Последние новости

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ГЛАВНЫМ?

Наше время - это время дилетантов. От этого и бесконечное число недоразумений, скандалов в любой области. Люди не стали злее, просто в течение последних десятилетий устали от разочарований, на генетическом уровне отбита культура. Причин всех бед, приведших к духовному обнищанию большей части общества, немало, и нет смысла их перечислять.

НО ВОТ О ЧЕМ НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ. Принято считать, что государственная политика в области культуры должна быть направлена на создание надлежащих условий для ее развития, ее материальной базы, на защиту тех, кто работает в этой области. А что на деле? Культура отодвинута на последний план, оказавшись пятым колесом телеги. Пока что наши государственные деятели только говорят о возрастающей роли культуры, не делая ничего для ее возрождения.

Возьмем, к примеру, наш Национальный театр оперы и балета. Именно в нем, как в зеркале, отразилась вся нелепость нашей меркантильно-прижимистой культурной политики, уничтожающей на корню все, что в странах цивилизованных оберегается как национальное достояние. И психологические мотивы непрофессионального отношения к профессии - застарелая болезнь - тоже отразились в этом зеркале. По-прежнему требуя жертв, искусство, увы, у нас все меньше может на них рассчитывать. Складывается система, которая загоняет в заколдованный круг человека, который хочет сделать что-то полезное, но непременно встречает преграды, наталкивается на непонимание.

Об этом свидетельствует ситуация, сложившаяся в последнее время вокруг персоны Константина Орбеляна, художественного руководителя и директора нашего оперно-балетного театра. Имя его постоянно склоняется в министерских стенах, в СМИ, и зачастую не по творческим вопросам и не в корректной форме. Люди глубоко субъективны по природе своей и нередко исходят, как говорится, из шкурных интересов, в упор не видя ничего позитивного в деятельности руководителя. А основная суть вопроса, как озвучила его и. о. министра культуры Назени Гарибян, - это невозможность совмещения должностей художественного руководителя и директора театра.

НО ПОЧЕМУ этот вопрос поставлен ребром именно сейчас, а не три года назад, когда маэстро назначали на эти должности, ведь тогда тоже закон о несовместимости этих двух постов имел место быть? К тому же маэстро был назначен директором, минуя обязательный конкурс. Не могу сказать точно, но, возможно, это было условием самого Орбеляна.

Естественно, многие деятели театра стремятся к единоначалию: когда вся власть сосредоточена в одних руках, легче обрести уверенность, реализовать амбициозные проекты, избежав лишних споров и несовпадений интересов, как это нередко бывает, отобрать наиболее важные вопросы и найти самые разумные решения. Иначе зачем художественному руководителю обременять себя и административной деятельностью, став у штурвала этого громоздкого корабля, везти на себе телегу, нагруженную оргпроблемами?

Однако, надо заметить, желающих рулить театром всегда было много. Да вот только не все понимают, сколько пота, крови стоит этот пост руководителя, какая эта ответственность! Он требует полной самоотдачи, самопожертвования. Директор - это не просто профессия. Спросите самых благополучных - они объяснят, что на самом деле кроется за видимостью благополучия, особенно в наше непредсказуемое рыночное время. Справиться со всем комплексом вопросов в нынешних экономических условиях - непросто. Опера - искусство дорогое, требующее больших финансовых затрат, на скудной дотации далеко не уедешь. И наконец, что немаловажно для нашего рыночного времени, директор должен добывать средства, находить спонсоров, налаживать контакты с государственными деятелями, от воли которых в немалой степени зависит благополучие театра.

Жаль, что слишком быстро забыли, сколько приходилось бороться с назначениями людей, которые к театру никакого отношения не имели. Их откуда-то снимали и наказывали театром. Артисты сами могут рассказать, сколько времени потрачено на всякие пробивания, ожидания, добывания? Сколько отдано душевных сил на борьбу с бесконечными инстанциями, рычаги работы которых всегда непредсказуемы.

МОЖНО ЛИ назвать Константина Орбеляна идеальным лидером? Вопрос риторический. Ответить однозначно невозможно. Идеальный лидер в наше время - собирательный образ. Как тут не вспомнить бессмертный шедевр Гоголя - "Женитьбу", знаменитую фразу из нее: "Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича..."

