Последние новости

ОБРЕТЕНИЕ ПАМЯТИ

В эти дни замечательному кинорежиссеру, народному артисту, лауреату Государственной премии РА Нерсесу Оганесяну исполнилось бы 80 лет

Бывают в истории искусства периоды, когда бурно развивающееся новое заслоняет на время художественные ценности даже недавнего прошлого. Но не может быть забыто творчество, в котором с поразительной искренностью воплощены щедрость, красота и вообще наша жизнь. Искусству Нерсеса Оганесяна, жизнь которого прервалась два года назад, дана власть останавливать время и преодолевать тяготы действительности.

Его любили зрители, любили друзья. Причем именно любили. Не изумлялись, не восхищались, а просто любили. За запомнившиеся актерские работы, за его фильмы, за верную дружбу с деятелями нашей культуры, за человеческое тепло.

НЕРСЕС ОГАНЕСЯН - ОДИН ИЗ ТЕХ НЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ РЕЖИССЕРОВ, которые двигались не вслепую,  а осмысливая свой творческий опыт и всматриваясь в процесс развития всего киноискусства. Он был дорог нам прежде всего естественностью своего дарования и большой человеческой добротой. Это отражалось почти во всех его фильмах, в которых много душевного тепла, сердечности, лиризма. Все, кому посчастливилось сниматься в его картинах, знают, как весело, остроумно он умел работать. Полушутливый тон, улыбка делали его фильмы яркими и интересными. Умение сочетать улыбку с печалью, серьезность - с шуткой служило фильмам Оганесяна, придавая им широту, большую жизненную силу. И еще одно важное качество кинорежиссера - его умение связывать все родное, близкое со всеобщим, универсальным.

 'Невеста с севера'До того как показать зрителям свой первый фильм, Нерсес Оганесян был актером. Еще школьником он снялся в одном из самых популярных послевоенных фильмов, с которого началась его деятельность в армянском кино. Это был фильм прославленного кинорежиссера Александра Роу "Тайна горного озера", экранизация по повести Вахтанга Ананяна "На берегу Севана", где  восьмиклассник Нерсес снялся в главной роли. Фильм прошел с огромным успехом. Так что еще не окончив школу, он однажды проснулся популярным. В это же время его пригласили на детские роли в театр им. Г. Сундукяна.

Но вот что интересно: кажется, что у него не было ученического периода, что первые же роли сыграны профессионалом. В чем секрет? Только в таланте, который всегда в ближайшем родстве с мастерством. С тех пор и начиналась по сути творческая жизнь Нерсеса Оганесяна. Жизнь в кинематографе, в котором он проявился весь как человек и как художник. Как режиссер и актер, как художественный руководитель и педагог, вырастивший не одно поколение молодых кинематографистов.

Конечно, в самом факте соединения актерской и режиссерской работы нет ничего исключительного. Есть и всегда были режиссеры, вышедшие из актерской среды и не порвавшие с ней, несмотря на успехи в режиссуре. Исполнительский опыт обогащает их режиссуру, помогает оттачивать природный дар.

 'Полет начинается с земли'НА СТУДИЮ "АРМЕНФИЛЬМ" ОН ПРИШЕЛ В 1958 ГОДУ, окончив актерский факультет Ереванского художественно-театрального института. Натура Нерсеса, его умение видеть жизнь в движении, постоянно находиться в ее гуще рождало в нем желание не только играть роли, но и самому активно участвовать в процессе создания фильмов. На студии он берется за любую работу: сначала он помощник режиссера, затем ассистент, потом второй режиссер. Но, как признавался сам Оганесян, актерские амбиции всю оставшуюся жизнь не давали покоя. Он не упускал возможности пусть ненадолго, но непременно появляться на экране. И роли, которые он играл, какими бы эпизодическими ни были, запоминались, потому что он с легкостью вносил в свои роли характерные драматические, комедийные мотивы, достигая предельной эмоциональной насыщенности.

