ВЕЧНОСТИ ЗАЛОЖНИК
Его имя, как горная вершина, поднимается над течением времени, над повседневностью, которая видна при любом взгляде, будь то взгляд в прошлое или в будущее. 22 мая Шарлю Азнавуру исполнилось бы 95 лет. Образ этой гениальной личности никогда не потускнеет в нашем сознании. При каждой мысли о нем на душе становится удивительно тихо, рождается ощущение искусства как истинности всего сущего. Это драгоценное чувство, сообщенное нам художником, которому был дан божественный дар общаться с духом музыки и с людскими душами.
БОЛЕЕ СЕМИ ДЕСЯТКОВ ЛЕТ он господствовал на сцене, сумел стать своего рода эталоном самой яркой "звезды", не потеряв при этом искренности, теплоты, желания нести радость людям. Сколько за это время отшумело имен, сколько раз поменялась на эстраде капризная мода, а Шарль Азнавур вновь и вновь отстаивал право на собственный стиль, не игнорируя требований времени, но не становясь их рабом. И выиграл бой!
Суровая и нежная простота, пытливость и упорство творческих исканий Шарля, глубоко лирическая сердечность и трагическая патетика его искусства взволновали и потрясли современников и сделали его одним из самых любимых певцов целой эпохи. Он прожил долгую, гордую и чистую жизнь, полную тревог, озарений и мужества. И на протяжении всей жизни он был верен себе, оставался Человеком, ищущим свою правду, свою мораль в окружающем мире, чуждым всякого конформизма, предельно искреннем в любви к Франции, где он жил и творил, к исторической родине его предков, которую он боготворил до конца жизни.
Впервые он посетил Армению в самом начале 60-х годов. Уже тогда Шарль Азнавур был живой легендой для меломанов всего мира. Можно себе представить, как ждали его в Армении и что творилось вокруг филармонии. Его манера держаться, пластика, чуть хрипловатый голос, живость вызывали прилив энтузиазма, рождали парадоксальные чувства, радости, печали. Между тем на сцене, казалось, ничего особенного не происходило. Просто человек невысокого роста, застенчивый, чем-то "мучился", "болел". И как бы через силу признавался публике в этом "недуге". Но публика тотчас проникалась его болью, разделяла его печаль...
СКОЛЬКО РАЗ ЕГО ВЫЗЫВАЛИ НА БИС! Весь зал стоя оглушительно скандировал: "Еще раз!" Он уже ушел в гримерную, но его оттуда вытащили с полотенцем вокруг шеи. Последний взмах руки. Зал снова разразился аплодисментами. Нет! Никто не хотел мириться с его уходом, с окончанием долгожданной встречи. Потом, после отъезда, его песни сопровождали нас повсюду. Они звучали из окон домов, в такси. С затаенной грустью пел он о неразделенной любви, о том, как одиноко человеку в этом огромном мире, о счастье бытия. Но песни эти были не слащавы, не сентиментальны. Личные переживания перерастали в социально осмысленные размышления о жизни, добре, красоте, об истинных человеческих ценностях. Песни эти рождались буквально из сердца и становились той атмосферой, которая помогала человеку дышать в полную силу. Не это ли помогло ему когда-то навсегда завоевать сердце Парижа и всего мира.
Следующие выступления артиста спустя годы стали еще одним подтверждением слов, сказанных когда-то в адрес Шарля: "Этот голос, который, кажется, стоит на грани катастрофы и в любое время может охрипнуть и смолкнуть, величайший голос страдающего одышкой, но мужественно покоряющего вершину альпиниста, глухой и растерзанный голос раненой птицы, роняющей на сцену вместе с перьями дивные песни любви, этот извивающийся в агонии страдивариус, этот голос кажущегося потухшим вулкана, который изливает слова скорее сердцу, нежели для слуха... слышен во всем мире".
Азнавур объездил весь мир, и везде его встречали овациями. Но он никогда не прекращал поиски и всегда был требователен к себе. Вот что писал один из французских журналистов после триумфального концерта в знаменитой "Олимпии". "Он принимал восторженное "браво" с неподвижным открытым лицом, как клоун - пощечины. Но мы видели, как дрожало его маленькое тело, казавшееся со сцены более хрупким из-за костюма цвета ночной синевы"...
