Последние новости

МИНКУЛЬТ - ИХ НЕТ ИЛИ ОНИ ЕСТЬ?

"Закон о театре примут, когда все театры развалятся" - эта цитата руководителя одного из ереванских театров стала лейтмотивом обсуждения готовящегося закона о театре, отсутствием которого стало принято мотивировать возникшие в последнее время острые театральные проблемы. Между тем они же наглядно показали, что принимать закон вообще не нужно. Потому что кому нужны законы, которые никто не стремится исполнять, и в первую очередь исполнительная власть в лице Министерства культуры.

ДВА МЕСЯЦА НАЗАД В СВЯЗИ С НАПРЯЖЕННОЙ СИТУАЦИЕЙ В РУССКОМ театре (если не возникшей, то раздувшейся до мирового пожара из-за некомпетентности и безответственности руководства нашего культурного ведомства) мне казалось, что руководству Минкульта следовало бы попроситься на работу в цирк, но были опасения - не возьмут, клоун - серьезная профессия. В свете последних "Амазгаиновских" событий возникла новая версия - нашим "культурным дамам" следует обращаться в службы, пользующиеся услугами агентов-провокаторов. Не в пример культурной сфере, там их способности оценят по достоинству…

Уходящая неделя ознаменовалась концом противостояния в театре "Амазгаин". Формально пробыв в течение ровно 10 дней худруком театра и убедившись, что попал, как это у нас принято говорить, в "чужое похмелье", сначала подал в отставку Сурен Шахвердян. "Дорогие артисты театра "Амазгаин", дорогая театральная общественность! Всю жизнь я прожил и проработал в театре и для театра. Мне больно видеть театр в коллапсе. Так продолжаться не может. Развал театра для меня недопустим. Вижу, что мое присутствие только усложняет ситуацию, хотя я протянул вам руку, будучи уверенным, что могу помочь и быть полезен, но получилось наоборот… Я принял решение отказаться от должности художественного руководителя…" Ну и дальше всякие вежливости и пожелания всем всяческих благ. Шахвердян-младший легко отделался, и что ему нужно сделать, так это, во-первых, поставить свечку, во-вторых - серьезный спектакль. Чтобы положить конец разговорам о том, что одного из самых интересных наших молодых режиссеров пытались тупо пропихнуть в худруки.

13 декабря заявление об отставке с поста директора подал Виген Чалдранян. Пожелаем ему скорейшего утешения, тем более что режиссер собирается приступать к большому кинопроекту о Нарекаци.

АКТЕРЫ "АМАЗГАИН" ПРАЗДНУЮТ ПОБЕДУ, КАК СООБЩАЕТСЯ, "В ОЖИДАНИИ ДАЛЬНЕЙШИХ РЕШЕНИЙ…" Кажется, это у Жванецкого: "Я хочу купить, как во время войны, танк на средства артиста, но пользоваться самому какое-то время. Приятно, наверное, внезапно появиться в ЖЭКе и попросить заменить пол на кухне, не выходя из машины. Хорошо въехать в базар и через щель спросить: "Скоко, скоко? Одно кило или весь мешок?"

Так или иначе, "дальнейшие решения" будут исходить от Министерства культуры, и вот это уже совсем не смешно. В первый раз, когда Лилит Макунц заварила кашу в Русском театре, - еще куда ни шло. Сначала объявление о выборах в коллективе, потому что только это - законно, потом отмена этих выборов - потому что это незаконно, потом создание комиссии и опять объявление - о конкурсе на должность худрука… И вдруг министр открыла для себя - так, как десять лет назад открывали для себя прокладки Always девочки из рекламы, - что назначение худрука - прерогатива директора. А когда назначение директором было-таки сделано, для виду повозмущалась самоуправством Давтяна, на том и конец. Главное - ответственность скинута и коллектив не возражает.

