США последовала поездка во Францию, где оркестр дал 25 концертов, из которых 15 - в Париже в залах Шанз Элизе и Плейел. Принципиальной была и победа в джаз-фестивале, в котором армянские артисты выступали рядом со звездами мирового джаза.

Государственный эстрадный оркестр Армении Орбелян бессменно возглавлял 36 лет. Недаром не только в повседневном обиходе, но даже иногда в официальных документах коллектив именовался оркестром Орбеляна.

Константин Орбелян как вершина армянского эстрадного искусства, как блестящий музыкант, автор множества произведений серьезного жанра - балета "Бессмертие", "Симфонии", которая по праву занимает первое место в ряду классических жанров в творчестве композитора, "Полифоническая прелюдия" для четырех тромбонов и альт-саксофона, многочисленных произведений инструментальной джазовой музыки и множества песен - "Приезжайте в Ереван", "Шум берез", "Аревик", "Галисес", отмеченных международными премиями, "Любовь не стареет", "Спасибо жизни" - всегда будет сиять среди высот Армении, окруженных любовью народа. Он - что наша песня "Крунк", наш честный рыцарь, наша армянская песня и наша музыка, покорившая мир...

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • МУЗЫКА, ПОЛНАЯ КОСМИЧЕСКОЙ МАГИИ
      2019-07-16 11:56
      1212

      К 90-летию со дня рождения Авета ТЕРТЕРЯНА Одним из последних указов первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева был указ о присвоении группе деятелей искусств высокого звания: "Народный артист СССР". Среди них - композитор Авет Тертерян. Это символично, как символично и то, что первым армянским композитором, удостоившимся этого звания, был Арам Хачатурян.

    • КОЛЛЕКЦИОННОЕ ИЗДАНИЕ: ЖИВОПИСЬ ЭПОХИ АВАНГАРДА
      2019-07-15 11:06
      1097

      "Русская и армянская живопись эпохи авангарда в собрании Национальной картинной галереи Армении (1900-1930)"  - так называется это великолепное коллекционное издание, вышедшее недавно малым тиражом в издательстве "Айагитак". Составление, обзорная статья, каталог - Эллен Гайфеджян. Ответственный редактор - доктор искусствоведения Ирина Дрампян. Издание авторское. Книга посвящена памяти создателя Национальной галереи Армении и ее первого директора Рубена Григорьевича Дрампяна.

    • ГОСТИ БЮРАКАНСКОЙ АКАДЕМИИ ИСКУССТВ
      2019-07-11 09:58
      2039

      Здание Бюраканской академии искусств стоит в глубине, чуть поодаль от проезжей дороги. Но ощущение, что оно словно взмывает в небо, стремясь вырваться из окружающей зеленой глади.

    • НЕОБЫКНОВЕННАЯ ВСТРЕЧА С ВЕРОНИКОЙ ДЖИОЕВОЙ
      2019-07-04 09:26
      4576

      Музыкальный июнь был богат яркими впечатлениями и разорвал ткань серой повседневности. О самых интересных событиях мы уже писали. Заключительный концерт Национального филармонического оркестра под руководством Эдуарда ТОПЧЯНА был посвящен юбилею Армянской музыкальной ассамблеи - 25-летию со дня основания. Но до этого вечера был еще один неожиданный сюрприз - долгожданные гастроли современной оперной звезды Вероники ДЖИОЕВОЙ. Она приехала по приглашению руководства Филармонического оркестра и выступила  в Большом зале филармонии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • МУЗЫКА, ПОЛНАЯ КОСМИЧЕСКОЙ МАГИИ
      2019-07-16 11:56
      1212

      К 90-летию со дня рождения Авета ТЕРТЕРЯНА Одним из последних указов первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева был указ о присвоении группе деятелей искусств высокого звания: "Народный артист СССР". Среди них - композитор Авет Тертерян. Это символично, как символично и то, что первым армянским композитором, удостоившимся этого звания, был Арам Хачатурян.

    • ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЮБИЛЕЕ КОМАНДОСА
      2019-07-08 14:15
      972

      Имел честь в Гюмри в присутствии юбиляра выступить на торжественном собрании, посвященном 80-летию известного под овеянными боевой славой военными псевдонимами Командос и Горный лис Героя Арцаха, генерал-майора Аркадия Ивановича Тер-Тадевосяна (Тер-Тадевосова), руководителя ДОСААФ Армении, разработчика и руководителя операции по освобождению города Шуши - древней столицы Карабаха.

    • ЧЕРНО-БЕЛАЯ МАГИЯ АНДРАНИКА КОЧАРА
      2019-07-01 12:00
      2190

      В этом году отмечаются юбилеи не только Комитаса и Туманяна, с которыми связано проведение многочисленных мероприятий. В 2019 году исполняется 100 лет со дня рождения Андраника Кочара - прославленного фотографа, стоявшего у истоков создания армянской школы художественной фотографии.

    • К 100-летию со дня основания ЕГУ
      2019-06-27 19:29
      399

      Сегодня, 27 июня, в здании Ереванского государственного университета ЗАО "Айпост" погасила и выпустила в обращение почтовую марку, посвященную теме "100-летие со дня основания Ереванского государственного университета". Об этом сообщает пресс-служба ЗАО "Айпост".