Тем не менее Константину Орбеляну за этот отрезок времени удалось сдвинуть с места этот неповоротливый корабль, вдохнуть в него жизнь, создать творческую атмосферу, вернуть зрителя в зал, осуществить ряд спектаклей, на которые не потрачено ни копейки из госбюджета. За свой счет приглашать мировых оперных знаменитостей, которые не только принимали участие в спектаклях, выступали в гала-концертах, но и давали мастер-классы для молодых певцов театра и студентов. Во многом благодаря личной инициативе Орбеляна были возрождены "Полиутто" в постановке Тиграна Левоняна, "Карине" Чухаджяна...

Только за минувший год состоялось несколько премьер, которые значительно подняли престиж театра. Достаточно упомянуть оперу "Манон" Массне, постановка которой перенесена из театра им. Станиславского и Немировича-Данченко по инициативе К. Орбеляна (музыкальный руководитель и дирижер спектакля - известный музыкант из Вашингтона Кристофер Окасек, режиссер-постановщик - Андреис Жагарс). Опера явилась одним из кульминационных событий прошлого оперно-театрального сезона. В ряду этих событий и беспрецедентные гастроли в Москве, где впервые за последние десятилетия на главной сцене России был показан спектакль "Гаяне" с великолепными декорациями Минаса, состоялись гастроли в Дубае со спектаклями "Кармен" и "Волшебная флейта", премьера которой в Ереване предстоит в конце февраля. С огромным успехом прошли гастроли и в Кувейте. В это же время в Большом театре был куплен спектакль "Чиполлино" Карена Хачатуряна с роскошными декорациями Левенталя и в постановке известного балетмейстера Генриха Майорова.

КСТАТИ, в минувшем году Министерство культуры сократило финансирование Оперного театра на 85 млн драмов, тем самым обозначив свое присутствие в культуре Армении. В ноябре состоялась премьера нового спектакля "Кармен" в постановке режиссера Наире Степанян. Все это было сделано на личные средства Орбеляна. За время деятельности Орбеляна на его же средства были приобретены шесть новых пианино для концертмейстеров, работающих с певцами, установлен проектор с декорациями к 25 готовым спектаклям. Великолепно оформлено и фойе театра, что, несомненно, создает уют.

Сейчас у маэстро Орбеляна масса новых проектов, и, главное, могут состояться гастроли в США. А в самое ближайшее время беспрецедентные гастроли в Армении выдающегося грузинского баса, артиста-певца мирового уровня Паата Бурчуладзе, который исполнит заглавную роль в опере "Аттила" Верди, ни разу не шедшую в нашем театре. Она прозвучит на сцене Оперного театра в концертном исполнении. Это всего лишь часть из того, что за короткий период успел сделать маэстро Орбелян. К тому же в минувшем году едва ли  не полностью сменилось республиканское руководство всех уровней и, казалось бы, уже согласованные и решенные вопросы приходилось - иногда в последний момент - решать заново. Словом, то, что состоялось, невзирая на подчас непреодолимые препятствия, можно считать настоящим чудом, хотя встречались и досадные перепады в музыкальном качестве спектаклей.

Казалось бы, что у чиновников, рулящих театром, не должно быть претензий к маэстро Орбеляну, который взял на себя не только свои обязанности лидера театра, но и обязанности самого Министерства культуры, освободив его от решения трудных задач, связанных с финансированием. Но у новых реформаторов свои амбиции: как не самоутвердиться на своем посту за счет авторитетной личности! Это ведь прикольно провести в Фейсбуке параллель с ним, доказывая, что она, Назени Гарибян, не уступает маэстро в известности и значимости. Правильно сказано: лучше убрать десять бумажных менестрелей, чем потерять одного талантливого музыканта. И если государство само ничего не дает, то пусть не отбирает и не мешает работать!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • В ПРОГРАММЕ - ШОСТАКОВИЧ
      2024-05-10 10:35

      Из последних концертов Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна вечер 5 мая, безусловно, самый особенный. Несмотря на исполнение не самой популярной программы - Скрипичный концерт N1 ля-минор и Тринадцатая симфония Дмитрия Шостаковича на стихи Евгения Евтушенко, Большой концертный зал им. А. Хачатуряна был переполнен. Солировал в концерте выдающийся скрипач Сергей Хачатрян, выступления которого всегда сопровождаются повышенным градусом напряжения.

