Последние новости
0
10938

В ОЖИДАНИИ ГОДО,

или "Закон о театре примут, когда все театры развалятся"

Не хотелось опускаться до банальностей типа "Спасение утопающих – дело рук самих утопающих", но, видимо, без трюизма этого не обойтись. Законопроект о театре, за который в последний месяц взялось Министерство культуры, стал темой обсуждения президиума Союза театральных деятелей, в который входят все художественные руководители и директора отечественных театров. Проходило обсуждение бурно, тем более что этому способствовал возникший вокруг армянского театра бэкграунд.

"НИКАКОГО ЗАКОНА НЕ НУЖНО – НИКАКОГО! ВМЕСТО НЕГО НЕОБХОДИМО Министерство культуры, которое прежде чем что-то делает, было бы способно хотя бы немного подумать. Хотя в том, что происходит, в первую очередь виноваты мы сами. Потому что мы не напоминаем им, что мы существуем, что без Союза театральных деятелей никто никогда никаких решений в сфере не принимал! Нынешняя культурная власть решила, что вправе воротить как хочет. И это даже не пренебрежение по отношению к нам – они элементарно не разбираются в деле. Некоторые имена из комиссии, работающей над законом о театре, которые сейчас были озвучены… И этому министру не стыдно, что это за отношение?!" - народный артист РА Ерванд Казанчян с высоты возраста и авторитета не только выступал последним, но и подвел итог дискуссии, который и вынесен в начало разговора.

"Так получилось, что, пока мы обсуждаем этот законопроект, уже не в одном театре возникли проблемы, связанные с несовершенством закона или его отсутствием. Почему это произошло именно сейчас? Ни для кого не секрет, что предыдущие министры, и в частности Асмик Погосян (как бы к ней ни относись), были значительно тверже в своих решениях, и эти решения гасили многие конфликты. Теперь нам говорят – вот вам закон о государственных некоммерческих организациях, идите и делайте что хотите. Мы уже имели возможность убедиться, что в итоге происходит. Сколько нервов стоило назначение худрука в Русском театре! Сколько судебных разбирательств предстоит пройти Арташатскому театру, где директор уволил худрука! Бурлит театр "Амазгаин". Мы пережили не одну культурную власть и прекрасно знаем, что не может министр не быть в курсе происходящего. На мой взгляд, все это происходит в результате отсутствия закона и позиции Минкульта", - такими словами открыл дискуссию председатель СТД Акоп Казанчян, еще раз напомнив о волне анархической актерской власти, накрывшей отечественные театры.

О том, что театр – не театр политических действий, он не терпит демократии, но требует диктатуры, по ходу дела и в данном контексте не раз упоминалось. Но есть еще один контекст, совсем из другой оперы, окончательно доставший артистов.

С 1 ЯНВАРЯ ВСЕ ГНКО – ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, коими являются и театры, обязаны перевести свои счета из банков в казначейство. Причем речь идет не только о бюджетных, но и о внебюджетных средствах. И если закон о госзакупках в последние годы и без того не учитывал разницы между творческой организацией и заводом и сильно мешал жить, то перевод денег в казначейство многие директора сочли последним гвоздем в театральный гроб. Чтобы было понятнее: отныне, если для гроба бутафорского в театре не хватило последнего, заранее задекларированного гвоздя, то для его покупки необходимо обращаться непосредственно к премьер-министру, который в свою очередь должен вынести "дело о гвозде" на заседание правительства…

"Нам же объясняют - все эти решения принимаются, чтобы мы стали более контролируемы, поскольку театральное дело таит в себе страшные коррупционные риски! Мы же видим, какие миллионы вернулись от нас в казначейство, в госбюджет для того, чтобы страна процветала. Вот ты сколько миллионов вернул? - спросил Рубен Бабаян у опешившего коллеги, не сразу ущучившего сарказм, и продолжил: - Закон о ГНКО – бомба, подложенная под театр, которая должна была рано или поздно сработать. В том числе и это давление, перевод денег в казначейство – что сегодня и происходит. Предполагается, что закон о театре будет принят в 2020 году. Понятно, что в 2020 году ничего принято не будет, и понятно, что к 2020 году все театры просто развалятся. Потому что оцениваются они не по критерию художественному, а по критериям ГНКО. И каждый раз при общении с чиновниками мы слышим одну и ту же фразу: "Вы что, не можете содержать себя сами?".

