Последние новости

ЗАКОН НЕ КАК ФАКТ, НО КАК АРГУМЕНТ

4 апреля в Национальном театре оперы и балета им. Спендиарова состоится-таки спектакль "Волшебная флейта", гастрольным показом которого в прошлом сезоне открывался первый Оперный театр в Кувейте. Театр, как известно, решил не подводить своего зрителя и прекратить забастовку в ожидании решения третейского суда. Артисты работают, юристы тоже. Хотя, возможно, лучшим из аргументов, которые театру предстоит представить в защиту Константина Орбеляна премьер-министру Николу Пашиняну, было бы посещение членами правительства последних спектаклей театра.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, если бы члены правительства организовали несколько семейных походов в Национальный театр оперы и балета, толку от этого было бы намного больше, и во всех смыслах. Но, поскольку судить искусство в нашей стране следует не по результату, а по отчетам и бумажкам, мы пошли именно этим путем. Аргументы и контраргументы. Точнее, аргументами - по фактам.

Именно этим занималась в последние дни и. о. министра культуры Назени Гарибян, которой вообще-то впору посочувствовать, - человеку дали команду "фас!" и велели доказать, что Константин Орбелян - родимое пятно буржуазии и коррупции на нынешних наших белых одеждах. Она старалась, как могла - неумно, но с вдохновением. В результате оказалась не просто в положении человека, пытающегося всем объяснить, что небо - желтое, но и на грани отставки…

Чего, например, стоят рассуждения о том, что количество командировок Орбеляна не имело кпд, - всего три гастрольные поездки за полтора года. "Всего"?! Если бы исполняющая обязанности министра культуры имела хоть какое-то представление о жизни театров, особенно театров больших, и знала, что в последний раз за границу выезжал только один из них и это было пять лет назад и группа была из 18 человек и речь шла о Грузии, куда можно добраться автобусом… Тогда она заменила бы пренебрежительное "всего" на восторженное "целых!" и навесила бы на Орбеляна не всех собак, а медали.

Но знание - сила, которой Назени Гарибян не обладает. Местами делает вид, что не обладает. Ибо, когда она твердит о том, что "закон не разрешает совмещать должность директора и художественного руководителя в одном лице", она говорит сознательную неправду. Люди театра уже сбились с ног, осипли и охрипли, причем за многие годы до появления Гарибян на культурном небосклоне, требуя статуса для худрука. Статуса, которого не существует!

ПОВТОРИМ в сотый раз. В Армении нет закона о театре, его только собираются принять, и на это дело уйдет бог весть сколько времени. На сегодняшний день театры, как и музеи, библиотеки, школы и многие другие культурно-образовательные учреждения руководствуются законом о ГНКО. Откуда при таком широком покрытии взяться "художественному руководителю"?

В Законе о ГНКО описан только директор, он должен иметь соответствующее высшее образование, стаж административной работы, и если эту работу совмещать, то только с преподавательской или творческой. О том, что "художественный руководитель" - занятие не творческое, в законе ничего не сказано. Это открытие совершила и. о. министра культуры сотоварищи "эксперты" пару месяцев назад, окончательно убедившись, что реальных "предъяв" на Орбеляна нарыть невозможно. Не будем сейчас открывать новую дискуссию на тему "художественный - административный", "творческий - нетворческий". Сомнительная справка, разосланная и. о. министра культуры в армянские государственные театры, так или иначе, силу закона не имеет. И ссылаться в эфире на собственное изобретение как на истину в последней инстанции, вводя в заблуждение общественность, не стоит.

Кажется, единственное, в чем можно упрекнуть Константина Орбеляна на законных основаниях, - это в незнании армянского. На заре независимости принятие Закона о языке было естественной реакцией на обретение собственной государственности. Но с тех пор минуло почти 30 лет. Многое изменилось в нас и в мире. Сегодня требование знания литературного армянского языка закрывает двери перед специалистами, и  не только представителями диаспоры, но и вообще специалистами, которых можно приглашать и в которых мы так нуждаемся. А значит,  противоречит здравому смыслу.

В контексте же искусства такое требование выглядит абсолютной ересью. Круговорот артистов в природе есть неотъемлемая часть арт-кровообращения. Когда Мариус Петипа, заложивший основу великой русской балетной школы, приехал в Россию из Франции, вряд ли от него требовали безупречного владения русским.

ПРИВЕДЕМ более свежий пример. Десять лет назад никто не взялся бы назвать немецкий театр топовым. До тех пор, пока в главном театре страны, Фольксбюне, не появился в качестве директора Френк Касторф. Именно он вывел Фольксбюне в театральные лидеры. Поскольку все знали, что Касторф - великий менеджер, для него сделали исключение - в должности директора он пробыл три срока. Дальше этого чтящее институциональность европейское сознание пойти не могло. И кого пригласили в Фольксбюне? Директора лондонской галереи Тейта Криса Деркона, который до этого был программным директором ВВС и поднял галерею Тейта до фантастического уровня! Деркон немецкого не знал - ни одного слова! Но он знал, как организовать работу, чтобы Фольксбюне не только не сдал своих позиций, но и пошел дальше. И это показывает, как в Германии видят развитие театра.

