Последние новости

ДОРОГА, КОТОРАЯ ПРИВЕЛА К ХРАМУ

Что есть храм символически? Это святое место. Место, которое ассоциируется с Духом. Это обитель Самости - корневого аутентичного естества человека. Народа, в который слагаются человеки. Дорога к храму - не что иное, как путь самопознания, а значит, путь глубинного развития. Это трудный путь, полный страдания и неопределенности. Но разве бывает иначе? Ведь это лишь иллюзия, что дорога к храму будет широким торжественным проспектом, а шествие - беспрепятственным и беззаботным.

НАША ДОРОГА к храму была испытанием. И это испытание стало победоносным. Теперь у нас есть этому во всех смыслах великолепный и вечный свидетель - Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богоматери, ставший сердцем Степанакерта.

В нынешнее воскресенье колокол собора, освященного и открывшегося в день Благовещения, будет звонить, созывая степанакертцев на светлый праздник Пасхи. В новом соборе вместе со всем армянским миром будут праздновать и славить Воскрешение и Возрождение.

 В последние годы и на армянской земле, и в диаспоре было построено много церквей. Так почему рождение собора Покрова Пресвятой Богоматери в столице Арцаха отозвалось таким ликованием в каждой армянской душе, стало событием именно всего армянского мира? Потому что заставило посмотреть на себя и вокруг, на весь хаос и невнятности с иной, нездешней и несиюминутной высоты. Унесло сомнения и страхи, что наша дорога ведет... ну, допустим, к Годо. Нет! Наша дорога привела к храму, и этот храм светел, прекрасен, великолепен!

 В молитве на освящение храма говорится, что тем, кто построил храм, прощаются грехи "В разные периоды нашей истории, вопреки многим испытаниям, мы верили в Бога и, уповая на Бога, героически сражались с врагами. С этой великой верой мы одерживали наши победы, защищали наши священные национальные духовные ценности, на них воспитывались наши поколения, чей свободолюбивый дух увенчал победой арцахскую борьбу. Дорогие арцахцы, вы, как никто, знаете цену и силу слова "Господь с нами", ибо ваша вера и храбрый дух, закалившиеся в справедливой борьбе за свободную и независимую жизнь Арцаха, принесли славную победу, вписанную в новейшую историю золотыми буквами", - говорил Католикос Всех Армян Гарегин Второй, освятивший новый дом армянской веры.

ВОЗВЕДЕНИЕ собора, в котором воплотились наша вера и наше единство, наш дух и наша стойкость, наша история и история нашего храмового строительства, длилось более 12 лет. Это был трудный путь, но разве бывает иначе? Вокруг - война, которой вроде нет и которая есть, и финансирование прерывается, но снова идет. Ведь невозможно просто сказать, что семья Варданян откликнулась на призыв предводителя Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископа Паргева, которому принадлежит идея строительства. Семья ереванцев Варданян пожертвовала на строительство Кафедрального собора в Степанакерте 400 млн драмов! Чтобы два мира - земной и небесный - встретились в столице Арцаха. Чтобы был построен собор и колокольня рядом. Чтобы с расстояния по силуэту и пропорциям они напоминали Большой и Малый Арарат - такими, какими они видятся из Еревана, с Араратской долины. Такими, какими задумал их архитектор Гагик Ераносян.

"Мы стоим на шушинской скале, над Степанакертом, день ясный, весь горизонт - горы. Епископ Паргев мне говорит: "Видишь горы на горизонте? Это Большой Кавказ". Я почувствовал такой размах! И понял, что именно его должен воссоздать в храме. Размах, масштаб - это не размер. Это в первую очередь - дух. Он не смолкает и под сводами небольшой церкви Мармашенского монастыря, и под высокими сводами храма Сурб Ованес Мкртыч в селе Мастара", - так объяснил свою концепцию архитектор собора. - Из Артика, за четыреста километров, сюда везли розовый туф - тот самый, благодаря которому Ереван назван "розовым городом". Конечно, можно было использовать местный базальт, он очень прочный и тоже очень хорошо обрабатывается. Но он слишком холодный по цвету. А я хотел, чтобы церковь была символом жизни. Каждодневной и теплой жизни! Цвет, свет, звук... Архитектор должен их рассчитать. Но не менее важно все это до конца прочувствовать. Человек приходит в церковь, что-то переживает и выходит с надеждой. И церковь должна быть вместилищем всего этого".