Словом, первая часть встречи, по большей части эмоциональная, прошла в поисках ответа на классический вопрос: "Кто виноват?". Дальше перешли к стороне практической. Дальше начался поиск ответа на другой классический вопрос – "Что делать?"

"ГА" уже писал, что в этом контексте, посовещавшись с коллегами-театральными директорами, Рубен Бабаян выступил с инициативой о переходе театров из статуса ГНКО в статус "фондов". Правда, на встрече в СТД первым эту мысль высказал худрук Национального театра им. Сундукяна Армен Элбакян: "Театр должен стать фондом! Это, конечно, не панацея от всех проблем, но зато уже есть прецедент - многие вузы уже превратились в фонды, и это во многом облегчило им жизнь".

В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВО ФОНДА ПЕРЕД ГНКО? ПЛЮСОВ ЗДЕСЬ МНОГО – как с организационной точки зрения, так и с финансовой, на чем настаивали сведущие в этом вопросе. Фонд - гораздо более самостоятельная структура, во многом сама решающая, что ей нужно. Фонд имеет права на счет в банке. Фондом руководит совет попечителей, который вправе сам устанавливать форму управления этим фондом, что даст каждому театру возможность выбирать, кому подчиняться – директору, худруку, и тому и другому. Ведь творческим процессом руководят личности, а не должности. Здесь вспоминали советское время, в котором существовали коллегии Министерства культуры, и каждое назначение в первую очередь обсуждалось на коллегии. Именно такая коллегия пригласила когда-то в Ереван Александра Григоряна…

Но мы отвлеклись. Фонд, не в пример ГНКО, может работать с разнообразными международными фондами, которые нашим театрам в их сегодняшнем статусе никаких денег не дают – "вы - госструктура, пусть государство изволит вас содержать".

Но государство чем дальше, тем больше не изволит. Зато изволит довести финансовый контроль до абсурда и связать творчество по рукам и ногам. Кстати, в этом смысле деятельность фондов гораздо прозрачнее – раз в год они обязаны публиковать в прессе отчет о своей финансовой деятельности. И решения свои фонд согласует не с правительством, а с советом попечителей.

В конечном итоге руководители театров практически единодушно приняли предложение о фонде как переходное решение. До тех пор, пока появится закон о театре, который реально будет способствовать его развитию, а не наступать на горло. "Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе" - считают по большей части люди театра. А поскольку в них примерно столько же веры в то, что в ближайшее время Министерство культуры будет способно что-то решать, с переходным предложением о фондах правление СТД решило обратиться непосредственно к главе правительства сразу же после избрания такового. Как уже было сказано, фонд – не панацея, на прорыв никто не рассчитывает. Но, возможно, такая форма даст шанс выжить.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ЧЕРНОБЫЛЬ", КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН ПОСМОТРЕТЬ КАЖДЫЙ
      2019-06-19 13:49
      193

      В начале мая состоялась, можно сказать, эпохальная премьера американо-британского сериала "Чернобыль" от телекомпании HBO и Sky. Всего за 5 серий создатели попытались рассказать об аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, о страшной катастрофе в советской Украине и о том, как она повлияла на судьбы людей. Сериалу понадобилось всего 5 недель, чтобы возглавить рейтинг IMDb и стать самым рейтинговым сериалом в истории самых популярных сериалов всех времен и народов. "Игра престолов" нервно курит в сторонке. Еще один результат - поток туристов в зону отчуждения Чернобыльской АЭС вырос к концу мая на треть и продолжает расти.

