Последние новости

НЕ ЗВОНИ МНЕ, НЕ ЗВОНИ!

"Черный ящик". Что в нем? Скелеты в шкафу? Круто завинченный сюжет? Реплики под острым соусом? Блистательный актерский ансамбль? Минута на размышление. И то, и другое, и третье? Угадали! Приз в студию!

"Черный ящик" - это не фрагмент телеигры "Что? Где? Когда?" "Черный ящик" - это спектакль, поставленный Аршалуйсом Арутюняном на сцене Ереванского государственного камерного театра, ставший одной из самых интересных театральных работ прошлого сезона, которую предстоит смотреть в сезоне нынешнем. Смотреть и получать удовольствие.

В ОСНОВУ СПЕКТАКЛЯ "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК" АРШАЛУЙС АРУТЮНЯН взял сценарий фильма Дженовезе "Идеальные незнакомцы", адаптировав его к местной почве. Лучший итальянский фильм 2016 года, по версии итальянской Академии кинематографии, получивший две статуэтки "Давида ди Донателло" - местный аналог "Оскара" - за лучший фильм и сценарий, по формату, фабуле и раскрученности лакомый кусочек для театральных режиссеров. Мы имели возможность убедиться в этом, когда в мае нынешнего года практически параллельно с выходом спектакля в Камерном театре "Черный ящик" в рамках Международного форума молодых деятелей театра показал независимый театр Geneza Art из Молдовы. И тут мы заполучили еще одну возможность - приятную и греющую душу - убедиться, насколько же наши круче! Но не об этом речь.

Когда телефонные будки заменили первые незатейливые мобильники, сложно было представить, что уже через десять лет результат их эволюции станет для каждого из нас персональной переносной исповедальней. И теперь мы постоянно носим в своем кармане маленького безмолвного священника. Он в курсе всех наших мелких, а может, вовсе не мелких грешков и отпускает их только лицензированной гарантией того, что о них никто не узнает, кроме, пожалуй, разработчиков вашего облачного хранилища. Что станет с нашей жизнью, если содержимое телефона - с почтой, мессенджером, профилем в Facebook и прочем - в произвольный момент показать близким? Ситуация, от которой каждого из нас ежедневно отделяют только правила приличия и в лучшем случае несколько цифр - год рождения с большой вероятностью.

ИТАК, ТЕПЛЫЙ ЕРЕВАНСКИЙ ВЕЧЕР. КОМПАНИЯ СТАРЫХ ДРУЗЕЙ. Три супружеские пары и один собирающийся жениться приходят на ужин. Хозяйка дома берет на "слабо", и компания решает добавить перца в свой бестревожный междусобойчик - до конца ужина все телефонные звонки только на громкоговорителе, а сообщения зачитывать вслух. Знал бы кто, что перец этот острее сушеного халапеньо!..

Переквалифицировавшийся из актера в режиссеры, Аршалуйс Арутюнян то ли в силу опыта, то ли благодаря природному чутью маркетолога, то ли в силу осознания, что в практически самого себя содержащем Камерном театре нет "права на ошибку", нащупал бытовую тему, актуальнее которой в современном контексте едва ли найдешь. А поскольку переквалифицировался Аршо в режиссера не только театрального, но и кино, он явил отличный пример того, как на пустом месте в замкнутом пространстве можно соорудить бодрую остросюжетную то ли драму, то ли трагикомедию. "Черный ящик" - своеобразный мастер-класс создания захватывающего, умного и остроумного киноспектакля из самых простых ингредиентов, доступных, казалось бы, даже начинающему постановщику. Минимум декораций, экран с киновставками, как бы расширяющий не только стены комнаты, в которой происходит все действие, но и его контекст, 7 с половиной исполнителей. Тем не менее "Черный ящик" - динамичное, занимательное, местами захватывающее, местами изысканное театральное действо, дающее фору многим постановкам, на которые были потрачены куда большие суммы.