Во второй раз, в ситуации с "Амазгаин", вся правда о том, кто, кого и как назначает, Назени Гарибян, исполняющей обязанности министра культуры, была уже открыта. И Чалдраняну был дан карт-бланш назначить худрука, а Шахвердяну-худруку - все полномочия арт-власти. Ровно до того момента, когда обнаружилось, что коллектив - возражает, что такое решение стало детонатором взрыва. Тогда "министр на час" опомнилась, мол, знать ничего не знаю, мол, вы, товарищи режиссеры, поторопились… Шутка о том, что плюрализм в одной голове - это шизофрения, давно стала плоской. Но одна провокация - это глупая случайность или случайная глупость. Две за два месяца и на одну и ту же тему - это тенденция.

То, что "мнение коллектива" на данный исторический момент превыше даже не действующего закона о ГНКО и не закона о театре, которого не существует, но Закона Театра, совершенно очевидно. И в очередной раз пытаться что-то объяснять не имеет смысла. Остается разве что порекомендовать руководству Министерства культуры коллективный просмотр "Репетиции оркестра" великого Феллини - чтобы результат артистической анархии стал наглядным.

ТЕПЕРЬ О ГЛАВНОМ. О ТОМ, ЧТО РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ НЕ В СОСТОЯНИИ содержать существующее количество государственных театров, и не только театров, но и прочих культурных институтов, известно уже лет 20. Тезис этот озвучивался культурным руководством практически при всех правительствах, но социальный фактор не позволял ни одному из них идти на драконовские меры. Известно также - из источников, тесно общающихся с нынешними первыми лицами Минкульта, - что вводить в отечественную культуру новые, современные формы у них нет ни средств, ни кадров, а поставить на открытый restart формы существующие не хватает смелости. Не хватает не только смелости. Не хватает их самих. Министерство культуры - их нет или они есть? И если их нет там, где они обязаны быть, почему у них есть зарплата?

К чему это я? А к тому, что мы как-то привыкли мотивировать "оригинальные" проявления, вызревающие в недрах Министерства культуры, вопиющей некомпетентностью. Сюда же принято добавлять аргумент об ощущении ими своей "временности", а потому активном нежелании принимать на себя какой бы то ни было огонь. Христианско-прекраснодушное "простим их, ибо не ведают, что творят" берет верх над "незнание не освобождает от ответственности".

А может, не стоит так уж сильно недооценивать Министерство культуры? Ведь за последние месяцы не один понимающий человек пытался проводить разъяснительную работу в его рядах, а, как известно, при желании и зайца можно научить курить. То, что в искусстве права таланта и посредственности не равны, что театр, оркестр, съемочная группа, если, конечно, речь идет о профессионалах, а не любительской группе, - это территория не демократии, но диктатуры, оно, в смысле наше культурное руководство, уже наверняка уяснило. Так почему в позицию отсутствия позиции встает ведомство, призванное охранять, развивать и продвигать отечественную культуру? Что это - некомпетентность или культурная политика?

В ближайшее время станет известно, продолжит ли Минкульт работу в нынешнем формате и при нынешнем руководстве или будут переформатированы и само министерство, и его первые лица. При втором варианте понадобится еще какое-то время, чтобы нарисовались векторы… Вот тогда станет окончательно ясно: "Закон о театре примут, когда все театры развалятся", - это фраза, брошенная с досады, или черное пророчество.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ПАРАДЖАНОВ-100" – ВЕЧНОСТИ ЗАЛОЖНИК У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ
      2024-10-28 10:57

      Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • КОГДА ВЛАСТИ ГОВОРЯТ О ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, ЗНАЙ: ГДЕ-ТО ЧТО-ТО РАЗРУШАЮТ
      2024-09-06 09:55

      Поправки к Конституции Республики Армения, отмена Декларации Независимости, снятие с герба Армении Арарата - обязательства для нашей нынешней власти безальтернативные, но, увы, сложнореализуемые. И решила наша власть зайти с дальнего края...  Таким "дальним краем" становится, как всегда, культура как основа национальной идентичности, от которой ее, власть нашу, так ломает. Что уж говорить о "Национальный" - тут, добровольно ли, вынужденно, но "такую личную неприязнь испытываю, что кушать не могу".

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.