Последние новости

"НЕ НАВРЕДИ!" В ЛАБОРАТОРИИ КУЛЬТУРЫ

Новая культурная власть вплотную подошла к законотворчеству в сфере. Что есть хорошо не только для культуры, но и для ее власти - сиюминутных решений здесь объективно ждать не приходится. И что совершенно не означает, что в культуре не накопилось изрядное количество вопросов, требующих сиюминутных решений.

КАК ЭТО ни парадоксально, главными проблемами, на которые надо реагировать здесь и сейчас, для новоназначенной исполнительной культурной власти стало не тяжелое наследие предыдущих десятилетий. Главная проблема, которую надо разгребать здесь и сейчас новому подминистерству, - это тяжелое наследие и родимые черные пятна, оставленные на культуре его непосредственными предшественниками. Ведь кризисных ситуаций с Национальным театром оперы и балета, Государственным театром хореографии, зданием Государственного театра пантомимы могло и не быть - в культуре и без них было достаточно проблем. Однако прошлое руководство Минкульта, видимо, осознавая, что не только решение этих проблем, но и их понимание не его ума дело, предпочло "взрастить Бабу-Ягу в собственном коллективе", чтобы было на что направить революционную энергию.

Результат - прерывание договоров директоров Оперного и Хореографического театров произведено с жуткими правовыми нарушениями, что очевидно в том числе новому министру и его замам. А если учитывать, что оба уволенных директора обратились в суд для восстановления в своих правах, кино получается совсем не веселое. По крайней мере для Минкульта. Хотя вопрос вроде бы ясен - Гарибян приказала, остальные чиновники взяли под козырек. До закона ли, если начальство желает!

Вообще забавно наблюдать, как чиновники, еще совсем недавно рьяно выполняющие приказы прежней власти, с удвоенным рвением принялись теперь их "реформировать". Как быстро переняли лексику, фразеологию и пафос, а главное - взгляд на вещи! Уже неоднократно при попытке блокировать очередное бредовое решение отсылкой к закону деятели культуры нарывались на обвинения в "мелочности и крючкотворстве", потому что есть, оказывается, высшие цели! Что самое страшное, за истекший год министерский планктон твердо усвоил, что в отечественной культуре у него есть "враги", в борьбе с которыми все средства хороши. Вот и нагородили.

НОВЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ, слава богу, не успевшие надышаться миазмами Назени Гарибян, трезво понимают, что, если подавшие в суд директора не отзовут свои иски, дело они выиграют - к гадалке не ходи. Если только суды снова не заблокировать. Так что теперь надо не только тратить знания и энергию, но и проявить недюжинные дипломатические способности, чтобы вырулить из этой ситуации и как-то сохранить лицо вконец скомпрометировавшего себя Министерства культуры.

Возможно, новому замминистра культуры по вопросам современного искусства Ара Хзмаляну это и удастся. Ведь удалось же ему предотвратить воплощение в жизнь одной из грандиозных идей Назени Гарибян. А именно - оптимизировать целый ряд музыкальных и танцевальных коллективов под одну дирекцию Малого зала филармонии им. Арно Бабаджаняна. "Директор Малого зала согласен!" - такой умилительный аргумент приводило министерство. Еще бы он не был согласен - заполучить контроль над таким количеством дополнительных финансов! А если учитывать, что речь идет о Гагике Манасяне, который в этих самых финансах разбирается лучше, чем культурному руководству хотелось бы, он не только согласен. Он рад и счастлив! Мнения коллективов, которые хотели отписать Малому залу, естественно, не спросили. Хзмалян поднял вопрос - есть ли у зала соответствующие площади или запасники, чтобы хранить костюмы, декорации, реквизит и прочее с десятка коллективов. Нет? Тогда с оптимизацией лучше погодить.

Новый замминистра вообще многократно заявлял, что будет руководствоваться главным врачебным постулатом: "не навреди!" Это хорошо, это профессионально. Только в нынешних реалиях с таким подходом можно навредить самому себе.

Ведь, несмотря на то что протестная волна, поднявшаяся в ответ на печально знаменитый черный список Минкульта, схлынула, идея оптимизации продолжает витать в воздухе. Причем справедливости ради нам следует признать, что продиктована она не только нынешним реформаторским духом, но и жизненными реалиями и здравым смыслом. А новой культурной власти справедливости ради следует признать, что это "витание" вовсе не ново. Оно родилось практически с нашей независимостью - осознание, что количество государственных культурных учреждений, которые для Страны Советов - не штука, для независимой Армении - груз, под которым можно сломать хребет.

