ЕГО ИГРА - ВСЕГДА ОТКРОВЕНИЕ
Гвоздем концертной афиши марта стали гастроли талантливого виолончелиста Нарека Ахназаряна, выступившего в Большом зале филармонии им. Арама Хачатуряна с филармоническим оркестром под управлением Эдуарда Топчяна.
ПУБЛИКА, переполнившая огромный зал, с восторгом встречала артиста, уже получившего мировое признание. Нарек часто приезжает к себе на родину, доставляя огромную радость поклонникам музыки. И тем не менее каждый его концерт ждут как чуда. И оно, как правило, случается.
В программе нынешнего вечера были редко звучавший в Армении Виолончельный концерт Эдварда Элгара - в первом отделении и Вторая симфония Бетховена - во втором. На концерте слушатели получили наслаждение от замечательной музыки английского романтика XIX века Элгара - высокого профессионализма солиста, дирижера и оркестра, гармонически соединивших в себе музыкальный интеллект и чувства.
Романтическая музыка, по своей природе допускающая большую свободу самовыражения, нередко таит опасность эмоциональных преувеличений, различного рода крайностей. Ахназарян восхитил прежде всего душевным благородством и "сложной простотой" своего подхода к этой музыке. В манере музыканта не было ни преувеличений, ни демонстративности, он пользовался только самым необходимым и достаточным, а потому технические проблемы оставались незаметными и скрытыми от слуха. С первых же звуков возникло ощущение, что слушают в зале затаив дыхание. Обострился слух, обострилось восприятие, растворилось неподвижное равнодушие, с которым нередко публика ожидает, когда ее завоюют.
В исполнении Ахназаряна восхищают таинственность, грандиозность, огромная сила воздействия, которые, особенно в Концерте Элгара, воспринимаются чуть ли не как волшебство. Редко можно найти музыканта, столь чуткого и внимательного к биению внутренней жизни - авторской и своей. Все звучит как непрерывный внутренний монолог-исповедь. Удивительная способность Нарека находить средства художественного выражения кроется в умении "открыться" перед самим собой и залом. Наблюдая за ним во время игры, убеждаешься, что он обладает способностью свободно устанавливать связь с автором, связь, которую можно назвать телепатической. Его игра привлекла внимание и определенностью замысла, тем гармоничным сочетанием намерения и воплощения, о котором может мечтать любой автор и которое может увлечь слушателей.
МОЛОДОЙ виолончелист давно нашел свой убедительный стиль интерпретации, когда безупречная чистота отделки, в высшей степени естественная фразировка неотделимы от благородной ясности, глубины эмоций. И на этот раз восхищали полная его сосредоточенность, продуманность каждого момента звучания, подкупающая рельефность музыкальной мысли. Благородная манера держаться, свободная поза, полузакрытые глаза, несколько откинутая голова, поворот ее от инструмента - все находится в гармонии с духом естественного музицирования и импровизации.
Такое впечатление возникает еще и потому, что ощущение физического комфорта, являясь нормой для виолончелиста, передается и его слушателям. И они воспринимают как должное, что талант исполнителя предлагает неожиданный и гармоничный вариант интерпретации. Вся музыка сыграна в особом музыкальном тонусе. Свобода и легкость, с которыми Ахназарян выявлял все повороты музыкального развития, органичная, как дыхание, сменяемость темпов, а главное, настроенность на выявление всей глубинной сути произведения не оставили в зале ни одного равнодушного слушателя. Незабываемый концерт!
Но вот впечатление от Второй симфонии Бетховена во втором отделении - странное. И оркестр был вроде хорош и солидарен с дирижером, и дирижер был на высоте, но вот чего-то важного не произошло. Очевидно, виноват был пасмурный март.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
-
2024-10-30 09:48
31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-03-08 10:20
Микаэл Таривердиев известен широкой публике как композитор кино, создатель музыки к таким знаковым фильмам советского кинематографа, как «Семнадцать мгновений весны», «Король-олень», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Земля, до востребования» и многих других. На его счету более 70 фильмов, музыка к которым до сих пор согревает сердца.
-
2022-11-21 14:57
Отечественные ценители классической музыки всегда рады встрече с талантливыми музыкантами - выходцами из Армении, продолжившими карьеру за рубежом и добившимися немалых успехов. К таким музыкантам, несомненно, относится и известная пианистка, лауреат фортепианного конкурса Emmanuel Durlet Бельгии, обладатель Почетного диплома Academia Chigianain Siena Анаит Чаушян, которая на днях выступит с концертом в Ереване. Музыкальная встреча с Анаит Чаушян состоится во вторник, 22 ноября, в Большом зале «Арам Хачатурян» и будет посвящена памяти ее отца - именитого композитора, заслуженного артиста Армении Левона Чаушяна. Изначально концерт планировался как часть 14-го Ереванского международного фестиваля музыки, но из-за событий на границе Армении в сентябре его пришлось отложить на время. Сегодня Анаит Чаушян находится в Лондоне, откуда и согласилась дать онлайн интервью «Голосу Армении».
-
2022-06-21 09:45
Этот месяц для Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна отмечен двумя событиями: участием в Днях культуры Армении в Москве в Большом зале Московской консерватории, где он выступил с замечательной программой: фрагменты из балета "Спартак" (Вариации Эгины и Вакханалия, Адажио Спартака и Фригии, Танец гадитанских дев и победа Спартака),"Героическая баллада" Бабаджаняна для фортепиано с оркестром (солист Александр Гиндин) - в первом отделении и Шестая симфония П.И. Чайковского - во втором. Специальный гость концерта Липарит Аветисян.
-
2022-06-16 09:52
Книга "Авет Габриэлян в кругу родных и близких" (фрагменты из семейной хроники) принадлежит перу художественного критика Эллен Гайфеджян. Книга необычна. Мы привыкли ждать от Эллен исследований, посвященных жизни и творчеству крупнейших мастеров армянского изобразительного искусства. Всем ее книгам свойственны важность и актуальность анализируемых тем, умный и впечатляющий, с большим вкусом сделанный выбор художников и их произведений, а также подлинная и безусловная серьезность и ценность связанного с этими художниками круга идей и размышлений. Книги эти вносят много нового в представления и знания о тех художниках, которых она выбрала для своего анализа.