ЭХО СТАРОГО ГОРОДА
К 2800-летнему юбилею Еревана
В литературном наследии известного театроведа, шекспироведа (основоположника Армянского центра шекспироведения, 1966) Рубена ЗАРЯНА (1909-1993) нашла место и литература мемуарного жанра. При жизни заслуженного деятеля искусств Армянской ССР (1961), лауреата Государственной премии Армянской ССР (1981) было издано пять томов его мемуаров о времени и о себе (1975,1977,1981,1988,1990). Том шестой увидел свет после его смерти в 2016 году.
УРОЖЕНЕЦ ГЮМРИ ПРОВЕЛ ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО В ТИФЛИСЕ. В 1932 году он навсегда переехал в Ереван, где в 1936 году окончил филологический факультет Ереванского государственного университета. "В Тифлисе я хорошо себя чувствовал, - пишет Р. Зарян. - Я был окружен теплотой и заботой друзей. У меня была работа по душе. Я печатался. Словом, обладал всем тем, чего пока недоставало в Ереване. Тем не менее я расстался с определенностью и подался в неизвестность".
Около десятка мемуарных эссе Рубена Заряна посвящены любимому герою - Еревану 30-40-х годов, дополняющих художественную летопись нашей древней столицы. (Кстати, эти мемуарные рассказы не вошли в составленную и переведенную мной на русский язык иллюстрированную книгу "Старый Ереван 20-40-х годов ХХ века в мемуарах и рассказах армянских классиков", 2016.)
Предлагаем вниманию наших читателей несколько мемуарных страниц армянского искусствоведа и писателя.
Рубен ЗАРЯН
ГАЗЕТЧИКИ
В те годы не было газетных киосков. Продажей прессы занимались и стар и млад, чьи звонкие голоса под утро раздавались по улице Абовяна и на площади. Это были и тринадцатилетние-четырнадцатилетние подростки, и пожилые люди.
- "Хорурдаин Айастан"!, "Хорурдаин Айастан" ("Советская Армения". -К. Х.).
- "Авангард"!
ОДИН ИЗ ГАЗЕТЧИКОВ БЫЛ СЛЕПОЙ, УЖЕ В ЛЕТАХ МУЖЧИНА, и звали его Митридат. Он располагался в правом углу фасада Дома культуры, расстелив перед собой тряпицу, на которой раскладывал свежие номера газет. Покупатели кидали монеты в его жестяную коробку, и никто бы не осмелился взять газету, не расплатившись со слепым продавцом. Даже беспризорники, которых в те годы было много, ни разу не стянули из жестянки деньги. Вот только один покупатель, мужчина лет тридцати-тридцати пяти, совершенно никому незнакомый (поговаривали, что он из Тифлиса), всегда нарядно одетый, брал по одному экземпляру с каждой газеты и, не расплатившись, уходил восвояси.
- Товарищ!, Товарищ! - окликали его возмущенные прохожие.
Однако он продолжал преспокойно (будто недовольные голоса вовсе его не касались) подниматься вверх по Абовяна. Не проходило и четверти часа, как он возвращался и, увидев рядом с продавцом уже совершенно других покупателей, заявлял:
- Вот пришел вернуть долг…
И клал в жестянку вместо мелочи рубль, а бывало и купюру покрупнее, в зависимости от наличности в его кармане. Очевидцы говорили, что однажды он кинул в жестянку червонец.
И так повторялось изо дня в день.
Газетчики не только выкрикивали названия газет, но и сообщали о важных на их страницах событиях в жизни республики, страны, да и во всем мире.
Одному известному газетчику Ваграму стукнуло уже семьдесят лет, он был родом из Вана. Торговал он недалеко от почтамта. Расстелив прихваченную из дома тряпицу, Ваграм раскладывал на ней журналы и свежие номера газет и сам пристраивался на раскладном стульчике. Грамотный был человек, и язык у него был хорошо подвешен. Он рассказывал прохожим, какие новости напечатаны в газетах, причем без каких бы то ни было комментариев, в духе информаций телеграфного агентства. Он прекрасно знал, что может привлечь внимание читателей. Простояв подле Ваграма минут двадцать, они могли узнать о событиях в мире не только вчера, но и дня два назад. Однако когда очередь доходила до статей с литературными дискуссиями, тут газетчик вовсю, с любовью и преданностью защищал Чаренца от нападок посредственных оппонентов поэта.
НЕ МОГУ РУЧАТЬСЯ ЗА ДОСТОВЕРНОСТЬ СЛУХОВ, НО ГОВОРИЛИ, БУДТО Ваграм скитался по миру, побывал в Риме, Париже, Лондоне, а в Ване у него были земельные владения. Однако во время резни он потерял жену, детей, братьев и сестер и остался один-одинешенек из большой родни.
Когда Ваграма спрашивали, почему он продает газеты, почему не выберет себе более достойное занятие, он отвечал:
- А разве это дело не достойнее других? - и добавлял: - Весь мир держу в своих ладонях…
А более близким людям Ваграм по секрету говорил, что специально пошел в газетчики, чтобы чуть свет, пока никто еще не читал прессу, первым раскрыть газету и посмотреть, которая из великих держав объявила войну Турции… Но не обнаружив такой весточки, он тем не менее не отчаивался и был уверен, что есть справедливость в царствии божьем и что Всевышний не оставит безнаказанным безбожников, уничтоживших полнации, и терпеливо ждал, когда свершится мировое правосудие. Так и жил и лелеял надежду ванеци Ваграм, для которого торговля газетами была самым предпочтительным занятием.
"ВОДА! ХОЛОДНАЯ ВОДА!.."
Ереван - душный город. Лето начинается почти с наступлением весны. И в жаркие летние дни людям больше всего хочется холодной воды, чтобы утолить жажду.