АРМЕН ДАРБИНЯН был первым премьер-министром, не побоявшимся громко озвучить этот тезис, и было это в 1998 году, еще в прошлом веке. А бояться было чего. При полном отсутствии в стране всех тех механизмов, которыми давно и благополучно обзавелось белое человечество и которые позволяют культуре существовать без постоянного и прямого государственного участия, любые оптимизации, ликвидации, сокращения и совмещения, любые попытки сбросить искусство с плеч и отпустить на вольные хлеба чреваты. Чреваты взрывом. Нынешний, в принципе советский механизм управления культурой, бесспорно, вещь, не самая творчески и художественно стимулирующая. Но в ней заложена огромная и при нашей жизни главная функция - функция какой-никакой социальной защиты. И это понимали все предыдущие власти - раздражались, напрягались, скрипели зубами, но терпели. Терпели нерентабельную культуру. Потому что при всех своих проблемах, сложностях и противоречиях она - наше все.

Любая хирургия, любые скоропалительные реформы в культуре убийственны, пока не будут созданы альтернативные механизмы. И на их создание уйдут годы. Если учитывать, что культура, которая "наше все", при этом всегда оказывается в статусе маргинала, очень многие годы.

"Не навреди!" Если этим тезисом будет руководствоваться только один отдельно взятый замминистра, он очень скоро окажется вредоносным и не совместимым с жизнью культурной революции. Хотя… За последний год отечественная культура неожиданно, в первую очередь для самой себя доказала, что умеет постоять за свое право на естественную эволюцию. И Министерству науки, культуры и прочего благо есть чем заняться - подчистить за своими прямыми предшественниками. А поскольку подчистка и зачистка - прямое следствие попытки безумных во всех смыслах реформ, анализ реформаторских выделений и их последствий вполне способен оказать отрезвляющее действие.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ДОРОГАЯ РЕВОЛЮЦИОНЕРКА
      2019-07-17 10:09
      741

      Платить - министерству, расплачиваться - нам Назени Гарибян есть ангел революции, а то и сама революция. Революция есть противоправные действия, которые следует считать правовыми потому что "именем революции!" Вот только расплачиваться - в буквальном, денежном эквиваленте - за действия ангела революции, стоящего на страже средств налогоплательщиков, придется именно налогоплательщикам. Такой вот парадокс!

    • УХОДЯЩЕЕ ВРЕМЯ "И.О."
      2019-07-11 13:39
      2429

      Русский театр готовится к выборам директора Вчера утром директор Международного театрального фестиваля ARMMONO Марианна МХИТАРЯН была назначена исполняющей обязанности директора ереванского Государственного русского драматического театра им. Станиславского сроком на один месяц. Такое соломоново решение рассчитано не только на обеспечение в театре адекватных выборов нового директора, но на погашение очередного скандала, который вновь созрел в Русском театре.

    • А ЗА "КОЗЛА" ОТВЕТИЛИ
      2019-07-11 09:34
      2560

      Суд восстановил в правах директора Театра хореографии Всему свое время, и время всякой вещи под небом… Время великих деяний Министерства культуры, и время отвечать за эти деяния…

    • ГОРДОСТЬ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ ПОД БАЛКОНОМ "НАШЕГО ДЕТСТВА"
      2019-07-10 11:18
      1813

      Ровно год назад в Шираке, недалеко от мармашенского монастрыря, состоялось открытие отреставрированного родника Эгнар, подарившего название повести Мкртича Армена и фильму Армана Манаряна, ставшего классикой отечественного кинематографа.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ДОРОГАЯ РЕВОЛЮЦИОНЕРКА
      2019-07-17 10:09
      741

      Платить - министерству, расплачиваться - нам Назени Гарибян есть ангел революции, а то и сама революция. Революция есть противоправные действия, которые следует считать правовыми потому что "именем революции!" Вот только расплачиваться - в буквальном, денежном эквиваленте - за действия ангела революции, стоящего на страже средств налогоплательщиков, придется именно налогоплательщикам. Такой вот парадокс!

    • УХОДЯЩЕЕ ВРЕМЯ "И.О."
      2019-07-11 13:39
      2429

      Русский театр готовится к выборам директора Вчера утром директор Международного театрального фестиваля ARMMONO Марианна МХИТАРЯН была назначена исполняющей обязанности директора ереванского Государственного русского драматического театра им. Станиславского сроком на один месяц. Такое соломоново решение рассчитано не только на обеспечение в театре адекватных выборов нового директора, но на погашение очередного скандала, который вновь созрел в Русском театре.

    • А ЗА "КОЗЛА" ОТВЕТИЛИ
      2019-07-11 09:34
      2560

      Суд восстановил в правах директора Театра хореографии Всему свое время, и время всякой вещи под небом… Время великих деяний Министерства культуры, и время отвечать за эти деяния…

    • ЕСЛИ МИНИСТР ОСТАНЕТСЯ С НОСом…
      2019-07-06 16:00
      1329

      Фламандец Антонис ван Дейк в 1632 году стал придворным художником английского короля Карла I Стюарта. Он писал портреты монарха, его супруги и детей вместе с лошадьми, собаками и обезьянками 30 с лишним раз! Мастеру был присвоен титул дворянина. Он получил из рук короля звание рыцаря... Карла I объявит тираном и деспотом революция, он сложит голову на плахе, став единственным казненным королем за всю историю Англии. Антонис ван Дейк навсегда останется в истории мирового искусства гением и великим портретистом.