Последние новости

РОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ САРЬЯНА И ЧЮРЛЕНИСА

Эту статью побудил меня написать личный опыт работы в Доме-музее М. Сарьяна. Восхищаясь ранним акварельным циклом Сарьяна "Сказки и сны" (1903-1906 гг.), многие посетители вдруг вспоминают литовского художника-символиста М.К. Чюрлениса. Понятно почему - их объединяют мечта, фантазия, сказочность, более того, глубокая философия произведений.

ПРАВДА, имеется в виду в основном ранний период искусства Сарьяна, прожившего долгую жизнь, 92 года, можно сказать, целую эпоху (художник создал более 4000 работ). Менялись времена, творческие задачи, манера письма мастера, но любовь к некоторым дорогим ему символам сопровождала его всю жизнь.

Чюрленис прожил всего 35 лет. За отмеренное ему судьбой время он успел создать около 300 работ, вoшедших в "золотой фонд" литовского искусства, и почти во всех них ярко выражены черты символизма. Картины Чюрлениса созданы всего за несколько лет - с 1903 по 1909 гг., но за это короткое время он смог пройти путь от становления до зрелого мастера.

Мартирос САРЬЯН (1880-1972)

Будущий художник родился в Новой Нахичевани (теперь - один из районов Ростова-на-Дону). Его отец, Саргис Сарьян, был мастером, плотником, занимался  земледелием. Вскоре многодетная семья (8 детей) перебралась в хутор Самбек, где на лоне природы прошло детство Мартироса. Позднее мальчик учится в Ново-Нахичеванском  начальном училище и впервые  увлекается рисованием.

В 1897 г. СарьЯн поступает в Московское  училище живописи, ваяния и зодчества, где в то время преподавали такие мастера, как К. Коровин, В. Серов, И. Левитан и др. По окончании училища  Сарьян остается  жить в Москве. В Армению на постоянное жительство с семьей он переезжает в возрасте  41 года (в 1921 году).

 Мартирос Сарьян. 'Любовь. Сказка'. 1906Ранние работы, которые можно  причислить к направлению символизма, распространненного в России в начале XX века, - акварельный цикл  "Сказки и сны" (1903-1906), который Сарьян создал под влиянием невероятных  впечатлений, полученных при первых посещениях Кавказа, но особенно родной Армении. В 1901-1903 гг., во время летних каникул в училище, двадцатилетний художник побывал в Ереване, Лори, Шираке,  Аштараке, Эчмиадзине, на озере Севан, посетил старую разрушенную  столицу Армении - Ани. Страна предков возникла перед ним в образе  сказочного края, о котором ему в детстве  образно рассказывала  мать, Устинэ, передавшая юноше любовь к народным легендам и песням. Неизгладимый след в душе художника  оставляют удивительная природа, величественные горы, древние архитектурные  памятники. Окрыленный всем этим,  Сарьян создает  цикл  акварелей, названия которых говорят  сами за себя: "Восточная сказка" (1903), "Король с дочерью", Сказка (1904), "Орфей", "Сказка долин" (1904), "Сон. Сказка" (1904), "Любовь. Сказка" (1906) и др.

Многие элементы, составляющие  художественный образ картин, несут в  себе символический смысл, несмотря на то что живописец часто опирается  на реальную  природу Армении и Закавказья. В его акварелях восточные женщины превращаются в воздушных фей, дерево становится символом жизни, произрастаний ("древо жизни"). Образ газели, кочующий из одной картины  в другую, - восточный символ духовности, любви, женского начала в природе. Птицы - это полет фантазии, свобода чувств, пространство поэтических мыслей.  Изображение водоемов в сине-голубых тонах вызывает ощущение неустойчивости и зыбкости окружающего мира. Таким образом, художник создает загадочный, фантастический мир. Он становится параллельным реальному, полным любви и согласия, лишенным земных тревог. Достижению желаемого результата  способствует избранная  художником техника акварели, которая придает воздушность и легкость изображению, помогает  создать  ощущение  иллюзии, миража.

Также следует отметить особую музыкальность ритмики линий и форм сарьяновских  акварелей. Мы можем наблюдать, как волнообразные линии пластически перерастают  из одной фигуры в другую, гибкий силуэт  женщины переходит в грациозное очертание  газели, далее - в изгибы возвышающихся  гор и стройных деревьев. Линия сначала служит  ярким контуром, потом блекнет и, наконец, растворяется.

