НЕПОСТИЖИМАЯ ЗАГАДКА МАСТЕРСТВА
В этом году художнику Эдуарду КАКОСЯНУ исполнилось бы 70 лет
Никогда не была лишена радости общения с крупными поэтами, музыкантами, художниками, пользовалась добрым отношением многих из них. Среди них удивительный мастер, ювелир, художник Эдуард Какосян, которому в этом году исполнилось бы 70. Не скажу, что это самый крупный художник из тех, с кем мне приходилось общаться в течение долгих лет. Но он - один из самых чистых и благородных истинных мастеров и в том, что сделал, и в тех замыслах, что не успел осуществить.
ПРИ ЖИЗНИ ОБ ЭДУАРДЕ КАКОСЯНЕ ПИСАЛИ ОЧЕНЬ МАЛО, потому что он был очень скромен. Робость в творчестве - это бескрылье, ведущее к эпигонству, скромность - путь к самокритичности, а потому и к плодотворности в работе. Эдуард был тружеником в искусстве и не думал о славе. Ему в высшей степени были присущи порядочность, честность, так необходимые для художника. Его совестливость и бескорыстие, искренность и требовательность к себе были поразительны. Он был из тех людей искусства, которые, несмотря на признание, ухитряются оставаться в тени. Ведь его выставки в республике и за рубежом имели большой успех.
Порой он искал признания не там, где надо, не понимая, что вся его жизнь - это образец поведения Художника. Был счастлив, когда на одной из выставок его отметили премией. Но еще более счастливым был в тот день, когда нашел нить к творческому замыслу. Он даже выпил. И был просто в ударе от хорошего настроения. И это бодрило: он испытывал прилив энергии. Работал он с утра до ночи, пропадал днями в мастерской, понимая, что только кропотливая работа поможет ему разобраться в сумятице, понять, что к чему.
Ювелир по специальности, Эдуард во многих смыслах был истинным художником. По своему отношению к искусству. По преданности ему.
...Музей древностей хранят шедевры армянских ювелиров. Они и по сей день поражают самых искушенных специалистов, а их художественное совершенство говорит об уходящей в глубокую старину культуре этого древнего ремесла. Особенно неотразимы работы ванских ювелиров. Их мастерство до сих пор остается непостижимой загадкой. В искусстве ванцев таится неразгаданная впечатляющая сила, хотя все кажется предельно ясным, удивительно простым по замыслу и воплощению. Источник этой силы как бы скрыт, и остается непонятным, откуда исходит это очарование.
Первое впечатление таково, что их изделиям легко подражать, легко их повторить. Все формы, детали и линии не содержат ничего непривычного. Известна и природа материала, и техника. Все просто - и тем не менее все загадочно. И невольно возникает вопрос: может ли человечество, которое прошло большой путь общественного и эстетического развития, отказаться от попыток овладеть вершинами художественных достижений, осмыслить их во взаимосвязи с открытыми новыми истинами, новыми общественными и эстетическими идеалами? Найдутся ли силы создать новое на том же художественном уровне? Не иссякло ли воображение за долгие жестокие века? И что вообще значит быть достойным своего прошлого? Продолжить ли его в наши дни или начать нечто новое?
ВОТ С ТАКОЙ НЕЛЕГКОЙ НОШЕЙ ВОПРОСОВ СТУЧАЛАСЬ Я впервые в мастерскую Эдуарда Какосяна, наслышанная о его уникальных работах. Однако на пороге его мастерской пришлось распрощаться с представлениями о романтической обители муз. Здесь фантазия умирает на пороге своего существования и начинается труд, дело, ремесло. Странное искусство, в котором фантазия и мастерство работают не вместе, а одно за другим, без слияния, без взаимодействия. Не потому ли в искусстве украшения так велика власть инерции, которую с уважением именуют традицией. Это традиционное искусство поглощает мастера целиком и превращает его в ремесленника высокой квалификации.
Из-под инструментов такого мастера выходят вещи красивые, но бездушные, лишенные свежего своего замысла. Именно эту бездуховную силу инерции смог преодолеть Эдуард Какосян, а потому и был он не просто виртуозом, а подлинно свободным художником. Его фантазия была великолепна. Она превращала самое условное искусство в носителя настроения автора - очень живого, умного и проницательного художника, новаторски работающего в самом традиционном из национальных ремесел. Лучшие его работы - скажем, его разнообразные колье, браслеты, кольца - поневоле смотришь так же внимательно, как холсты живописцев.