Фильмы Нерсеса Оганесяна сегодня уже стали классикой армянского кино - в этих словах нет никакой натяжки. После первых работ в кино, ставших "пробой пера" молодого режиссера, ученика мастерской Юлия Райзмана - игровых короткометражек "Встреча на выставке", высокую оценку которой дал кинокритик Карен Калантар, отметив, что это первый фильм о Геноциде армян, "Неудачник Фанос" и документальные ленты "Слон", были сделаны художественные фильмы "Невеста с севера" и "Механика счастья". Эти фильмы без преувеличения стали "народными" в самом полном смысле слова. Они проникали в глубь зрительского сердца незаметно, будто бы зрители сами действовали вместе с героями картины. Хотите вы того или нет, вы становитесь участником событий, текущих на экране. И не только событий, но и душевных движений, составляющих сложный и прихотливый внутренний мир человека. Характеры, созданные в этих фильмах, волнуют живым сочетанием сугубо личностных индивидуальных и мгновенно узнаваемых типических черт, отзываются в зрителе разнообразными ассоциациями.

Зрительским признанием пользовались и другие картины режиссера. "Полет начинается с земли" и "Чужие игры" (в создании последнего Оганесян принимал участие и как сценарист, составив творческий триумвират вместе с Тиграном Левоняном и Эриком Паязатяном).

 'Тайна горного озера'С СЕРЕДИНЫ 90-Х ГОДОВ, КОГДА В АРМЕНИИ СТАЛО ОЧЕНЬ ТРУДНО СНИМАТЬ КИНО, Нерсеса Оганесяна приглашают на студию "Мосфильм", где он снимает ряд документальных фильмов. Это, конечно, не означало, что он кинул якорь в тихой пристани. Режиссер активно работал. За эти годы им сняты художественно-публицистические ленты о выдающихся деятелях кино - Юлии Райзмане, его учителе, под названием "Долголетие", о Михаиле Калатозове - "Путь к себе", об Иване Пырьеве - "Слово о Пырьеве". Прекрасной особенностью этих лент является горячий интерес к творчеству, стремление запечатлеть для современников и потомков высокие мгновения и опыт этих мастеров. Это очень нужно и ценно и, увы, еще очень редко. Не случайно эта трилогия на международном кинофестивале "Кино о кино" получила серебряную медаль "Братьев Люмьер". А его следующую работу - художественный телефильм "Игра в джин" с Арменом Джигарханяном и Татьяной Поппе в главных ролях показали по армянскому телевидению. Армен Джигарханян был занят и в другом телефильме Оганесяна - "Последняя работа Креппа" по Беккету.

Среди многочисленных талантов Нерсеса Оганесяна нельзя не назвать талант собирать вокруг себя людей творческих, ищущих, умеющих работать. В кинематографе, как, наверное, ни в одном другом искусстве, важно это умение сделать каждого из сотрудников по работе соавтором рождающегося фильма. Ему был дан дар заражать окружающих своей увлеченностью, делать трудную, мучительную работу радостной.

А какую замечательную команду он собрал для своего телевизионного публицистическо-документального фильма "Армянский переулок, дом 2", снятого по заказу Союза армян России. Это прежде всего сценарист Ким Бакши - один из самых одаренных людей, автор множества замечательных книг об Армении и ее культуре, сценария к многосерийной телевизионной ленте "Матенадаран", талантливый оператор Геворг Айрапетян, безошибочно чувствующий любую фальшь, и, наконец, непревзойденный Армен Джигарханян, который в этом фильме ведет волнующий рассказ о роде Лазаревых, об их деяниях, судьбе. Материал высокий и драматический.

АРМЯНСКИЙ ПЕРЕУЛОК, ДОМ 2 - АДРЕС ЗНАКОВЫЙ. По этому адресу два с лишним века назад семьей Лазаревых был создан великолепный архитектурный ансамбль, где в мае 1815 года было открыто армянское учебное заведение, превращенное затем в знаменитый Институт восточных языков. Лазаревский институт был не только крупным учебным заведением, но и очагом армянской культуры в Москве, центром армяно-русских культурных связей. Сегодня по этому адресу в Москве прописано Посольство Армении в Российской Федерации.