В "Сказках и снах" впервые обнаруживается свойственное Сарьяну пантеистическое чувство  единения с одушевленной природой, более того, космическое мироощущение, которое всегда оставалось краеугольным  камнем философии мудрого мастера. В акварельном цикле стал проявляться метафорический, ассоциативный характер художественного мышления Сарьяна, свойственный символистам. С работами из цикла "Сказки и сны" молодой художник участвовал в выставке объединения символистов "Голубая роза" (1907), членом которого он являлся.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Сарьяна, созданные на протяжении 1905-1909 годов в технике темперы, стали своеобразным продолжением акварельного цикла "Сказки и сны". Он философствовал и размышлял, давал волю фантазии. Сарьян воспринимал мир как  пантеист - природа одухотворена, более того, божественна, а человек - неотъемлемая ее часть. С другой стороны, человеку свойственно изучать и созидать окружающий мир, стремиться познать его. По мнению Сарьяна, "природа создала человека для того, чтобы увидеть с его помощью себя, восхититься собою".

В 1907 году художник пишет "Комету". Фигура человека с ярковыраженным одним глазом - образ Философа, Мудреца, изучающего явление природы, летящую комету, которая зеркальным образом отражается в водоеме. Кажется, что действие застыло во времени, все замерло, созерцая таинство происходящего. Одноглазый наблюдатель воспринимается словно оракул в Древнем Египте - личность, для  которой  открыты тайны мироздания.

Интерес к культуре Древнего Египта отражается и в картине "У моря. Сфинкс" (1908), где природа представлена в символической фигуре сфинкса с женским лицом. В этой композиции Сарьян опять возвращается к изображению одноглазого человека, может быть, художника или ученого, который протянул руки к величественному сфинксу - хранителю тайн природы, словно пытаясь их разгадать.

Излюбленный мотив художника, начиная с ранних лет до глубокой старости, - дерево, которое воспринимается, как "древо жизни". Особенно яркий образ дерева видим в раннем шедевре Сарьяна "У колодца. Жаркий день" 1908 года. Могущественное "древо жизни" в центре композиции, к которому можно относиться как к символу творческих сил природы. Значение этого символа заключается в связи и гармонии между землей и небом, человеком и божественной сущностью. Дерево означает также бессмертие, что является главной идеей искусства Сарьяна. В тени под деревом, над колодцем, склонилась девушка, изящный силуэт которой позволяет сомневаться в ее реальности. Учитывая сказочность и таинственность картины, которую  Сарьян сам не комментировал, рождаются разные мысли  по отношению к изображению колодца. Колодец на символическом языке считается окном в потусторонний мир. Заглянуть в воды колодца эквивалентно взгляду в будущее. Рядом с женщиной - грациозная газель, которая является олицетворением нежности и поэтичности.

В работе  "У колодца. Жаркий день" художник полностью раскрывается как колорист. Через всю жизнь он пронес любовь к контрастам яркого, знойного солнца и тени. Это достигалось сочетанием насыщенных цветов: оранжево-желтого и фиолетово-синего. Сарьян стал создателем колористической школы  живописи в Армении.

ХУДОЖНИК  писал о своем первом живописном "Автопортрете" 1909 года: "Человек шагает на лоне природы, среди  гор и долин, под солнцем, озаренный лучами великого светила..." Действительно, отдельные яркие мазки  на лице молодого юноши создают впечатление солнечных лучей, освещающих его лик. Более того, Сарьян верил, что человек является носителем солнечного света и тепла. Ведь солнце для него имеет огромное значение. Как в большинстве культур, так и в армянской и, в частности, в творчестве Сарьяна солнце является основным символом созидательной энергии. Чаще всего в его картинах мы не видим самого светила, но большинство произведений пронизаны солнечным светом.

В "Автопортрете" теми же контрастными цветами и похожей экспрессивной манерой письма художник выполняет и свое лицо, и изображение Арарата на фоне.  Поэтому создается впечатление, что человек вырастает из природы и является ее частью. Более того, он несет в себе силу природы и питается ее мощью. Это важная пантеистическая идея, воплощенная в "Автопортрете".

 Мартирос Сарьян. 'Сказка'. 1971Сарьян с юности интересовался восточной культурой, искусством, философией. Его мечта посетить восточные страны сбылась - в 1910 году он осуществил путешествие в Константинополь (Турцию), в следующем году - в Египет (1911), а еще через год - в Персию (1913). Искусствовед А. Каменский заметил, что в восточном цикле  Сарьяна изображение абсолютно реально, но выглядит неожиданно, как прекрасное видение, как "сон с открытыми глазами".