    • КОГДА ДЕЛИМ ДЕНЬГИ, ОСТАП ИБРАГИМОВИЧ?
      2019-06-13 14:51
      1950

      "Культуру - в массы, бедность - в мозги!" Пилотная программа абонемента школьника тогда еще разделенных министерств культуры и образования, под громкие фанфары запущенная чуть меньше года назад, продолжает барражировать над театрами, но завершилась в контексте концертных залов и музеев. Отлеталась, любезная! Близится время подведения итогов, судя по отзывам арт-руководителей, не слишком успешных. Вопрос - что будет делать дальше министерство, теперь уже образования, культуры и прочее со своим, как оказалось, единоутробным детищем?

    • "КРИСТОФЕР" - ДВИЖЕНИЕ ДРУГ К ДРУГУ
      2019-06-11 13:31
      2322

      Определение "социальный театр" выглядит куда понятнее, чем модное "иммерсивность". Зато с ним больше путаницы. Если со спектаклями-променадами наша публика более или менее разобралась и вошла во вкус, то социальным у нас по-прежнему называют любой театр "на наболевшую тему", хотя вроде всем ясно, что театр не жэк, социальных проблем не решает.

    • ПЕСНИ О ГЛАВНОМ
      2019-06-10 11:40
      1491

      Подарок Еревану от РУСАЛ-ФестивAL "И мы будем делать все, что мы захотим, пока вы не угробили весь этот мир", - как пел когда-то Виктор Цой и как поют артисты театральной компании "Июльансамбль". Поют песни - музыкальные вершины поп-культуры XX века. Поют в спектаклях "Несовременный концерт" и "Современный концерт", которые на прошлой неделе ереванский зритель увидел в рамках РУСАЛ-ФестивAL, организованном компанией РУСАЛ и Российским фондом поддержки социальных инноваций "Вольное дело".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КРИМИНАЛЬНАЯ БАБОЧКА
      2019-06-14 10:53
      1531

      Есть состав преступления? "В УК есть норма, которая оговаривает наличие реальной угрозы для жизни и здоровья, но термин "реальная", как правило, мешает понять существо дела. Возбужденные в подобных случаях дела не имеют судебной перспективы. Я предлагаю, чтобы призывы к насилию подлежали уголовной ответственности", - заявил автор законопроекта, предусматривающего уголовное наказание за призывы к насилию, бывший замначальника Дорожной полиции, а ныне депутат от фракции "Мой шаг" Армен ХАЧАТРЯН.

    • ПЛОСКОЕ РЕШЕНИЕ
      2019-06-10 12:08
      1262

      Проект НК РА "подправит бровь, но выбьет глаз" Итак, пакет изменений Налогового кодекса РА, о необходимости которого говорили при двух последних кабинетах и который добирался до парламента весь прошедший год правительства Пашиняна, прошел этап первого чтения. Прошел вместе со всеми спорными положениями, которые с упорством, достойным лучшего применения, протаскивают власти. Сразу заметим, что правительство Пашиняна в целом сохранило основную идеологию Налогового кодекса (НК), выработанную предшествующим кабинетом Карена Карапетяна, однако упустило из виду некоторые важные нюансы.

    • Саркис Микаелян требует от властей Армении справедливости
      2019-05-31 18:13
      571

      Проект закона о регулировании сферы ставок ровным счетом ничего не регулирует. Такое мнение выразил директор букмекерской компании "Гудвин – Бет" Саркис Микаелян 31 мая на пресс-конференции, передает NEWS.am.

    • ПАРАНОЙЯ НЕ ЕСТЬ ПУТЬ СПАСЕНИЯ ДУШИ
      2019-05-24 12:15
      3798

      Французский король Филипп IV велел запереть в Авиньоне кардиналов, пока не выберут нужного ему Папу. Армянский премьер-министр Никол Пашинян велел запереть двери судов, пока не научатся принимать нужные ему решения. Студенты Ереванского государственного института театра и кино заперли в здании преподавателей и журналистов, пока обратно не переизберут выбранного ректора…