Последние новости

С ТОБОЙ И БЕЗ ТЕБЯ

Минкульту - арт-абонемент школьника и путевку в санаторий!

В качестве отдельного ведомства Министерство культуры РА доживает последние дни. И если сначала концепция его оптимизации вызывала в деятелях культуры возмущение, то на сегодняшний день возмущение деятельностью уже самого Минкульта достигло точки: "не надо оптимизировать - надо ликвидировать!"

НЕТ, РЕАЛЬНО вся реформистская деятельность Министерства культуры за год его "обновленного" существования словно была направлена на одну-единственную цель: внушить культуре такую личную неприязнь к своему министерству, чтоб глаза не видели и уши не слышали. И если такая задача ставилась перед и.о. министра Назени Гарибян, то она реализовала ее не просто с честью! Прямо-таки заслужила звания заслуженного деятеля антикультуры. Звания, правда, не дали. Зато дали возможность путешествовать - в последнее время глава культурного ведомства в постоянных разъездах, видимо, импортирует антикультуру в массы.

А ведь как упоительно-прекрасно все начиналось! Тут тебе и глобальная культурная стратегия, и параллельное развитие культуры и образования, и децентрализация культуры в соответствии со специальными региональными программами. "Если мы говорим о серьезных изменениях, то наша задача - устранение монополий в культуре. Кроме того, следует пересмотреть вопрос о государственном финансировании. Решая два этих вопроса, мы приближаемся к решению нашей сверхзадачи: реализации новой стратегии. Здесь не следует забывать, что мы имеем дело со многими сферами - музыка, кино, театр, изобразительное искусство. Чтобы сформировать стратегию по всем направлениям, нам нужны консультации профессионалов. Тем не менее мы выработали для себя позиции, которые являются приоритетными", - говорила первый глашатай культурной революции Лилит Макунц. Насчет консультаций профессионалов - не в этот раз. Зато в числе приоритетов также особо подчеркивалось создание равных условий для артистов в широком понимании слова.

КАЖЕТСЯ, это единственный приоритет, который Министерство культуры воплотило в жизнь не успешно даже, а просто блистательно. Денег в равной степени нет как для мастеров, так и для начинающих. Существующие законы, подпадающие под рубрику "поставить спектакль или сделать фильм и прочее и не сесть в тюрьму", стали бдительно соблюдать, так что все в равной степени получили инсульт и инвалидность. Хоть всем культурным миром ложись и помирай в одной равной для всех братской могиле.

Потому что порожний треп о создании законов новых, дающих возможности альтернативного финансирования культуры, всем тоже надоел в равной степени. Кстати, недавно "ГА" писал об исключении из комиссии Минкульта по работе над проектом о театре нескольких деятелей культуры. Так вот, Назени Гарибян (по совместительству главный юморист года) замечательно сей факт мотивировала: "Их мнение по данному вопросу нам уже известно. Теперь узнаем, что думают другие". Прелестно, прелестно!

Словом, с равенством разобрались. Что до остального, тут картина не столь радужная. Гвоздем пиар-программы по сфере год назад была совместная идея Минкульта и Минобра о школьном абонементе, приобщении к искусству с младых ногтей. При всей активности наполнения гелием этот воздушный шарик взлетел очень невысоко. Едва ли не по сей день обсуждаются механизмы реализации проекта, на который вроде бы были выделены десятки миллионов, и дети в арт-учреждения не то чтобы ломанулись...

Эта новая доктрина о просвещенных детях непосредственно коррелировалась с не новой идеей пропорционального культурного развития марзов, активизацией их культурной жизни. При этом накрыли хризантемой "Культурную остановку" и прочие "бывшие" аналогичные программы, а регионы замерли в ожидании глотка нового культурного воздуха. Но кислородный баллон не подвезли. Вместо этого в конце апреля по инициативе Factor.am было организовано обсуждение "Проблемы культуры в старых селах новой Армении" под знаком SOS, а показанная в процессе документалистика была не ужастиком, а самым что ни на есть фильмом ужасов.

В общем с просвещением школьников и пропорциональным развитием регионов опять не вышло. Вместо этого "культурным событием года" стали два мега-скандала - печально знаменитый список-черновик оптимизации, а то и ликвидации культурных учреждений и, к счастью, провалившаяся попытка убрать из Национального оперного театра Константина Орбеляна. На фоне двух этих событий многие "прорывы" Министерства культуры, которые перечислять не перечислить, оказались просто героикой серых буден.

ТУТ НАДО СКАЗАТЬ, что создание равно невозможных условий для работы как культурных учреждений, так и отдельных творческих индивидов - не единственное высокое достижение Министерства культуры за истекший год кипучей деятельности. Сюда же следует отнести успешное замещение руководителей арт-институтов - профессиональных и опытных "бывших" на "своих" неофитов. Кстати, волна рассадки и. о. директоров сроком на полгода сменяется новой - прозрачных, объективных выборов в условиях здоровой конкуренции. И первые ласточки этих выборов дают все основания предсказать убедительную победу "наших" кандидатов. Так что все в жилу…

А вообще главная проблема Минкульта в том, что он убежден, что реально творит культуру. Ни для кого не секрет, что в начале своей деятельности наши культурные дамы были уверены, что прямо-таки вольют свежую кровь в отечественное искусство, откроют нам новые, задушенные в тяжелой неволе таланты. Вот тогда - победа, тогда - забили Мике баки! Тогда - действительно победа!

