Последние новости

СТАЛИН В ТЕБЕ И ВО МНЕ?

"Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить: кто написал четыре миллиона доносов?.."

Эта знаменитая цитата Сергея Довлатова, пожалуй, может стать эпиграфом к новому спектаклю Государственного театра музыкальной комедии им. А. Пароняна. На его сцене Акоп Казанчян поставил спектакль "Ловушка для Сталина" по мотивам пьесы известного грузинского драматурга Лаши Бугадзе.

ОБ ЭТОМ ЖЕ говорил, выступая перед первым показом, художественный руководитель театра народный артист РА Ерванд Казанчян: "Мне запомнилось, как во время посещения премьером Пашиняном Ноемберяна какой-то пожилой человек обратился к нему: "И к нам пришлите проверяющих!" И мне подумалось, отчего этот человек стал таким мелким и ничтожным? Смотрел и думал, кем были его отец, его дед, из какого он оскверненного рода? И в этом человеке я сразу увидел ту огромную массу людей, которые когда-то украли мое детство, мою юность, и случилось так, словно мы родились и сразу стали 20-летними. Почему я вам сейчас об этом рассказываю?.. То, что вам предстоит увидеть, подсказывает нам быть более чуткими. Я очень хочу, чтобы на армянской земле, которую сегодня называют "новой Арменией", все мы были бы осторожны. И последняя реплика этого спектакля подсказывает нам говорить об этом друг другу на ухо - ведь, если громко, мы потревожим память тысяч людей, которые лежат в сырой земле… Пускай каждый из нас видит в ближнем - знакомом, соседе, товарище, родственнике - только хорошее. Видит человека, который, как и ты, хочет блага своей стране".

 Сцена из спектакля 'Ловушка для Сталина'Факт постановки на нашей сцене пьесы Лаши Бугадзе, которого в Москве называют грузинским Хармсом, само по себе событие. Известность к драматургу пришла, как и полагается, после скандала. Дело в связи с одним из его первых рассказов дошло до Синода и даже обсуждалось в парламенте. "Смешна та страна, в которой столько проблем, а парламент рассматривает рассказ Лаши Бугадзе", - сетовал он тогда. Его пьесы ставились в разное время в театрах Тбилиси и Москвы, в Польше, во Франции, в Чехии, а пьеса "Навигатор" в 2011 г. выиграла в конкурсе радиопьес компании Би-би-си. А "Солдат, любовь, охранник и... президент", поставленная Робертом Стуруа на сцене Театра им. Руставели, принесла автору славу и… репутацию политически неблагонадежного.

ИМЕННО великий Роберт Стуруа и сосватал для Акопа Казанчяна "Ловушку для Сталина" и присутствовал на ереванской премьере. "Мой дедушка Вано Стуруа принял Сталина в партию. Я не стыжусь об этом говорить, потому что потом его зверски убили. Так что, когда услышал, что Ерванд Хачатурович называет со сцены мою фамилию,  решил, что он говорит: вот в партере сидит внук человека, который дал Сталину путевку в жизнь… Я бы сказал, этот спектакль - авторское высказывание Акопа, он во многом отошел от драматурга, но здорово все это сделал. Получилось оригинальное произведение на базе пьесы. И очень сжатое, сведенное к итоговым смыслам. Потому что пьеса Лаши,  она о двойниках, и это долго обыгрывается", - говорил Роберт Робертович после спектакля.

"Дип-ди ла-о!", лихая грузинская песня, ключевой образ спектакля Акопа Казанчяна, протагонист, наблюдающий за разворачивающимся на этой земле безумием. Фантасмагория, смена двойников, театр абсурда. Абсурд - это преображение бытовой, обыденной ситуации в ситуацию бредовую с точки зрения нормального мышления, но естественную в тех жизненных обстоятельствах, в которых оказываются герои, - тотальный страх, изменение ролевых функций в обществе. Режиссер, хотя и определил жанр спектакля как историко-политическую сатиру, выявил в пьесе прежде всего ее притчевое начало, обнажая ту чудовищную трансформацию, которой подвергаются сознание людей и фундаментальные основы жизни. Маленькие, местами очень смешные фрагменты этого спектакля-мозаики на самом деле таят в себе много осколков, которые, попадая в цель, причиняют боль.

 Сцена из спектакля 'Ловушка для Сталина'Казанчян создал коктейль из игрового начала, театральной условности и точного психологизма. Алый занавес-трансформер, который может быть знаменем, может - альковом, а может - прикрытием, за которым совершаются чудовищные преступления. Люди и куклы - двойники, двойники, и уже не понять, кто человек, кто кукла, и в ком больше страха, - в жертве или палаче. А что касается абсурда - это и есть высшее проявление условности. Вместо того чтобы стенать над массовым психозом и предаваться погребальной тоске, трагические ситуации здесь дозревают до гротеска, выворачиваются наизнанку и вводят, таким образом, обществу обезболивающее. "Не горюй!"  - напоминают они.

"Мне очень понравился актер - он трагичный, чего в оригинале пьесе нет", - говорил после спектакля Роберт Стуруа. Актер - это Артур Карапетян, исполнитель главной роли. Роли Сталина и всех его многочисленных двойников. Он не играет маньяка или садиста. Он играет мрак не в отдельной человеческой душе, а мрак времени и предопределенность проклятия потомков. Зато лучом света в этом темном царстве стала Сатик Ахназарян в роли Светланы Аллилуевой - рыдающая лирическая нота веры, доверия и любви, прорывающаяся сквозь гремучую смесь всеобщего страха.