В ДАЛЕКИЕ ГОДЫ НА МНОГОЛЮДНЫХ УЛИЦАХ, ПЕРЕКРЕСТКАХ И ПЛОЩАДЯХ города четырнадцати-пятнадцатилетние подростки с кувшинами воды и медными чашами выкрикивали:
- Вода! Холодная вода, холодная вода!..
- Пей холодную воду - освежись!
- Холодная вода! Вода Крбулаха! (один из районов старого Еревана. -К. Х.)
Это были совсем еще юные ребята, загорелые, без головного убора, босоногие, в коротких штанишках и по пояс голые. Вместо школы они продавали воду и содержали семью. Многие же из них были беспризорниками, сами, без чьей-либо помощи честным своим трудом сводили концы с концами.
Мальчики-водоторговцы выделялись и по одежде, и своим голосом, и взглядом, и манерой говорить и держаться.
Вода была действительно холодной, освежающей.
Ребята, влюбленные в родной город, мигом заприметив иногородца, начинали на все лады восхвалять ереванскую воду:
- Наша вода, дядя, на втором месте в мире.
Не знаю, откуда они почерпнули эти статистические сведения, но даже если это была и выдумка, то довольно удачная, потому что отведи они воде первое место, вряд ли кто-либо поверил.
Поверив ли похвале либо притворившись, дескать, так оно и есть, многие переспрашивали водоторговцев:
- Говоришь, в мире на втором месте?
- Клянусь жизнью!
- Ну раз так, налей-ка еще.
И уже вконец уверившись, они на сей раз пили воду, смакуя, медленно, почти глотками.
Мальчишки соревновались друг с другом, но в случае чего готовы были постоять за своего брата. Бывало, спорили, мол, "мое это место, почему нарушаешь границу?!". Однако если кто-либо не расплачивался или же задевал водоторговца, все дружно ополчались против обидчика. А когда появлялся новичок, особенно помладше, его "поздравляли" с прибытием: задевали, подталкивали и как бы нечаянно разбивали его кувшин. Новичок начинал реветь, а мальчишки поднимали его на смех. Таков был обряд крещения новоприбывшего, после чего он становился равноправным членом союза водоторговцев и отныне никто бы не посмел даже пальцем его тронуть.
ДАВНО НЕТ УЖЕ НА СВЕТЕ ЭТИХ МАЛЬЧИШЕК. В ГОРОДЕ ТЕПЕРЬ НА КАЖДОМ ШАГУ есть так называемые пулпулаки, то есть фонтанчики-роднички питьевой воды. И ереванцы сохранили былую славу - вода по-прежнему на втором месте в мире.
Если кому захочется представить тогдашних юных водоторговцев, пусть заглянет в сад Коммунаров (снова переименован в Английский сад. -К. Х.) и обратит внимание на скульптуру Ованеса Беджаняна - подлинный образ героев давно минувших дней Еревана, настолько правдивый, что кажется, будто он выкрикивает:
- Вода! Холодная вода!..
Подготовила и перевела Каринэ ХАЛАТОВА
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2022-04-18 12:14
Житейские заботы и неурядицы, как и зашкаливающие национальные перипетии последних четырех лет, бесспорно, убеждают: классик армянской литературы Дереник ДЕМИРЧЯН (1877‒1956) ‒ наш с вами современник, предугадавший и нынешние настроения, и состояние общества, и заглянувший глубоко в душу армянина.
-
2022-02-04 11:17
Как же не нарадуется президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган: сам глава Республики Армения предлагает армянам «эпоху мира» вопреки исторической памяти и правде, которые Турция и ее лидеры, включая нынешнего Эрдогана отвергают более столетия.
-
2022-01-08 10:31
Продолжение. Начало здесь
-
2022-01-05 09:59
«Детсад стариков» попал мне в руки не три с половиной года назад, в 2018-м, а именно сейчас, как бальзам на душу ‒ вот он, здравомыслящий Человек и Армянин, Патриот и Герой, мой современник, выдающийся Лер Камсар (1888‒1965).
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2022-12-05 09:16
Союз писателей Армении презентовал сборник прозы и поэзии армянских авторов, обративших свой литературный интерес к России. Книга названа «Птица вдохновения» и стала очередным выпуском серии «Мы и мир», издаваемой по инициативе СП.
-
2022-12-03 09:54
Знаете, что происходит, когда в одном человеке сходятся физик и лирик? Большой взрыв! И рождается новый художник, с новой, совершенной матрицей! Как, в общем-то, и произошло с нашей героиней. Правда Лиана Шахвердян вовсе не физик по образованию, а математик. А математики не очень-то любят строиться в один ряд с физиками. Разные они очень. Одни ищут формулы, по которым решают задачи, другие пытаются объяснить, как работают эти формулы. Но, думаю, на сей раз нам простят столь вольное жонглирование определениями. Тем более, что речь пойдет не о физике, и не о математике, а о литературе, в которую Лиана Шахвердян ворвалась с оглушительным успехом.
-
2022-10-13 11:09
«Дневник артиллериста» - это свидетельства очевидца событий 44-дневной Арцахской войны, которые недавно были представлены на суд читателей в Ереване. Автор книги, изданной на общественные пожертвования в рамках литературной программы «Боевая дружба» при сотрудничестве фонда «Кохб» и издательского дома «Антарес», участник войны Альберт МКРТЧЯН.
-
2022-10-04 09:26
Запараллеленные в первых числах октября Ереванский книжный фестиваль и Международный конгресс переводчиков привели в нашу столицу множество гостей, чья среда обитания - литература. Многочисленные встречи, обсуждения, презентации, дискурсы и диспуты...