Последние новости

"КОНЦЕРТМЕЙСТЕРЫ АРМЕНИИ"

Так называется книга доцента Ереванской консерватории, пианистки Саеник МАГАКЯН, вышедшая в Ереване в издательстве "Лусакн"

Знакомство с этой книгой начинается с приятной неожиданности: радуют два небольших, но емких вступительных слова - народной артистки РА Светланы Навасардян и профессора Ереванской консерватории Шушаник Бабаян, звучащие культурно, грамотно и дающие ясное представление о содержании книги, ее значении для армянской музыкальной культуры.

Как справедливо отмечает Ш. Бабаян, профессия пианиста-концертмейстера, неразрывно связанная с различными музыкальными специальностями, с неисчерпаемым богатством инструментальной, вокальной, оперной музыки, необычайно широка и требует глубокой музыкальной культуры. "Тем не менее фигура аккомпаниатора остается в тени, нередко встречается и пренебрежительное отношение к данной профессии", - подчеркивает она.

Тема рецензируемой книги - беспрецедентна. Издание такого рода - первый случай в армянской, и не только армянской музыкальной культуре, первая попытка систематизации интереснейшего материала. Эта довольно емкая книга, прекрасно изданная (авторское издание), позволяет проследить - ни много ни мало - вековую историю зарождения и развития концертмейстерского искусства в Армении. В историческом очерке и главах о ведущих армянских пианистах-концертмейстерах республики и о композиторах-исполнителях в новом ракурсе предстают страницы армянской исполнительской культуры.

 Книга доцента Ереванской консерватории, пианистки Саеник МАГАКЯН 'КОНЦЕРТМЕЙСТЕРЫ АРМЕНИИ'ЭТОТ КАПИТАЛЬНЫЙ ТРУД ПОТРЕБОВАЛ ОТ АВТОРА КРОПОТЛИВЕЙШЕЙ исследовательской работы. Труд этот действительно огромен и вызывает чувство благодарности. И что интересно? Идея издания подобной книги принадлежит профессору Ереванской консерватории Армену Будагяну, этому истинному подвижнику армянской музыкальной культуры, издавшему десятки книг о ее деятелях, вернувшему из забытья множество уникальных имен. Своей идеей Будагян вдохновил Саеник Магакян, увидев именно в ней будущего автора, способного достойно представить вершинные явления концертмейстерского искусства Армении. И она блестяще справилась с поставленной задачей.

Искусство отличается от всех сфер духовной интеллектуальной деятельности, в частности, тем, что оно индивидуально по своей природе, что только в нем мы познаем мир глазами, умом, чувствами другого человека. Саеник Магакян постигла это искусство: ценность ее работы заключается в том, что она судит об искусстве концертмейстера не со стороны, а словно бы проникая в тайну их творчества, которую она видит в любви, в стремлении к совершенству в собственном деле. Любовь, в данном случае, как вечная преданность музыке.

Несомненный опыт в качестве концертмейстера, участие в сольных концертах гобоистов, фаготистов, трубачей, валторнистов и вокалистов, в концертах в Ереване и других городах Армении, в Москве, Сочи,  напряженная каждодневная работа в Ереванской консерватории на кафедре духовых инструментов - вот тот опыт, который обусловил весомость ее труда. Это замечательная основа для глубинного ощущения профессии, знания ее проблем.

ОТКРЫВАЕТ КНИГУ ЕЕ ОБЪЕМНЫЙ, ОБСТОЯТЕЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК, который придает не только познавательное, но и общественное звучание всей книге. Глава читается на одном дыхании, хотя, уверена, она потребовала немалых усилий - архивных исследований, поисков забытых имен. Повествует она о зарождении концертмейстерского искусства в Армении, о первопроходцах. Из различных биографических подробностей, которых читатель немало найдет в книге, открываются как бы дополнительные пути постижения темы, поэтому Магакян права, придавая этой главе такую свободную форму, которая делает книгу живой и впечатляющей.

Эрудиция автора, вкус и знания, глубина анализа позволяют выделить в безбрежном материале самое существенное, рассмотреть концертмейстерское искусство как одно из ответвлений европейской исполнительской культуры, традиции которой творчески освоены и развиты в Армении на национальной почве.

Со страниц этой главы перед нами предстают имена первых армянских пианистов, начиная от классика армянской оперной музыки, прекрасного пианиста-аккомпаниатора Тиграна Чухаджяна, композитора, этнографа, пианиста-солиста и концертмейстера Никогаеса Тиграняна, выдающегося польского музыканта армянского происхождения, ученика Шопена Кароля Микуля (Карапет Микаелян, 1819-1894 гг.), талантливого армянского пианиста и композитора Стефана Эльмаса, бравшего уроки у самого Ференца Листа, знаменитого фортепианного дуэта сестер Елены и Евгении Адамян, активно участвовавших в концертной жизни европейских стран, блистательной Маргариты Миримановой, которой ректор Санкт-Петербургской консерватории Глазунов доверил исполнение своего Фортепианного концерта в авторском вечере в столице Российской империи, знаменитой Марии Каламкарян, широко известной своими выступлениями в Европе, и которая в течение двух лет была концертмейстером великого русского певца Федора Шаляпина, выступала с ним в странах Европы до известных пианистов разных поколений XX - XXI вв., блиставших в ансамбле с признанными инструменталистами и вокалистами, представляя искусство Армении на родине и за рубежом. Среди них - Юрий Айрапетян, Светлана Навасардян, Ваге Агаронян, Роза Тандилян, Земфира Барсегян, Гаяне Ахназарян, Армине Григорян, Левон Джавадян и другие.