Украшения Эдуарда Какосяна - это сложные и содержательные композиции, в которых детали связаны с замыслом автора, а не только нитью металла. Они необыкновенно выразительны, выполнены с тонким вкусом.
Все новые изделия из серебра показывал мастер, спокойный, сосредоточенный, неторопливый. Порой его лицо освещала улыбка, и я как-то по-новому увидела окружающий нас мир. И где-то в глубине сознания возникло чувство уважения к человеку, движимому вдохновением и поисками нового. Где, когда, у кого он учился и кто мог научить его той несравненной одухотворенности, которая отличает его работы? Откуда у него было это стремление "приручить" металл, вдохнуть в него "душу".
- Не исключено, что сработали гены, - улыбался Эдуард, - ведь предки мои из Вана, и, видимо, кто-то из моих близких занимался ювелирным делом. Обработка металла, ремесло ювелира почитались и в роду Какосян. Но отец не занимался этим ремеслом. Поэтому непосредственных учителей у него не было.
- Мне хотелось, - объяснял он, - лишь попытаться одолеть преграды, возникшие после утраты традиций ванских мастеров. Мы должны признать, что они обладали особым даром проникновения в сущность материала, его природу, композиционные возможности. Но кто сказал, что надо повторять прошлое? Оставить свой след, сказать свое слово - вот чем мы должны заниматься.
РАБОТЫ ЭДУАРДА ИМЕННО ОБ ЭТОМ И СВИДЕТЕЛЬСТВОВАЛИ. Во всем здесь обнаруживались своеобразие художественного строя, стилистическая оригинальность, которые в значительной степени определялись оригинальностью мастера, специфичностью его мироощущения. Заботясь о создании интересной и выразительной композиции, добиваясь неповторимости формы, он стремился приблизиться ко всему тому, что сотворено гением природы. Ради этого стоило не спать ночами, терзаться, мучительно отыскивая смысл формы. Он вновь и вновь возвращался в мастерскую, и внутренняя горечь обращалась в жажду, в жгучую потребность заставить кусок металла подчиниться его стремлению пробудить в нем импульс, наполнить этот холодный кусок металла движением жизни.
Недаром ведь говорят: кто не знал заблуждений и неудач, тот не узнал истины. Нет, надежды и счастье творчества были принесены ему не на крыльях журавлей. В неуспокоенности, вечном поиске были смысл и счастье его творческого волнения. Быть может, это и были его самые сокровенные минуты - бессловесный диалог с металлом, что-то и от изумления и желания победить, вдохнуть в бесчувственную массу тепло чувств, слить переживания с осязаемым.
"Ощущение прекрасного не должно утрачиваться, теряться за каждодневной суетой, - говорил он, - этот браслет мной выполнен в духе классических ванских образцов. Сложность таилась в том, что излишняя детализация могла неизбежно привести к нарушению ритма, помешать полноте художественного восприятия. Изображение случайных, нетипичных вещей привело бы к пестрой хаотичности.
Эдуард пробовал свои силы и в живописи. И потянулась вереница характеров, лиц, явлений, самых разнообразных событий - печальных и радостных, захватывающих и волнующих. Домики, деревья, луга... Где-то ласково светит солнце, пасутся стада овец, улыбаются влюбленные. Им созданы также многочисленные портреты друзей и близких. В них нет стремления приблизиться к оригиналу, но есть главное - умение передать характер, суть человека. Таков, например, портрет нашего замечательного поэта и живописца Аревшата Авакяна.
А как он волновался, показывая свои работы! Этот удивительный человек вовсе не хотел казаться равнодушным. Закидывая вас вопросами, пристально вглядывался в глаза. Ну как?
Нет, вы не можете представить, какая искренность, какая непосредственность, какое отношение к мнению другого! Почти непонятно, как ему удалось сохранить эту детскость, чистоту души, эти качества до конца жизни?
И сейчас, после ухода художника, двери его мастерской не запираются. Здесь продолжает творить его сын - дизайнер Айк Какосян. Как и отец, он наделен талантом - ищущий, беспокойный, влюбленный в искусство. Ну а если обладающий таким достоинством художник продолжает гореть, он обязательно достигнет большего. Не об этом ли мечтал его отец?
