НЕОБЪЯТНЫЙ МИР ФАНТАЗИЙ
С чувством особого волнения и настороженности шла я в Национальную картинную галерею Армении на открытие посмертной выставки одного из лучших армянских живописцев - Анатолия ГРИГОРЯНА. Как-то сразу этот художник кометой ворвался в наше искусство. И ушел из жизни так же неожиданно, оставив свой неизгладимый след.
ВРЕМЯ быстротечно. Не стало ли творчество Анатолия только прошлым, безвозвратно отодвинутым иными художественными принципами и находками? Вот о чем я с тревогой думала, спускаясь по крутым мраморным лестницам Национальной галереи, где в трех просторных залах первого этажа едва поместились работы Анатолия. Причем выставка охватила в основном лишь работы последних двух десятилетий, когда здоровье художника заметно пошатнулось.
Но уже самые первые впечатления полностью успокоили. Более того, я отчетливо почувствовала, что к искусству Анатолия ныне приложима еще более высокая мера, чем раньше. Еще не пройдя вдоль экспозиционных стен, не рассмотрев по отдельности каждую работу, испытываешь острое и влекущее воздействие общей зрительной ситуации выставки. Этот серо-блеклый воздух зала звенящие краски Григоряна используют как нейтральную плоскость холста, на которой они то с бурным темпераментом, то с мечтательной прозрачностью набрасывают свои многозвучные цветовые вариации. И эти вариации завоевывают зал, наполнив его энергичной и колдовской выразительностью. Такой десант цвета, способный полностью подчинить своему сиянию и музыке колоссальную выставочную территорию, под силу только талантливому художнику.
Анатолий очень армянский художник. И очень современный, если понимать под этим словом не подверженность сиюминутным веяниям моды. Нет! Анатолий не был таким. Скорее он был традиционен. Верен традиции - воспевать свой край, свою землю, людей. И эта любовь к Армении в ярких, звонких, чистых тонах передается зрителям. Словно само солнце заглянуло в залы и расцветило немые стены. Заставило их заговорить, засиять всеми колерами спектра. Но во всем этом буйстве, безудержном пиршестве красок, в кажущемся на первый взгляд случайном потоке стихии цвета есть камертон, тонкий, своеобычный, определяющий лейтмотив всей экспозиции: символ весны, нежности, чистоты, надежды. И этому прозрачному миру мечты и небесных цветов вторят теплые, горячие, багряные, алые - пылающие цвета земной плоти. И тогда мы слышим все голоса этих поющих красок. Ощущение полета, свободного, раскованного, делает нас участниками этой удивительной сказки, по щедрости и многоцветью напоминающей лучшие страницы Шахерезады.
И ХОТЯ красные тона живописца подобны дразнящим, зовущим в бой мантиям тореодоров, цвета никогда не взрываются, не заливают полотна фейерверком. Есть сдержанность чувства, значительность высказанного и далекая музыка. В этом причина того, что первая встреча с картинами живописца остается незабываемой и виденный тобой тысячу раз мир кажется новым.
Взгляните повнимательнее на любую из поздних работ Анатолия, выполненных в жанре пейзажа. В них есть своеобразный парадокс. При первом же взгляде более всего ощущаются острая динамика ритма, неуступчивость композиции, чрезвычайная сложность цвета, то загорающегося яркими вспышками, то затухающегося в синих и серебристо-блеклых тонах. Значительно реже встречается тихое настроение, но и оно не безмятежно, а скорее напоминает передышку между взлетами душевного напряжения. Причем сложность колорита всегда сохраняется.
Фантазия Григоряна черпает материал из обыденности, и этим нельзя не восхититься. Он наблюдает обычную жизнь, вовсе не стремясь к парадоксам, а его юмор не знает ограничений - даже сквозь грусть художника проглядывает луч улыбки. В этом Григорян - человек и художник - в стремлении сохранить бодрость духа, улыбаться во всех жизненных обстоятельствах.
