ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР ВАГЕ ГАСПАРЯНА
В выставочном зала Академии художеств проходит первая персональная выставка художника Ваге ГАСПАРЯНА, ставшего в этом году руководителем кафедры рисунка и живописи факультета дизайна и прикладного искусства Академии художеств.
УТРОМ ВТОРОГО ВЫСТАВОЧНОГО ДНЯ В ЗАЛЕ ЦАРИЛ ПОЛУМРАК и, казалось, барон Мюнхгаузен, король-мечтатель, рыбак, Кот, Мастер и Маргарита, герои армянских, японских, прибалтийских сказок и другие персонажи картин Ваге вышли из своих рамок, облюбовав для себя новое пространство. Но вот художник включил верхнее освещение, и иллюзия исчезла, яркий свет множества ламп спугнул героев, метнувшихся к своим рамкам. Однако интрига уже была создана, и захотелось внимательно не только рассмотреть, но и разгадать тайну каждой работы.
Эта выставка - ретроспектива. Ваге включил в экспозицию 50 работ, созданных за двадцатилетний период начиная с конца 90-х, когда он только что закончил факультет графики, а затем и аспирантуру, защитив диссертацию по станковой живописи Жансема - любимого художника, которого в те годы в Армении еще мало кто знал. Копии картин Жансема были выполнены Ваге так талантливо, что этот выдающийся французский художник армянского происхождения, увидев их, решил, что написал их сам.
Но если период создания представленных серий не был ограничен сроками, то отбор произведений носил целенаправленный характер. Ваге не включил в экспозицию ни натюрморты, ни пейзажи, ни портреты, только серии, созданные по мотивам произведений, философия которых ему интересна, мистика которых делает интригу острее.
Центральные маяки выставки - иллюстрации к книге Данте Алигьери "Божественная комедия". Первые несколько картин этой серии были написаны Ваге для ереванской выставки "Данте глазами армянских художников" еще в 2004 году. Через год выставка экспонировалась в Италии, где помимо армянских мастеров в ней приняли участие и итальянские. Среди включенных в каталог лучших произведений выставки были и иллюстрации Гаспаряна. Следуя за Ваге по кругам ада, мы видим злобные игры его служителей, видим, как объятые страхом грешники ждут вердикта судьи с телом ящера и головой монстра. Персонажи, населяющие ад, лживы, циничны, греховны, но художнику удается показать, что и у них где-то очень глубоко внутри можно отыскать что-то светлое. Этот поиск изначально заложенного в человеке добра свойствен всему творчеству Ваге Гаспаряна.
ПЕРСОНАЖИ КНИГИ "ПРИКЛЮЧЕНИЯ БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА" ЖИВУТ на слегка скомканной бумаге, что придает им едва заметную вибрацию. Художник специально разработал такую основу, чтобы зритель мог ощутить время не только по персонажам, но и по бумаге, характерной для XVIII века. Образ барона Мюнхгаузена привлекал многих художников, в том числе и широко известных, так что создать свое видение этого героя и всего произведения была задача не из легких. Но Ваге справился.
"Мне было интересно, как я сделаю то, что уже давно известно. Изучил костюмы, специфику того времени, продумал очень много образов, отфильтровал, сделал сотни эскизов… К счастью, издательство не торопило меня, предоставив полную свободу, за что я ему очень благодарен". В итоге были написаны десять работ. Все они представлены в экспозиции, а книги "Приключения барона Мюнхгаузена" с иллюстрациями молодого художника вышли не только на армянском, но и на грузинском языках.
Прекрасному, легкому и светлому миру сказок отдана почти целая стена зала. В наш век цинизма и вседозволенности очень не хватает сказок, а иллюстрации Ваге напоминают о том, что есть вечные истины и вечные ценности, сегодня для многих, увы, незаметные. Со стен на нас глядят три поросенка, очаровательная обезьянка из индийской сказки, аналог русской царевны-лягушки, старик со старушкой с корзиной-самобранкой, всегда готовой накормить этих бедных, но таких искренних и душевно щедрых людей…
Есть и другая серия, в которой каждая сказка имеет свой цвет - зеленая, серая, фиолетовая, коричневая. На этой же стене серия, посвященная эпосу "Давид Сасунский". Художник осмысливает, пропускает сквозь себя легендарный армянский эпос, создает работы, отличающиеся оригинальной композицией и некой театрализацией. "Очень много работал, трудно было найти стиль, образы, чтобы они не повторяли те, что были у других художников, дать им новую жизнь".