А вообще, если откровенно, то понятно, что не в совмещении должностей и языке дело. Константин Орбелян, "белый сагиб", говорящий по-английски, как житель Нью-Йорка, и по-русски, как москвич, богатый не благодаря своей шустрости, а по рождению, артист с мировым именем, вызывает у многих раздражение самим фактом своего существования. К тому же признать, что за полтора года Орбеляну удалось вдохнуть в Национальный театр оперы и балета жизнь, вывести его совершенно на новый уровень, значит, не только отдать ему заслуженную дань. Это значит признать, что прежнее правительство совершило в своей жизни хоть один хороший поступок: сделало правильный, судьбоносный, можно сказать, для Национального театра выбор.

Н-да, задача! Давайте надеяться, что премьер-министр с ней справится.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СКВОЗЬ ВОЙНУ, СКВОЗЬ КАМНИ - СКВОЗЬ ВЕКА!
      2021-09-24 09:37
      1072

      Ровно через месяц после премьеры спектакля "С неба упали три яблока", поставленного Каринэ Кочарян по повести Наринэ Абгарян на сцене Степанакертского драматического театра им. Папазяна, состоялся его показ в Ереване. Все повторилось - и аншлаг в зале, и смех и слезы, и нескончаемые крики "браво!" И этот большой успех арцахцев заставлял не только в очередной раз восхититься стойкостью их духа. Он заставлял поверить - снег не может идти вечно, рано или поздно непременно выглянет солнце...

    • МЕМОРИАЛ ГЕРОЯМ "НЕМЕЗИС" - ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
      2021-09-20 11:33
      4215

      "Заверяю вас - мы принимаем историческое решение. Ереван - вечный город, и этим решением мы навечно передаем потомкам наше национальное достоинство. Достоинство, потребность в котором мы сегодня обязаны ощущать спинным мозгом. Мы обязаны восстановить свою пошатнувшуюся гордость - в память тех сынов, которые доказали, что у армянского народа есть глубокая ответственность перед национальной самостью и национальным достоинством. Сегодня нам нечего доказывать миру. Они все доказали за нас, осуществив акт высшей справедливости. Сегодня мы обязаны выбрать национальное достоинство и пронести его через века, ибо оно - залог жизни армянского народа в веках", - говорил Камо Ареян.

    • "ГЛАВНОЕ - О ЧЕМ ТЫ ЖИВЕШЬ?"
      2021-09-20 11:02
      3576

      "Все, что ты не можешь стереть из памяти, остается на совести", - цитирует актер, режиссер, сценарист и продюсер, народный артист РА Микаэл ПОГОСЯН. Память сегодня - "уходящая натура", а совесть... Совесть должна бы мучить сегодня каждого, конечно, с оговоркой "у кого она есть"... Художник пытается разобраться в себе и вновь обрести утраченную гармонию через творчество. С 1 октября на экраны ереванских кинотеатров выйдет новый фильм Микаэла Погосяна "Հայ Հայը"․

    • ЖИВЫМ - УНИЧТОЖЕНИЕ, МЕРТВЫМ - ЛЬГОТЫ!
      2021-09-18 09:45
      3071

      Хочу быть прозектором! Хочу с ланцетом в руках добраться до мозга, что прячется в маленькой черепушке, венчающей огромное тело НОКСозавра, - что-то там спрятано? И с удивлением, а если совсем честно, то и без оного обнаружить - ни-че-го! Нет, все-таки считать, что нынешняя власть совсем забила на культуру, - преувеличение. Только за последнее время по культурной сфере было принято два решения, и оба - произведения искусства. Оба провели арт-сферу через целую анфиладу чувств. От радости - к горечи, от горечи - к истерическому веселью с переходом в брезгливость и - до глубокого омерзения.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ ОПЕРЫ "ПАЯЦЫ"
      2021-06-11 10:41
      14944

      Премьера Афиша, извещающая о премьере оперы "Паяцы" на сцене Национального академического театра оперы и балет им. Спендиарова, насторожила и обрадовала. Насторожила потому, что спектакль ставился в отсутствие лидера театра, который с самого начала пандемии находится за рубежом. И в то же время порадовал факт, что любимая опера вновь появилась на сцене нашего музыкального театра.

    • ВСЕ ИДЕТ ПО СЦЕНАРИЮ ВЛАСТИ
      2021-05-03 16:33
      2057

      Участие в цирке под названием "невыборы премьер-министра", смахивающем скорее на предвыборную агитацию Никола Пашиняна и называющих себя независимыми депутатов, приняли фракции "Мой шаг" и "Светлая Армения".

    • ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ДЖАНЛУКИ МАРЧИАНО
      2021-04-24 10:36
      6310

      Когда за пультом оркестра стоит талантливый итальянский дирижер Джанлука Марчиано, любой концерт превращается для публики в откровение, приносит подлинное наслаждение. Так было и в вечер "Опера-гала", проведенного Армянским государственным симфоническим оркестром (худрук и главный дирижер - Сергей Смбатян) с участием известных оперных солистов и одаренной молодежи. Концерт состоялся в Большом зале филармонии им. Арама Хачатуряна.

    • НЕМЕРКНУЩЕЕ ИМЯ
      2021-04-14 10:22
      5410

      Пронзительный XX век войдет в нашу историю как время, родившее уникальное явление - Армянский оперный театр, ставший символом вокальной культуры. Это и своеобразный центр в созвездии искусств, составляющий духовное богатство нашего народа, страны.