ФИНАЛЬНАЯ сцена спектакля - высшая точка фантасмагории. Ленин и Сталин неспешно беседуют в мавзолее за жизнь. А, после того как отец всех народов покинет мавзолей (навсегда ли?), вождь мирового пролетариата обратиться к залу с роковым вопросом: "А среди вас нет Сталина?"

А финалом этой статьи пусть станет еще одна цитата из Довлатова: "Меня смешит любая категорическая нравственная установка. Человек добр! Человек подл! Человек человеку - друг, товарищ и брат... Человек человеку - волк! Человек человеку - как бы это получше выразиться - табула раса. Иначе говоря, все что угодно. В зависимости от стечения обстоятельств. Человек способен на все - дурное и хорошее. Мне грустно, что это так. Так что упаси нас Бог от пространственно-временной ситуации, располагающей ко злу..."

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ТРАДИЦИЯ ПЕРЕДАЧИ ОГНЯ
      2021-11-29 14:22
      348

      Почему, казалось бы, сугубо театральное мероприятие - вечер памяти Мастера - вырвался из узких рамок арт-контекста? Почему сотни людей, в том числе огромное количество молодежи, реагировали на него так, как реагировали? Реагировали так, что закралась надежда: время разрушителей уходит. И еще вернется время строителей. Время профессионалов. Время тех, кто умеет отстаивать все, что ему важно и дорого, всем собой.

    • HIGHFEST - ТЕАТР КАК АТТРАКЦИОН
      2021-11-23 09:41
      2230

      Взял старт ереванский Международный фестиваль исполнительских искусств HIGH FEST. Начался не в срок. Потому что обстоятельства. В том числе уход из жизни художественного руководителя фестиваля Евгении Подпомоговой. Жеки. Которую можно характеризовать долго и с нежностью, а можно совсем коротко и точно - "ходячий креатив".

    • "МАКБЕТ" И ДРУГИЕ ГОСТИ ШЕКСПИРОВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ
      2021-11-20 09:35
      3358

      В 1943 году, в разгар Великой отечественной войны, в Ереване состоялся фестиваль Шекспировских спектаклей. Концепция у него была одна - всем смертям назло!.. Нынешний Ереванский Шекспировский международный театральный фестиваль, давно ставший традиционным, также был призван доказать, что жизнь всегда сильнее смерти, выполнить некую функцию психотерапии. И трагическим образом театр вновь начал работать на фоне театра военных действий. И вновь состоялся!

    • ЕСЛИ ИЗЫДЕТ САТАНА...
      2021-11-15 09:26
      5418

      Его фильм о Первой Карабахской войне назывался "Если все...". Нынешний можно было бы назвать "Если изыдет Сатана...", но он называется иначе. Может ли в прямом и переносном смысле яма стать "ямой Возрождения", парадоксальной взлетной полосой? Может - если мы все вместе очень этого захотим. А до этого - многое осознаем. По крайней мере, на этом настаивает народный артист РА Микаэл Погосян, выпустивший на экраны свою новую картину "Հայ Հայը"․






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • HIGHFEST - ТЕАТР КАК АТТРАКЦИОН
      2021-11-23 09:41
      2230

      Взял старт ереванский Международный фестиваль исполнительских искусств HIGH FEST. Начался не в срок. Потому что обстоятельства. В том числе уход из жизни художественного руководителя фестиваля Евгении Подпомоговой. Жеки. Которую можно характеризовать долго и с нежностью, а можно совсем коротко и точно - "ходячий креатив".

    • "МАКБЕТ" И ДРУГИЕ ГОСТИ ШЕКСПИРОВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ
      2021-11-20 09:35
      3358

      В 1943 году, в разгар Великой отечественной войны, в Ереване состоялся фестиваль Шекспировских спектаклей. Концепция у него была одна - всем смертям назло!.. Нынешний Ереванский Шекспировский международный театральный фестиваль, давно ставший традиционным, также был призван доказать, что жизнь всегда сильнее смерти, выполнить некую функцию психотерапии. И трагическим образом театр вновь начал работать на фоне театра военных действий. И вновь состоялся!

    • ВСТУПАЯ В ВЕК ВТОРОЙ
      2021-11-13 08:35
      6034

      Свой вековой юбилей отмечает в эти дни Театр имени Евгения Вахтангова. 13 ноября 1921 года состоялось открытие постоянного театра Третьей студии Московского художественного театра. Его адрес неизменен с того дня - Арбат, 26.

    • ЛЮБОВЬ ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ
      2021-11-02 09:07
      5088

      На днях спектакль "Плутни Скапена" ереванского Русского драматического театра им. Станиславского вернулся из Саранска, где проходил XV Международный фестиваль-форум русских драматических театров стран ближнего и дальнего зарубежья "Соотечественники". В нынешней пандемической ситуации событие это следует рассматривать в рубрике "очевидное-невероятное". Иначе, как "любовь во время чумы" его не назовешь. Впрочем, сегодня работа театра как такового - это именно "Любовь во время чумы".