За что Аршалуйсу Арутюняну надо сказать отдельное большое зрительское спасибо, так это за выбор актеров. Причем "Черный ящик" не просто следует отнести к "актерским спектаклям", когда они плетут кружева, а публика наслаждается. Этот спектакль, где из восьмерых исполнителей четверо приглашенных, не просто иллюстрация нынешнего театрального тренда, а яркое доказательство того, что артисты среднего поколения, которое принято считать "выпавшим", у нас есть. И они не просто профессиональны – они умеют играть второй и даже третий план, они местами виртуозны. Причем речь идет вовсе не о звездах - из участников спектакля только Луизу Нерсисян можно назвать медийным лицом, что, к счастью, не мешает ей оставаться хорошей актрисой. Когда персонажи ясно очерчены, актерам нужен профессионализм, а не шлейф прошлых ролей, мешающий увидеть в герое обычного человека, а не выучившую сценарий звезду.

ДЕЙСТВИЕ "ЧЕРНОГО ЯЩИКА" ВРАЩАЕТСЯ ВОКРУГ СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ, но технология сама по себе не имеет к сюжету почти никакого отношения. "Черный ящик" - это совсем не о мобильниках, а о человеческих отношениях. И актеры работают, как положено в ансамбле, ни один специально не выделяется, но никто не забыт, и у каждого хватает харизмы, чтобы не согнуться под тяжестью пороков персонажей, в результате чего спектакль умудряется противопоставить собственному искристому цинизму не менее искреннюю человечность.

Луиза Нерсисян - леди, не армянская леди, а - леди. Не в силу изысканной элегантности, а в силу умения нести свою драму под маской изыска. Может быть, именно такого владения актерской палитрой не хватило Эве Хачатрян, работающей чрезмерно резко? А вот Лике Элбакян хватило всего - бьющего через край обаяния, абсолютно органичной, детской непосредственности от смеха к слезам. Что до джентльменов - это один сплошной респект. Жора Оганесян, умудрившийся сыграть простоту без простецкости, - это, по нашим временам, дорогого стоит. Бабкен Чобанян - немного мачо, немного носитель традиционных армянских ценностей, как он умеет своим узнаваемым бархатным голосом обмануть ожидания зала, заставив остроумную реплику стать откровенно уморительной.

Мика Ватинян - это особый класс, это "невыносимая легкость бытия", прочувствованная каждую секунду. А телефонный разговор его персонажа с дочерью стал не просто голосом скрипки в этом ансамбле, звучащем джазовым джем-сейшном. Он стал блестящим сольным номером, который следовало бы "бисировать".

ТАКОЕ ЖЕ МОЛЧАЛИВОЕ СОЛО ВЫДАЛ АРТУР МАНУКЯН. Актер сидит в углу сцены, буквально задвинутый в угол сцены, где идет действие, затейливое и остроумное, а ты вдруг замечаешь его взгляд, - взгляд, полный страдания, вынести которое, кажется, не выше, а вне человеческих сил, и от этого взгляда уже не в силах оторваться. Господа, товарищи, ребята, наши "молодые-перспективные", все еще молодые, но уже не перспективные - они мастера сцены, собранные под крышкой "Черного ящика", и это так здорово!

В "Черном ящике" даже самая идеальная на вид пара сталкивается с суровой правдой, которой обычно нет места за пределами чата в WhatsApp. Это бывает и в жизни - не всегда с такой частотой, драматизмом и интенсивностью. Но здесь герои шли на свою безрассудную авантюру, кажется, с полным членовредительским осознанием того, что им несдобровать. Все же секреты, какими бы они ни были ужасными, хранить сложно, а случайно раскрытая правда дарит катарсическое облегчение.

Аршалуйс Арутюнян даже не задумывается о нравственности поступков своих героев, но предлагает взять за аксиому, что абсолютно безгрешных людей не бывает. Простым, но неочевидным жестом режисссер с грациозностью инстаграмовского повара, посыпающего солью кусок мяса, превращает комическую историю почти в притчу, но ответ на главный вопрос оставляет за зрителем. Что дороже - счастье в неведении или горькая правда?