В любимой художником смешанной технике написана серия, посвященная великому роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Ваге, впитавший художественную культуру Булгакова во всем ее многообразии, запечатлел яркие образы Кота, громадного и черного, Азазелло - огненно-рыжего, с торчащим изо рта клыком, летящую по городу нагую Маргариту, ставшую невидимой благодаря крему. Задумывалась серия как станковая графика, а вышла как иллюстрация.
СРЕДИ РАННИХ РАБОТ ВАГЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ КАРТИНА "МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД", занявшая первое место в одноименном конкурсе, проводимом в начале века. Этот обобщенный образ Еревана, воплотивший в себе все знаковые здания столицы Армении - оперу, площадь Республики, церковь Святого Ованеса, Киевский мост, Цицернакаберд, - художник разместил поверх головы царя Аргишти, основавшего Ереван. Работа Ваге была признана лучшей и заняла первое место. Отмечена была и его работа "Встреча с Араратом", участвовавшая в совместном армяно-японском проекте, одним из спонсоров которой был Арнольд Шварценеггер. Выставка экспонировалась в США, Японии, Франции и Армении. Как уже было сказано, это первая персональная выставка в творческой биографии Ваге, но он никогда не отказывался выставляться вместе с другими художниками. Его произведения есть и в частных собраниях коллекционеров разных стран.
Находиться среди работ Ваге легко и интересно. В них нет фальши, они чисты, честны и изысканны, каждое движение, каждый жест подчеркнуто элегантны. Выставка Ваге Гаспаряна охватывает несколько этапов его творческой жизни. На следующей - будем надеяться, она не за горами - мы увидим уже другие его работы, как уже написанные, но пока не выставленные, так и новые, полные интересных исканий.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-04-08 11:59
В Центре эстетического воспитания детей им. Г. Игитяна проходит выставка работ Армине Галенц, которую она посвятила памяти своего отца, известного художника Саро Галенца. 10 апреля Армине исполнится 14 лет. В этот же день, только 109 лет назад 10 апреля 1910 года родился ее дед - выдающийся армянский художник Арутюн Галенц. Такое вот знаменательное совпадение. Бабушка, Армине Паронян-Галенц, в честь которой девочка названа, тоже была художницей. Так что, по-видимому, рисовать Армине Галенц-младшей предначертано самой судьбой.
-
2019-01-16 11:28
Беседа с доцентом кафедры культурологии исторического факультета ЕГУ Юлией АНТОНЯН.
-
2018-12-21 15:36
говорит в интервью "ГА" директор НИИ физиологии им. Л.А. Орбели НАН РА доктор биологических наук Наира АЙВАЗЯН - Г-жа Айвазян, минувшей осенью в Ереване прошло много академических мероприятий, в том числе инициированных и напрямую организованных вашим институтом. Расскажите об этом подробнее.
-
2018-12-21 14:55
Чуть более года назад ушел из жизни Саро Галенц - тонкий художник, выделявшийся особым творческим почерком, человек редкой одаренности, истинный интеллигент - без высокомерия, но с достоинством, без зазнайства, но с подлинным интеллектом, прямолинейный без грубости. События его личной жизни не становились достоянием общественности, он не заискивал перед коллекционерами, не заигрывал с прессой, он работал.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-08-01 09:15
"...И откроется вдруг сокровенная красота...". Сокровенная красота - так называют тайную, сокрытую душу вещей. Которую непременно почувствуешь, но не в первую очередь. Сначала восхищает красота в ее общепринятом, эстетическом смысле - утонченная и изысканная, она завораживает, не давая отойти от выставочной витрины...
-
2023-07-01 09:54
Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.
-
2023-06-17 10:36
В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.
-
2023-06-14 13:07
Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".