Ощущать праздничность жизни - особый дар. Он не имеет ничего общего ни с "розовыми очками", ни с залихватским оптимизмом, мешающим человеку видеть реальное движение окружающего мира: живопись Анатолия Григоряна как раз очень часто внутренне конфликтна. Ее острая, драматическая социальность несомненна. И бытие как праздник возникает практически в каждом полотне живописца.
Внимание к жанровым сценкам, национальная характерность лиц и фигур персонажей, метко схваченные детали быта - все это говорит не только о профессиональном мастерстве автора, но и о его мироощущении.
СКОЛЬКО романтики, порыва в его полотнах "Праздник", "Репетиция", "Ложа", "Сцена"! Сколько озорства, прелести в этих "летучих" фигурах, в прекрасных лицах на длинных лебединых шеях. В облике этих сценических героев живо перемежаются прошлое и настоящее. Прежде чем появиться здесь, они прошествовали века. Вот этот круговорот наводит на, быть может, банальную мысль: все в нашем бренном мире сплетено в божественном порыве. Оглянись вокруг - мир так прекрасен!
Анатолий Григорян - художник глубоко национальный, хотя сам никогда этого не подчеркивал. Вообще, как мне кажется, особенность искусства Григоряна не в необычности его образов как таковых, а в необычности связей, сцеплений. Он настолько был свеж, непредсказуем и внезапен в своих метафорических поворотах, насколько традиционен и даже консервативен в выборе материала. Он создал свой стиль со множеством изобразительных решений, которые не спутаешь ни с чьими. Его картины узнаваемы - настолько индивидуально, исключительно по своей выразительности его живописное мастерство.
Вера в непременность человеческого счастья, искреннее стремление художника одарить всех и каждого радостью сверкающего самоцветного мира - вот внутренний смысл и сущность многих картин Анатолия Григоряна, дышащих светом и теплом солнца, пропитанных свежестью горного ветра, ощущением неувядаемой юности и удивлением жизни. Даже в самых драматических произведениях художника ("Реквием", "Скорбь", "1915 г."), в которых он обращается к трагическим страницам истории нашей страны, он оставляет место надежде, говорит о счастье видеть мир иным. Об этом говорит и его последняя, незавершенная работа. Испытывая предсмертные муки, он изобразил картину, звучание которой по-прежнему празднично, мажорно. За всем этим - улыбка художника, излучающая свет. Свет его искусства, который будет жить дольше, чем он сам.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
-
2024-10-30 09:48
31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-09-12 10:28
Дело с самого начала было возбуждено по признакам статьи 110 (часть 1) "доведение до самоубийства или попытки самоубийства путем умышленных или случайных угроз, жестокого обращения или регулярного унижения личного достоинства". 23 сентября 2019 г. ушел из жизни начальник полиции (2003-2008 гг.) генерал Айк Арутюнян. Дело о доведении до самоубийства до сих пор не раскрыто, хотя обоснованные версии о причинах были озвучены сразу по горячим следам. По горячим следам было также высказано мнение о том, что это дело не будет раскрыто, и следствие не назовет имена тех, кто довел генерала до того рокового выстрела.
-
2024-09-12 10:13
13 сентября исполнится вторая годовщина азербайджанской агрессии по 5 направлениям государственной границы РА: Джермук, Сотк, Горис, Капан, Ишханасар. По другим данным, сначала агрессия началась по 4 направлениям, потом еще по 3. В ходе наступательных боев использовались "Грады" и беспилотники. Агрессия, напомню, началась сразу после визита министра обороны Сурена Папикяна в США.
-
2024-08-23 10:53
21 августа в Москве, на фасаде дома 3, строение 4 по Успенскому переулку, открыта мемориальная доска заслуженного строителя России, видного общественного деятели, одного из лидеров армянской общины РФ, известного благотворителя и мецената Варткеза Арцруни. В здании, построенном возглавляемой Варткезом Арцруни фирмой, он проработал с 2002 по 2019 год, вплоть до своей кончины 21 августа того же года.