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-07-16 10:37
Судьбы художников складываются по-разному. Если живописцы известны нам обычно по выставкам, то художники кино вниманием публики не избалованы. Их работа как бы заслонена сюжетом, актерами, режиссерским замыслом, поэтому зритель не всегда способен осмыслить, что вложено в картину художником. Этой участи в какой-то мере избежал замечательный художник кино, один из первых мультипликаторов Валентин ПОДПОМОГОВ. Он был очень популярен в кинематографических кругах, но вот по-настоящему широкая публика его узнала значительно позже, когда он создал свои живописные неординарные работы в пятидесятилетнем возрасте. За плечами художника были уже долгие годы работы над декорациями для фильмов, мультипликации, по созданию надгробий и т.д.
-
2025-07-14 10:01
К 95-летию со дня рождения Фрунзе МКРТЧЯНА Талант – это отсвет детства в человеке. Ярким свидетельством тому был Фрунзе Мкртчян, один из самых любимых, узнаваемых актеров кино и театра недавнего прошлого. Но время и мода не властны над этой любовью. Он был рожден для театра и кино по самому складу своего характера – восприимчивого, общительного, по всему тому, чем его так щедро наделила природа. Удивительная легкость воображения, сценическое обаяние, острое ощущение формы, поразительная пластичность, яркий темперамент, юмор – все это соединялось в нем с той великой мерой, какая только и порождает крупные творческие индивидуальности.
-
2025-07-07 10:36
В начале июля Размику Давояну исполнилось бы 85 лет "К счастью, в мире продолжает создаваться поэзия, которая может говорить от имени личности и народа, нации и рода . По иронии судьбы именно эти довлеющие трагические условия и обеспечивают историческую роль поэзии… Но самое потрясающее в его поэзии - это то, что она проникнута ликованием и напряженной меланхолией: испытываешь некий постоянно обновляющийся восторг, возникающий от сочетания исключительной духовной плотности и удивительной простоты поэтического изложения", - отмечает в своем предисловии к сборнику Р. Давояна "Дыхание и шепот долин" Уильям Херберт.
-
2025-07-03 10:32
Впечатление самое отрадное от блистательного концерта Государственного симфонического оркестра Армении под управлением Сергея Смбатяна, прошедшего в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна. Для автора этих строк вдвойне радостно, что этот замечательный концерт состоялся после невольной двухмесячной паузы, лишившей возможности освещать важные события последних месяцев: Международный конкурс молодых исполнителей (в номинации "Дирижирование") им. А. Хачатуряна, концерт, посвященный юбилею Победы (Седьмая симфония "Ленинградская" Дм. Шостаковича), концерт, посвященный 105-летию композитора Л. Сарьяна и другие. Необычной и интересной была и программа вечера в конце июня – Концерт для виолончели с оркестром Эдуарда Элгара - в первом отделении и Четвертая симфония ми-бемоль мажор ("Романтическая") Антона Брукнера – во втором.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2025-06-10 14:36
80 лет назад, 9 июня 1945 года, в далекой украинской деревушке Бакота (Хмельницкая область УССР) родилась девочка, которой суждено было стать олимпийской чемпионкой. Звали девочку Фаина Мельник. Своих спортивных успехов она добилась, живя и тренируясь в Армении.
-
2025-05-08 10:07
AJA обеспечила армянским ювелирам на выставке отдельный павильон 8-11 мая в выставочном центре Palexpo в Женеве (франкоязычный кантон Швейцарии) пройдет 9-й ежегодный ювелирный салон GemGeneve 2025 – международная выставка драгоценных камней и ювелирных изделий, современных дизайнерских творений и украшений молодых талантов и одновременно смотр антикварных изделий, где к нашей общей гордости будут представлены и работы армянских ювелиров. Эта одна из главных ювелирных экспозиций Европы и серьезное событие на рынке украшений станет частью престижной Женевской недели роскоши и ее знаменитых весенних аукционов…
-
2025-05-02 05:48
Исполнилось 55 лет одному из лучших и наиболее харизматичных игроков в истории тенниса – первому, кому удалось завоевать карьерный «Золотой шлем». Это означает, что американский теннисист выиграл все четыре турнира «Большого шлема» (открытые чемпионаты Австралии, Франции, США и Уимблдонский турнир) и стал чемпионом Олимпийских игр.
-
2025-04-23 10:36
Дабы не отстать от моды, ибо образование, как считают Пашинян и его жена, сегодня в тренде, автор счел не лишним опубликовать сугубо научные данные о происхождении отца всех турок Ататюрка. Мы не станем по примеру Анны Акопян приписывать слова Вано Сирадегяна Гранту Матевосяну, в нашем раскладе все ссылки точные.