ТОЛЬКО ГДЕ ОНИ, эти новые имена, новые режиссеры и художники, поэты и музыканты, где новые концерты и выставки, фильмы и спектакли, новый язык искусства новой Армении? Минкульт, дай ответ - не дает ответа. Не дает денег, не стимулирует создание законов, не поддерживает деятелей культуры в требовании пересмотра и приложения к искусству законов существующих…

Главное, всему этому есть объяснение. Сначала Министерство культуры было молодым, новым, необстрелянным и необученным - ничего, научатся. Потом грянул стресс - в условиях дамоклова меча грядущей оптимизации сложно работать. Теперь, есть подозрение, оно еще год будет перестраиваться в рамках новой структуры, что тоже чревато стрессом. А может, его, в смысле Минкульт, отпустить домой? Повзрослеть и поправить здоровье. До лучших времен. А когда вырастет, выздоровеет и поумнеет, мы его снова призовем. Иначе от Министерства культуры в постоянном стрессе пребывает отечественная культура.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОГДА ДЕЛИМ ДЕНЬГИ, ОСТАП ИБРАГИМОВИЧ?
      2019-06-13 14:51
      1146

      "Культуру - в массы, бедность - в мозги!" Пилотная программа абонемента школьника тогда еще разделенных министерств культуры и образования, под громкие фанфары запущенная чуть меньше года назад, продолжает барражировать над театрами, но завершилась в контексте концертных залов и музеев. Отлеталась, любезная! Близится время подведения итогов, судя по отзывам арт-руководителей, не слишком успешных. Вопрос - что будет делать дальше министерство, теперь уже образования, культуры и прочее со своим, как оказалось, единоутробным детищем?

    • "КРИСТОФЕР" - ДВИЖЕНИЕ ДРУГ К ДРУГУ
      2019-06-11 13:31
      1803

      Определение "социальный театр" выглядит куда понятнее, чем модное "иммерсивность". Зато с ним больше путаницы. Если со спектаклями-променадами наша публика более или менее разобралась и вошла во вкус, то социальным у нас по-прежнему называют любой театр "на наболевшую тему", хотя вроде всем ясно, что театр не жэк, социальных проблем не решает.

    • ПЕСНИ О ГЛАВНОМ
      2019-06-10 11:40
      1377

      Подарок Еревану от РУСАЛ-ФестивAL "И мы будем делать все, что мы захотим, пока вы не угробили весь этот мир", - как пел когда-то Виктор Цой и как поют артисты театральной компании "Июльансамбль". Поют песни - музыкальные вершины поп-культуры XX века. Поют в спектаклях "Несовременный концерт" и "Современный концерт", которые на прошлой неделе ереванский зритель увидел в рамках РУСАЛ-ФестивAL, организованном компанией РУСАЛ и Российским фондом поддержки социальных инноваций "Вольное дело".

    • ПРОПУСТИТЕ ТЕХ, КТО ВЕРИТ!
      2019-06-05 12:34
      2074

      Помните анекдот про грузинские похороны? "Гиви, дарагой, нэ веру, нэ веру, нэ веру!.." - "Товарищ, пропустите тех, кто верит"… До вчерашнего дня, даже после того, как ушли в отставку руководители всех оптимизированных министерств, в том числе и Назени Гарибян, отечественный арт-мир, в большинстве своем был в роли "нэ веру, нэ веру!" Вчера настали час Х и смена амплуа на "пропустите тех, кто верит". Впредь культура будет решать свои многочисленные проблемы без чуткого руководства Назени Гарибян.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КОГДА ДЕЛИМ ДЕНЬГИ, ОСТАП ИБРАГИМОВИЧ?
      2019-06-13 14:51
      1146

      "Культуру - в массы, бедность - в мозги!" Пилотная программа абонемента школьника тогда еще разделенных министерств культуры и образования, под громкие фанфары запущенная чуть меньше года назад, продолжает барражировать над театрами, но завершилась в контексте концертных залов и музеев. Отлеталась, любезная! Близится время подведения итогов, судя по отзывам арт-руководителей, не слишком успешных. Вопрос - что будет делать дальше министерство, теперь уже образования, культуры и прочее со своим, как оказалось, единоутробным детищем?

    • ПРОПУСТИТЕ ТЕХ, КТО ВЕРИТ!
      2019-06-05 12:34
      2074

      Помните анекдот про грузинские похороны? "Гиви, дарагой, нэ веру, нэ веру, нэ веру!.." - "Товарищ, пропустите тех, кто верит"… До вчерашнего дня, даже после того, как ушли в отставку руководители всех оптимизированных министерств, в том числе и Назени Гарибян, отечественный арт-мир, в большинстве своем был в роли "нэ веру, нэ веру!" Вчера настали час Х и смена амплуа на "пропустите тех, кто верит". Впредь культура будет решать свои многочисленные проблемы без чуткого руководства Назени Гарибян.

    • СОВЕТ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ VS ОРБЕЛЯНА
      2019-05-29 14:07
      2301

      Сегодня на сцене Национального академического балета им. Ал. Спендиарова снова премьера - "Путешествие в Реймс" Дж. Россини в концертном исполнении. Возможно, это главный ответ Чемберлену - продолжать упорно и успешно работать, несмотря на все старания правительства разрушить театр. Назначенная премьера стала и причиной того, что очередное собрание коллектива, на котором будут разработаны дальнейшие протестные шаги в связи с избранием Назени Гарибян главой совета правления Национального театра.

    • КОМИССАР НАЗЕНИ – СНОВА В ПОХОД!
      2019-05-27 11:33
      1679

      Художественный руководитель Национального академического театра оперы и балета им. Спендиаряна Константин Орбелян подал иск в Административный суд. Ответчиком указан премьер-министр Никол Пашинян. Повод – назначение и. о. министра культуры гражданина, точнее гражданки иного государства, ибо речь, как вы догадались, идет о Назени Гарибян.