Фильм интересен не только своей информацией, которая независимо ни от чего захватывает зрителя, - историей семьи, рассказанной подробно, ярко и впечатляюще. Поражает редкая художественная ценность изображения - повествовательная, психологическая.

Отличный сценарий, профессиональное кино, правдивый исторический экскурс - все это придает фильму особую привлекательность. Значение этого фильма Оганесяна трудно переоценить. Вспомнить в наши дни о Лазаревых было необходимо не только для армян, для которых имя Лазарева - не пустой звук, но и для русской общественности, которая, к сожалению, по мысли создателей фильма, мало знает историю семьи Лазаревых или имеет о ней весьма смутное представление. Вот и был нужен этот фильм, чтобы русская общественность научилась уважать вклад армянского народа в общемировую и, в частности, в русскую культуру.

Знание всех тайн профессии и любовь к ней, удивительный дар общения, умение покорять любую аудиторию как-то сами собой привели Н. Оганесяна к преподавательской деятельности, в которой проявилась еще одна грань его таланта. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к недавним выпускникам Армянского педагогического института, каждый из которых подтвердит, что Нерсес Оганесян был в числе самых любимых педагогов и режиссеров, уроки и фильмы которого незабываемы.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • УРОКИ АРМЕНИИ ВЛАДИМИРА ПОЗНЕРА
      2024-04-25 10:44

      "Я хочу поблагодарить всех людей, которые работали над моей книгой. Никогда не думал, что она будет переведена на армянский язык. Сказать, что она переведена на немецкий или французский язык - ну, подумаешь! А все-таки на армянский… Это предмет моей гордости!" - эти слова, произнесенные Владимиром Познером в Ереване в мае 2019 г., когда вышел в свет армянский перевод его книги "Прощание с иллюзиями", он, скорее всего, повторил бы и теперь.  В Центре "Текеян" состоялась презентация книги "Владимир Познер. Мое сердце на армянской стороне", автором-составителем которой стал известный армянский журналист Серго ЕРИЦЯН.  

    • ВЕТЕРАН ВОЙНЫ В СТРОЮ С МОЛОДЕЖЬЮ
      2024-04-19 10:43

      Каждое время выдвигает своих героев – подлинных и мнимых. Современники не всегда  умеют их различить, и это оборачивается чувствительными потерями. Тем более что подлинные герои очень часто не любят, не умеют расписывать свои заслуги. Об этом скупо говорит их биография. К числу таких принадлежит подполковник Мартин Багдасарян, недавно отметивший 80-летие.

    • ХУДОЖНИК, ДИЗАЙНЕР, ПЕДАГОГ ЭДУАРД СЕДРАКЯН
      2024-04-16 10:35

      Не каждому дано перешагнуть восьмой десяток лет в расцвете творческих сил и полноте энергии, заставляющей не сходить с выбранного пути. Известный армянский художник, педагог, профессор Эдуард Сeдракян из тех, кто заслужил божью благодать работать, не останавливаясь, несмотря на седину волос и солидную дату в графе "возраст". В этом широкая общественность убедилась на персональной выставке Эдуарда Артаваздовича, открывшейся на днях в Союзе художников Армении в честь его 80-летия.

    • ВСПОМИНАЯ СУСАННУ АМАТУНИ
      2024-03-04 10:34

      Исполнилось 100 лет со дня рождения известного музыковеда-теоретика, профессора Ереванской консерватории Сусанны (Шушаник) Бабкеновны Аматуни.  Выпускница историко-теоретического факультета Московского музыкального педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных)  сделала свои первые шаги в преподавании в стенах ереванской средней специализированной музыкальной школы им. Чайковского, в кузнице одаренных музыкантов республики.