ПРОТИВОСТОЯНИЕ
Закон самоуправления или просто закон – что победит в "Амазгаин"?
27 ноября после согласования с Министерством культуры в лице и.о. министра Назени Гарибян приказом директора государственного театра "Амазгаин" Вигена Чалдраняна художественным руководителем театра назначен Сурен Шахвердян. Событие, выходящее за рамки "амазгаин"-контекста.
"ОН ЧЕЛОВЕК! ХУДОЖНИК! И БЕССМЕРТЕН!" - БЫЛ ТАКОЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ спич в моем любимом советском мультфильме об Эдварде Григе…
Почему это возникло? Потому что другого человека и художника довели практически до предельной черты. Виген Чалдранян – эгоцентрик, рефлексирующий эстет с фанаберией, как говаривали в прежние времена. Виген Чалдранян – артист, художник с собственным кино- и театральным языком, штучная вещь тонкой ручной работы. И это очевидно, как к нему ни относись.
Это было тем более очевидно Сосу Саркисяну, мудрость которого в последние годы вошла в поговорку и который и пригласил Чалдраняна в театр ставить "Гамлета" - спектакль, выведший очень живой, обаятельный, с крепкой труппой и чуть провинциальным душком театр на совсем иной уровень. Сос Арташесович, светлая ему память, добившийся того, чтобы театр, находящийся под покровительством "Амазгаин" - Общенационального культурно-образовательного союза АРФД, - получил статус государственного, понимал, что времена меняются и должно меняться и соответствовать этому времени лицо театра. Это понимал и Вардан Мкртчян, возглавивший в качестве директора театр после Соса Саркисяна и до перехода в Национальный театр им. Сундукяна начавший реализовывать нетипичные для "Амазгаина" проекты.
Это очень трудно понять и принять актерам театра, в нем сформировавшимся и выросшим, привыкшим жить по законам театра-дома, в котором художественного руководителя Соса Саркисяна любовно именовали "Дедом". Жизнь с ее нынешними экономическими и управленческими подходами, увы, доказывает, что подобная форма существования театра отмерла. Здесь можно рассуждать долго и подробно, но перейдем к конкретике.
С первого дня назначения возникшее напряжение между в одном флаконе директором и художественным руководителем "Амазгаин" Вигеном Чалдраняном и актерской труппой в последний период достигло апогея. Вообще если учитывать, что ни в каких других учреждениях, кажется, не возникло такой революционной волны против своего руководства, кроме как в армянских театрах, то интересно получается. Все-таки актеры – существа действительно отдельные. "Весь мир – театр", жизнь по законам игры, роли, которые витают в воздухе и которые грех упустить… И чем талантливее и эмоциональнее артисты, тем острее они рефлексируют.
Именно Давид Акопян, Арман Навасардян, Гагик Мадоян, Наринэ Григорян, Татев Казарян – актеры, составляющие гордость не только "Амазгаин", - оседлали гребень волны. Впрочем, это опять же тема долгого теоретического разговора. А по жизни артисты театра обзавелись собственным ревкомом, штабом, распределили роли – не только кто и что будет говорить, но и кто будет директором, а кто худруком. Начали писать жалобы в Минкульт. Ну куда нам сегодня без жалоб - решительно никуда! Начали требовать отставки Вигена Чалдраняна, выдвигать ультиматумы ему и тому же Минкульту – "если в 24 часа наши условия не будут выполнены, то мы!.. Мы!.. Мы!..".
ПОЗАВЧЕРА ГРУППА АРТИСТОВ ТЕАТРА ОКАЗАЛАСЬ НА ПРИЕМЕ У НАЗЕНИ ГАРИБЯН. И здесь произошло невероятное, но очевидное! Можно строить предположения. Возможно, переход из статуса замминистра в и.о. министра – того, кто решает вопросы - меняет психологию. По крайней мере слушала-слушала она актерские претензии, в которых очень много эмоций и очень мало аргументов, и это "прослушивание" ее достало. И вспомнила Назени Гарибян свой факультет искусствоведения, и Матенадаран, и Сорбонну, и всю остальную достойную часть своей биографии, и забыла, что все у нас решает "народ" и "народ" всегда прав, и - как бы помягче выразиться - попросила и.о. министра представителей "народа" покинуть кабинет. А потом и вовсе приняла не трендовое решение о том, что пироги должен печь пирожник, а сапоги тачать сапожник. В смысле – Виген Чалдранян остается только в статусе директора "Амазгаин" и по предписанному законом праву может назначить художественного руководителя по своему усмотрению.