ОСОБЕННО МНОГО МЕСТА В ЭТОЙ ГЛАВЕ УДЕЛЕНО ПРОЦЕССУ формирования и развития всей музыкальной жизни в Армении, появлению и функционированию крупнейших музыкальных очагов республики. С. Магакян не ограничивает себя рассказом о великолепной плеяде мастеров прошлого или о тех, кто сейчас по тем или иным причинам несправедливо забыт, канул в Лету. Она повествует и о творческих связях армянских, русских и зарубежных исполнителей - дуэтах Леонид Коган и Самвел Алумян, Максим Венгеров и пианист, дирижер Ваагн Папян... Читая эту главу, богатую тончайшими оттенками чувства, безупречную стилистически, конечно же, не сомневаешься в профессиональных достоинствах автора, его зрелости. Книга позволяет заглянуть глубже - мы видим, что этот автор не только несет в себе богатый внутренний мир, но и обладает редким для музыканта литературным даром, живым образным языком, способностью осмысливать предмет изучения как бы со стороны, расчленить его на составляющие. Мы видим, что С. Магакян имеет свое четко формулируемое кредо, свои творческие принципы, свою ясно осознаваемую художественную вселенную.

О чем бы и о ком бы она ни писала, мы чувствуем, что за общим утверждением стоит пристальное, неравнодушное внимание к коллегам. Это особенно просматривается во второй главе, где опубликованы очерки С. Магакян и воспоминания коллег о концертмейстерах Армении, написанные ярким, сочным и живым языком. Многие из них действуют и сегодня. Биография и судьба того или иного концертмейстера, сила души, твердость шага к намеченной цели - все это составляет живую многогранную личность мастера. С. Магакян не претендует на то, чтобы в каждом отдельном случае прочерчивать весь жизненный путь героя очерка. Здесь нет исчерпывающей и полной характеристики их творчества. Повествование носит полумемуарный характер.

Все герои очерков разные, но объединяет их активное, вдохновенное отношение к профессии, природный талант, трудолюбие, высокая профессиональная честь. Вот Арус Бабалян - одна из основоположниц Музыкальной студии Еревана, позже - одна из активнейших организаторов консерватории; Александр Акопян - первый и в определенный период единственный официальный концертмейстер музыкальной студии, а затем и консерватории, Ольга Вагенгейм, Элеонора Восканян, Евгения Хосровян, Григорий Домбаев, Нина Сагиян, Александр Долуханян, Нелли Даниель-Бек, Роза Тандилян, Ирина Костанян, Яков Заргарян, Седрак Ерканян, многогранный, незаурядный музыкант, обладающий истинным профессионализмом, выступающий в качестве солиста - пианиста и органиста Карлен Топчян, Шаке Закарян и другие...

Испытание совестью, которые выдержали герои ее очерков (в главе - 34 портрета) перед временем и людьми, - вот что еще связывает их всех. Это удивительные люди. Отблеск их судеб - на страницах этой книги. Совесть и талант были главным орудием их "производства".

НЕМАЛЫЙ ИНТЕРЕС ПРЕДСТАВЛЯЕТ ТРЕТЬЯ ГЛАВА КНИГИ, ПОСВЯЩЕННАЯ фортепианной деятельности армянских композиторов, многочисленные выступления которых, по мнению Магакян, в качестве солистов, ансамблистов и концертмейстеров стали составной частью музыкальной культуры Армении, внося в нее неповторимые черты индивидуального стиля каждого из композиторов. Приводимые в главе многочисленные высказывания из прессы помогают воссоздать атмосферу, в которой протекала деятельность композиторов-исполнителей, считает автор. И, быть может, особенно примечательно то, что при всей объективности автора и аскетической сдержанности письма мы всегда ощущаем личность Магакян - человека, безраздельно любящего музыкальное искусство и преданного ему.

Свою главную цель - оживить в душе читателя образы музыкантов-концертмейстеров, их неповторимое обаяние, особенности их исполнительского искусства - Магакян выполнила сполна. И если читатель интеллектуально войдет в концертмейстерское искусство и испытает хотя бы долю того волнения, которое испытывал тот или иной герой книги, то автор получит право думать, что шестилетний ее труд был не напрасен. А об этом свидетельствуют и многочисленные отклики тех, кто успел прочесть эту книгу. Приведем лишь две цитаты:

"Я благодарен Саеник за ее многолетний, плодотворный труд. Охвачен огромный материал, из забвения воскрешены многие замечательные имена. Удивлен и восхищен", - написал автору композитор Владилен Бальян.