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • УЖЕЛЬ ТОТ САМЫЙ ОНЕГИН?
      2019-12-10 12:55
      858

      Ужель та самая Татьяна? Ужель тот самый Евгений? Самые что ни на есть те самые! В афише Ереванского русского драматического театра им. Станиславского появилось новое название – "Онегин", спектакль, в котором "русская классика" и молодежный спектакль залиты в один флакон, спектакль, который стал в какой-то мере переломным для театра и уж точно – для его постановщика Норы ГРИГОРЯН.

    • С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?
      2019-12-09 11:37
      1041

      Человек литературы, депутат НС не одного созыва от АРФ "Дашнакцутюн", инициатор принятия не одного закона в сфере культуры, ныне член Верховного органа АРФД Лилит ГАЛСТЯН недавно стала инициатором форума "Государственность и система ценностей",  собравшего многих представителей академических, университетских и творческих кругов. Главной целью форума было объявлено создание платформы, которая объединит интеллектуальное  сопротивление.  Сопротивление крестовому походу власти на базовые национальные ценности. А значит, на армянскую государственность, как считает Лилит Галстян и ее единомышленники.                        

    • ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ЛИЦО "АНТИСОЮЗНОГО ЗНАЧЕНИЯ"
      2019-11-26 14:13
      2391

      Совсем недавно Союз директоров театров, родившийся из обычного собрания, призванного противостоять активно мешающим работать непродуманным законам и правительственным решениям, стал официальной общественной организацией. 

    • МАЛИНА В ФЕВРАЛЕ
      2019-11-26 13:32
      1849

      Искусство, как известно, непредсказуемо, чем и прекрасно. По крайней мере наше театральное пространство, в котором все больше стремятся перевернуть все с ног на голову, непредсказуемости с каждым днем все больше. Проекты с рекламацией "громкое новое слово" терпят фиаско, спектакли, задумывающиеся как бы "не в первую очередь", становятся успехом... Словом, не скучно!






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ORSIS исключили из черного списка
      2019-12-10 11:47
      314

      Российскую оружейную компанию ORSIS ("Промтехнология") решением суда исключили из черного списка поставщиков Армении, заявил РИА Новости адвокат армянской коллегии адвокатов, представляющий интересы предприятия в этой стране Александр Сирунян.

    • МАЛИНА В ФЕВРАЛЕ
      2019-11-26 13:32
      1849

      Искусство, как известно, непредсказуемо, чем и прекрасно. По крайней мере наше театральное пространство, в котором все больше стремятся перевернуть все с ног на голову, непредсказуемости с каждым днем все больше. Проекты с рекламацией "громкое новое слово" терпят фиаско, спектакли, задумывающиеся как бы "не в первую очередь", становятся успехом... Словом, не скучно!

    • ГРАФИНЯ КАЗАРНОВСКАЯ И НАША "ОБОЧИНА"
      2019-11-20 13:23
      2202

      В многообразной программе  прошедшей в начале месяца XIII ассамблеи "Русского мира"  ее гостям был показан спектакль "Пушкиниана. Любовь и карты"  Ярославского Государственного академического театра им. Ф. Волкова - дивное зрелище с участием оперной дивы.  Он стал не просто подарком для тех, кто любит театр, - он навел на многие мысли, местами невеселые.

    • ПРИФРОНТОВЫЕ СКАЗКИ ИЗ ШУШИ
      2019-10-24 10:20
      2295

      Драматический театр им. М. Хандамиряна города Шуши ставит и кукольные спектакли, и это настоящая сказка для детей Арцаха. Приехать в Шуши за волшебством стало традицией не только для юных зрителей Степанакерта, но и для всех ближайших районов. Директор театра Ахшен АРУТЮНЯН рассказала о популярности и огромном значении кукольных постановок в Арцахе, где нет постоянно действующего театра для детей.