Выбор Чалдраняна пал на Сурена Шхвердяна. Не будем аттестовывать Сурена Шахвердяна – недавно такой повод уже был в контексте Русского театра. Следует только сказать, что это режиссер, любящий современный театральный язык, а главное - им владеющий. Именно такого режиссера заполучила труппа "Амазгаин" в художественные руководители, о чем узнала за два часа до ею же назначенной протестной пресс-конференции.
Пресс-конференция получилась очень долгая и очень невкусная. Если попытаться очистить выступления ораторов от шелухи эмоций, демагогии и потоков грязи, вылитых – независимо от того, нравится это кому-то или не нравится, - на штучного художника Вигена Чалдраняна, если попытаться – хотя это и трудно – освободиться от общего крайне тяжелого впечатления от общей культуры этих выступлений, в сухом остатке окажется немногое. Претензии к руководителю театра – одна премьера за два года, упавшая посещаемость спектаклей, дифференцированное отношение худрука к своим и остальным постановкам, отсутствие гастролей и поездок на фестивали. А если уж совсем честно – синдром "вишневого сада", актерская тоска по законам театра-семьи, в котором они привыкли жить.
На пресс-конференции было также заявлено, что никакого Сурена Шахвердяна актеры не принимают, что у них есть собственный, ими же избранный худрук, и что если Чалдранян не уходит, то они объявляют забастовку. Забастовку, правда, объявляют очень по-актерски – обязательно отыграют два назначенных спектакля, а дальше в свободные дни начнут бастовать.
ВИГЕН ЧАЛДРАНЯН УХОДИТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕ СОБИРАЕТСЯ, ПОТОМУ ЧТО уйти, значит – не уважать себя и принять все лживые, по квалификации директора театра, обвинения. Причем лживость большинства из них Чалдранян не декларирует, а доказывает разного рода документальными – от слова "документ" - подтверждениями. К тому же он заявил, что строительство здания для "Амазгаин" ("то, что за 20 лет не удалось сделать Сосу Саркисяну, но что удалось сделать мне"), приостановленное в контексте политических событий, возобновится через две недели. Здесь еще следует отметить, что за два года работы к Чалдраняну-директору не накопилось никаких финансовых претензий, а это практически фантастика.
А вообще – ситуация угнетающая и драматичная. Артисты продолжают настаивать на том, что театр – их дом и они вправе распоряжаться в нем по собственному желанию. О том, что театр – государственное учреждение, а директор и худрук – должности не выборные в их среде, принято забывать. Зато это хорошо помнит и понимает руководство театра. Самым драматичным окажется то, что свобода выбора, которую нас так учат уважать и на которой так настаивают актеры, может обернуться для них альтернативой: либо учиться новому языку и новым правилам игры - либо искать другой театр. Но думать о такой печальной перспективе не хочется, а хочется думать, что участники противостояния придут все-таки к компромиссу.
А еще хочется сделать допущение, что мораль сей басни выйдет за рамки государственного театра "Амазгаин". Поднимающаяся то тут то там актерская анархическая волна схлынет, и на театральном море установится нормальная, пригодная для работы погода. И не надо об этом жалеть, ребята. Это ведь только на первых порах эйфория бунта кружит голову. Все проходит. И потом вдруг оказывается, что сидишь ты один на пустом берегу, а перед тобой - тобою же разбитое корыто. У самого синего моря…
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-07-12 10:48
Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран. Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване. Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.
-
2024-05-17 11:01
"Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.