ТАЛАНТ создателя Кафедрального собора Покрова Пресвятой Богоматери позволил не повторить ни одну церковь и вместить в свое детище историю армянского храмового зодчества. Собор Степанакерта круглый и трехъярусный - по типу храма Звартноц, а по внешнему облику он напоминает монастырь Рипсиме. 12 колонн собора символизируют 12 апостолов и поддерживают верхние ярусы, которые на высоте 30 метров венчает сияющий светом купол. Чтобы стоящий в торжественном сумраке этого воистину величественного храма отрывал свой взор от земли и смотрел ввысь, на этот направленный на него свет, свет идущий к человеку.

Закладка фундамента собора состоялась в 2006 году под предводительством Католикоса Всех Армян. Но, прежде чем это случилось, для храма долго и тщательно искали место, осматривали территорию. А когда подошли к месту, на котором сегодня величественно стоит собор, к ним подошел человек, разменявший девятый десяток, но крепкий, как арцахские горы. Узнав о цели, которая привела сюда солидную делегацию, он "велел" строить именно здесь - ведь еще бабушка рассказывала ему, что на этом месте была колокольня, маленькая базилика. Слово старейшины - закон! И вот он стоит, Кафедральный собор, и дышит своими туфовыми плечами и своей победной мощью.

 Строительство храма - это всегда некий подвиг. Духовный и материальный. В строительстве храма обнаруживается подлинное стремление людей. Стремление к общению с Богом, к вере и свету. Недаром в молитве на освящение храма говорится, что тем, кто построил храм, прощаются грехи. Подвиг возведения храма - созидание Духа. Это символ нашего несгибаемого оптимизма и нашей жизнестойкости, нашего единения, наших надежд и наших побед. Это наша память, что раньше нас родилась, и памятник всем, кто пролил кровь и отдал жизнь за свободу и процветание прекрасной и благословенной земли Арцахской. Это свидетельство силы армянского духа, сломить который не удавалось и не удастся никогда!

 Наша дорога привела к храму. И в нынешнее воскресенье колокол собора Покрова Пресвятой Богоматери в столице Арцаха будет звонить, созывая на светлый праздник Воскресения!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАРОНЯНОВЦЫ: "ЕРЕВАН 2024", ШАНХАЙ И "ПРАЙМТАЙМ"
      2024-11-22 12:12

      Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АРМЯНСКИЕ ФРЕСКИ В ИТАЛЬЯНСКОМ ГОРОДЕ ФЕЛЬТРЕ
      2023-07-12 10:24

      В итальянском городе Фельтре, расположенном в провинции Беллуно региона Венеции, состоялось торжественное открытие экспозиции "Фрески в армянских христианских церквах VII-ХIII веков". Выставка вызвала большой интерес как архитекторов, художников, реставраторов и других специалистов, так и широких кругов местной общественности.

    • ИЗ МОСКВЫ С ДВУМЯ ГРАН-ПРИ
      2022-10-18 11:18

      Второе воскресенье октября в Армении считается днем ее столицы – города Еревана, который долгие годы праздновался в рамках проекта «Ереван – Эребуни». В этом году праздник не состоялся: ситуация вокруг Армении и в мире тревожная.

    • «СВЯЩЕННАЯ ЗЕМЛЯ»: СВЕРХУ И СНИЗУ (Видео)
      2022-10-12 09:36

      В Европе стартует показ нового документального фильма об Армении и Арцахе «Армения Сакра» (Armenia terra sacra), 65-минутный документальный фильм французско-армянского режиссера Нарека Восканяна, будет показан в Париже и других городах Европы в ближайшее время. Фильм является вторым полнометражным документальным фильмом режиссера после «Сокровищ Армении». Принимаются любые предложения, связанные с показом фильма...

    • КНИГА-АЛЬБОМ О ДАДИВАНКЕ ПРЕДСТАВЛЕНА В ИТАЛИИ
      2022-03-04 09:55

      На днях широкие круги итальянской общественности получили возможность познакомиться с одной из жемчужин армянского средневекового зодчества – монастырем Дадиванк и его знаменитыми фресками. Произошло это в итальянской провинции Беллуно, где в музее замка Палаццо Фульчис (Palazzo Fulcis) двое самоотверженных специалистов – архитектор-реставратор Ара Зарян и художник-реставратор Кристин Ламуре организовали презентацию авторской книги-альбома «Монастырь Дади – Дадиванк: консервационная реставрация фресок 1297 г. в церкви Катогике, построенной в 1214 г.».