"Поскорее пришлите книгу о концертмейстерах. Она будет выставлена в стендах библиотеки Санкт-Петербургской консерватории им. Н. Римского-Корсакова. У нас было немало первоклассных концертмейстеров, но я не помню ни одной обобщающей публикации об этой необходимой и столь замечательной специальности. Поздравляю". Эра Барутчева.

Завершая рецензию, хочется еще раз подчеркнуть: прекрасной особенностью книги С. Магакян является ее горячий интерес к творчеству, стремление запечатлеть для современников и наших потомков высокие мгновения и каждодневный труд пианистов-концертмейстеров. Это очень нужно и ценно. И, увы, еще редко.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОГДА В АРЦАХЕ ГОВОРЯТ «НЕТ!»
      2020-10-21 10:46
      1698

      Вот уже без малого месяц в центре внимания мирового сообщества находится война в Арцахе, развязанная Азербайджаном, подстрекаемым Турцией, привлекшей для борьбы с малочисленным мужественным народом еще и сирийских  и ливийских наемников. Вмешательство Турции, на государственном уровне организовавшей Геноцид армян в Западной Армении в начале XX века, вызвало особую тревогу прогрессивно мыслящего человечества. Жесточайшую войну в Арцахе многие воспринимают как продолжение чудовищного, не имеющего себе подобного исторического преступления, не получившего в своё время достойного осуждения и наказания. Эта трагическая безнаказанность противоречит всем ныне пропагандируемым,  моральным и политическим ценностям.

    • ОСТАВЬТЕ НЕБО ЗВЕЗДАМ
      2020-10-19 14:41
      3550

      В Большом зале Московской консерватории состоялся концерт, которого давно ждали меломаны Москвы. На легендарной сцене выступил блестящий коллектив страны Music Aeterna под управлением одного из прославленных дирижеров современности - Теодора Курентзиса. Он исполнил Хоровой концерт Альфреда Шнитке, созданный на основе "Книги скорбных песнопений" мятежного поэта X века Григора Нарекаци.

    • ОСКОРБЛЕННЫЕ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬЮ
      2020-10-16 20:03
      1005

      Сотрясающая мир ожесточенная война в Арцахе продолжает вызывать волнение всей музыкальной элиты. С первого дня войны деятели музыкальной культуры многих стран напряженно следят за событиями на Арцахском фронте.

    • ВОЗДЕЛЫВАНИЕ
      2020-10-15 13:21
      1247

      События в Арцахе продолжают оставаться в центре внимания общественности не только Армении, но и всего прогрессивного мира. Эта ожесточенная война в Арцахе, развязанная Азербайджаном в тандеме с давним врагом Армении - Турцией, привлекшей и наемников с Ближнего Востока, не оставляет никого равнодушным. С каждым днем истинное положение дел прокладывает себе дорогу к сердцам широких масс, все глубже и острее осознается лучшими представителями человечества. Все это отзывается волнением в сердцах тех, кто в эти дни не может молчать. Сегодня мы представляем вниманию читателей два отклика - писателя, публициста, поэта Нелли СААКЯН и дирижера с мировым именем Андрея БОРЕЙКО.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • САЛЮТ, РОССИЯ! МЫ ПОБЕДИМ!
      2020-10-08 14:58
      780

      7 октября в крымском Артеке стартовал финал международного конкурса молодых исполнителей популярной музыки "Детская Новая волна 2020". Среди прошедших в финал участников из России, Беларуси, Казахстана, Грузии, Испании, Южной Кореи и других стран представлены также Элен Бадалян из Армении и Ани Петросян из Арцаха. Интересно, что вылет арцахской делегации с участием 10-летней Ани был запланирован на 27 сентября, - день, когда мирное небо второго армянского государства взорвала война.

    • СИМВОЛ ТАЛАНТА И ДОБРОТЫ
      2020-09-30 21:47
      1212

      30 сентября 100 лет назад родился Лазарь САРЬЯН Арно Бабаджанян, Александр Арутюнян, Эдвард Мирзоян, Лазарь Сарьян, Адам Худоян. Их называли "армянской могучей кучкой". Еще недавно они были рядом с нами, определяли высокую планку армянского музыкального искусства. Эта планка, заданная ими, никогда не снизится. Мы не отвыкли от их голосов, от их музыки. Они словно идут нам навстречу. Живут беспокойно, счастливо для нас, для следующих поколений в своих прекрасных произведениях, своей музыке.

    • ТУРБУЛЕНТНЫЙ СЕЗОН СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
      2020-09-22 10:50
      2381

      Государственный симфонический оркестр Армении (ГСОА) открыл свой 15-й, юбилейный сезон. Концерт, на котором прозвучали три фрагмента из балета "Снежная королева" Тиграна Мансуряна и 9-я симфония Антонина Дворжака, прошел в Спортивно-концертном комплексе им. К.Демирчяна и собрал ценителей классической музыки и поклонников творчества оркестра.

    • Японская клавинова - в дар Дому камерной музыки
      2020-09-19 10:12
      786

      В Доме камерной музыки имени Комитаса появилась клавинова (инновационное цифровое пианино) производства знаменитой фирмы Yamaha.