Находясь вдали от исторической родины, Шарль никогда не отрывался от Армении. Но именно там, во Франции, он раскрылся как самобытный художник и состоялся как самая яркая звезда первой величины. И правы те, кто считает, что самобытность приходит только к тем, кто ее искал.
К 60-й годовщине Геноцида армян Азнавуром и его постоянным соавтором Жоржем Гарваренцем была написана песня "Они пали". Тема Армении отражена и в его песнях "Автобиография", "Джан", "Нежная Армения". Вместе с дочерью Седой он неповторимо и блистательно исполнял песни Саят-Новы.
Связи Азнавура с Арменией усилились особенно после землетрясения 1988 года. Он основал благотворительную ассоциацию "Азнавур для Армении" и осуществил несколько акций по сбору помощи пострадавшим. Около 90 французских певцов и актеров приняли участие в записи видеоклипа "Для тебя, Армения!"
...ВСПОМИНАЕТСЯ ОДИН ИЗ КОНЦЕРТОВ АЗНАВУРА в Ереване под открытым небом. Площадь республики, украшенная флагами Франции и Армении. Заполнена не только площадь, но и прилегающие к ней улицы, заняты все пространства, где можно стоять. Все ждут выступления Азнавура и его друзей - звезд французской эстрады.
Зрелище ослепительное, все сливается воедино - красота вечерней площади, окружающей архитектуры и восторженный шум зрителей. Особую торжественность происходящему придает присутствие на концерте президентов Франции и Армении - Жака Ширака и Роберта Кочаряна, первых леди двух стран - Бернадетт Ширак и Беллы Кочарян, высокопоставленной французской делегации, официальных лиц Армении, гостей столицы и многочисленных ереванцев.
После приветственных слов начался неповторимый по составу и чисто французскому шарму концерт. С особой радостью слушатели встречают легендарного Мишеля Леграна, единственного из композиторов лауреата трех "Оскаров" и пяти "Грэмми" за музыку к кинофильмам, число которых перевалило за 200, не считая песен, мюзиклов и симфонических произведений.
Кульминацией концерта стало выступление самого Шарля Азнавура, с именем которого в представлении каждого возникает не только образ великого певца, поэта, композитора, киноактера, исключительного по своей одаренности, воспитанного на наследии богатой и многообразной французской культуры Франции, но и верного сына Армении, мечтающего видеть родину предков свободной и счастливой.
Когда он запел, показалось, что время измеряется по каким-то другим законам: мало или много прошло часов - неизвестно. Череда знакомых и незнакомых песен следует одна за другой. Вдохновение, как магнитная стрелка компаса, нигде не сходит с кульминационной точки совершенства. И публика, чувствуя исключительность происходящего, вызывает артиста вновь и вновь. Когда Азнавур исполнил последнюю песню, на глазах многих были слезы. И вовсе не надо было быть сентиментальным, чтобы почувствовать уникальность этого момента, ощутить радость своей сопричастности ему, смешанную с грустью расставания. Но глаза самого Шарля сияли, он восторженно смотрел на публику, словно желал крикнуть на весь мир: вот моя Армения, вот каков ее народ! Вспышки ослепительного фейерверка расцветили вечернее небо Еревана. Слушатели не могли расстаться с площадью, где состоялся праздник, подаренный нам великим Шарлем, который всегда будет тем, кем он был, - ослепительным артистом и символом двух стран: Франции и Армении.
Все, что являет собой имя Азнавура, продолжает оставаться фактом современности, непостижимым в своем совершенстве. Он таинственным, непостижимым образом живет даже на своих фотографиях. Худое, будто иссеченное дождем и ветром лицо. Мягкий и одновременно печальный взгляд. Он взволнованно смотрит на тебя, словно спрашивает о чем-то, прислушивается к твоим мыслям... "Теперь ты - мысль, Ты вечен..." Эти бунинские строки пусть завершат заметки о великом шансонье, который навсегда останется для нас превыше всяких Альп, прославленной вершиной.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
-
2024-10-30 09:48
31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…