    • БЛАГОРОДСТВО ТАЛАНТА
      2024-05-03 11:07

      K 100-летию со дня рождения Петра АЙКАЗЯНА Армянская культура знает немало замечательных имен, которые вписаны золотыми буквами в ее историю, - имен людей, чьей наибольшей заботой всю жизнь было обогащение духовных сокровищ своего народа. Среди этих славных имен красиво и ярко светится имя Петра Асатуровича Айказяна - выдающегося педагога, "прораба духа", воспитавшего не одно поколение музыкантов-скрипачей.  Его жизнь, внешне очень спокойная, лишенная драматических событий, давала нам примеры огромной нравственной силы, каждодневной борьбы за свое право быть человекам и истинным Педагогом с большой буквы. Даже в старости (это определение никак не вязалось с его именем) самим своим  обликом молодого, стройного, с живыми глазами и жадностью к работе человека, Петр Асатурович утверждал излюбленную  мысль о том, что мудрость – это умение и в старости сохранить непосредственность восприятия мира.

    • ПРИНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЮ
      2024-04-29 11:37

      Интерес к этому концерту Армянского государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна был вызван  не новизной программы: шедевры, прозвучавшие в этот  вечер, исполнялись в Большом зале им. Арама Хачатуряна не раз. Свободных мест в зале не было. Особый ажиотаж был вызван не только участием талантливейшей солистки, скрипачки Дианы Адамян, живущей ныне в Европе, но и посвящением концерта. Этим концертом отмечалась знаменательная дата – 100-летие со дня рождения выдающегося педагога, кавалера медалей "За заслуги перед Отечеством II степени" и "Мовсес Хоренаци" Петра Асатуровича Айказяна.

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ГОЙ" ПРОТЕСТЕР И ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ТВАРИ
      2024-01-09 10:14

      "Ну, знаешь, Парамон, грешный я человек, нарочно бы к большевикам записался, только чтобы тебя расстрелять. Расстрелял бы и мгновенно выписался бы обратно", - говорил генерал Чарнота из булгаковского "Бега".  Не факт, что в руководстве МОНКС Булгакова читали, да им и не надо - в определенных контекстах сами достаточно фантазийны. Так или иначе, но именно подобным макаром министерство вознамерилось добить Экспериментальный тетар-лабораторию "Гой". Правда, фокус, вроде, пока не удался.

    • "ГОЙ" - В РОЛИ ЮБИЛЯРА И ИСТЦА
      2023-11-29 10:02

      Через несколько дней исполнится 35 лет со дня открытия Государственного экспериментального театра "Гой". В лучшие времена в связи с юбилеем театр бы облагодетельствовали и навешали медалей, в нынешние, как известно, на него навешали ярлыки и приняли правительственное решение об оптимизации и слиянии его с Национальным театром им. Сундукяна.

    • ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - НАШЕСТВИЕ
      2023-09-06 10:39

      Микеланджело, в одиночестве расписывающий Сикстинсую капеллу... Бетховен, пишущий симфонии, которые уже не слышал... Моцарт, похороненный в общей могиле... Комитас, закончивший свои дни в психиатрической лечебнице... Чаренц - расстрелянный гений... Туда им всем и дорога! Ибо не были они проникнуты командной логикой - так, по крайней мере, считают в отечественном правительстве, вознамерившемся внести поправки в "Закон о почетных званиях Республики Армения".

    • ТЕАТР, КОТОРЫЙ ПЛАНИРУЕТ СТАТЬ БРЕНДОМ АШТАРАКА
      2023-07-31 09:14

      Децентрализация культуры и арт-прорыв в регионах возможен только в том случае, если этого хотят "на местах" - этот многократно доказанный тезис получил недавно очередное яркое подтверждение. Решением совета общины города Аштарак один из ведущих молодых театральных режиссеров страны Гор Маркарян назначен художественным руководителем театра, который был мечтой и которому предстоит стать реальностью. Во времена, когда один театр был закрыт и уничтожен, а второму грозит та же участь, такое театральное рождение впору назвать Рождеством.