Некоторые элементы символизма проявляются и в работах восточного периода. В этом отношении хочется отметить "Идущую женщину" (1911), которая среди целой серии картин с изображением египетских женщин занимает особое место. Обобщение здесь доведено до предела. Сложенные горкой фрукты, которые женщина несет на подносе, полностью сливаются в очертание треугольника и словно превращаются в маленькую пирамиду - символ Египта.  Лицо женщины напоминает сфинкса. Профильное изображение подчеркивает движения ее фигуры, как будто ритмично шагающей из глубины тысячелетий. Может появиться ассоциация с профильными изображениями в древнеегипетских фресках и рельефах.

Особенно важным символом в искусстве Сарьяна является египетская  маска, изображение которой сопровождало его на протяжении всей жизни. Художник привез маски из Египта и часто писал их в своих натюрмортах и портретах.

В разных контекстах маски приобретали иные, символистические оттенки, но главный смысл их изображения - идея вечности и бессмертия, как и  в  культуре Древнего Египта. В "Большом восточном натюрморте" 1915 года маски помогли Сарьяну языком символов рассказать о своих переживаниях в связи с Геноцидом армян. Разными выражениями масок художник передает эмоции грусти, ужаса, скорби - в глазах темной маски застыла слезинка.  И только центральная маска, с выразительными спокойными глазами, словно излучает свет и утверждает оптимизм и веру в будущее. Эту мысль акцентирует древний индоевропейский символ вечности: круг с лучами - вечный круг жизни. Этот символ широко распространен в армянском искусстве и архитектуре. В данном контексте он выражает главную идею картины - несмотря на трагедию, этот стойкий народ с древней историей будет продолжать жить и творить.

БОЛЬШЕ ВСЕГО Сарьян дорожил одной из масок - светлой, выполненной из пальмового дерева. Она была своеобразным талисманом, который должен был принести удачу не только ему, но и его близким. Не случайно особенно часто мы видим эту маску в портретах членов семьи Сарьяна  ("Автопортрет, 1933 г., "Моя семья", 1929 г.).

Египетская маска появляется на фоне "Портрета Катаринэ Сарьян" (1963). Спелые фрукты на первом плане помогают подчеркнуть цветущую красоту  молодой девушки. Мастер воспевает радость жизни, богатство и щедрость природы. Так как маски - символ вечности в искусстве Сарьяна, создается впечатление, что художник  хочет остановить время и увековечить  счастливое мгновение.

Удивительно, что даже во времена так называемого соцреализма рождались картины, в которых пространство и время условны. В работе "Из жизни художника" (портрет Лусик Сарьян в профиль, 1941 г.), выражена тревога мастера за судьбу младшего сына Лазаря, находящегося на фронте. На первом плане он изобразил свою жену Лусик, которая держит в руках оранжевый плод, однако в зеркале мы  видим  не произведение реальной действительности, а отражение мыслей  матери. В зеркальном отражении в ее руке полученное с фронта письмо, о котором она постоянно мечтает, думает и которое напряженно ждет. Рядом с Лусик в зеркале отражается обеспокоенное лицо самого художника. Обратим внимание на то, что главное значение зеркала как символа - непреодолимая граница между двумя мирами. В мифах и фольклоре зеркало часто воспринимается как проводник божественной воли. В данном контексте оно словно окно в будущее. Таким образом, художник прорывает пространство и время... Эта работа особенно интересна тем, что Сарьян в ней расширяет и обогащает главное правило станковой живописи - ее пространственно-временное единство - и соединяет несколько временных   кадров в одной картине. К этому принципу он возвращался неоднократно.

Когда видишь последние работы Сарьяна, создается впечатление, что художник вернулся к тому, с чего начал в юности, только теперь в качестве зрелого мастера. Он возвращается к философскому осмыслению  жизни и более абстрактным средствам выражения. Будучи в возрасте восьмидесяти девяти лет, Сарьян создает картину "Земля". Автор словно смотрит на землю с птичьего полета, более того, из космических далей. С присущей ему интуицией и  воображением Сарьян изобразил световые слои лучезарной земли - маленькой частицы великой Вселенной.

ПОСЛЕДНЯЯ живописная работа Сарьяна уже после смерти автора  условно была названа "Сказкой" (1971). Это своеобразный итог творчества умудренного жизнью художника. Перед нашими глазами расстилается панорама обобщенного, абстрагированного пейзажа. Воображение помогает воссоздать то, что Сарьян только наметил, - горы, леса, голубые озера.  В левом углу картины - вполне четкое очертание луны, а  на противоположной стороне - загадочная фигурка, смутно напоминающая то ли парящего ангела, то ли дух... Знаем из дошедших до нас слов Сарьяна, что таким образом он изобразил солнце. В этой картине встретились два светила - луна и солнце. Внимательно всмотревшись в изображение, можно увидеть профиль лежащего человека, который словно вырастает из земли, из ландшафта, как будто его часть и продолжение. В нижней  части картины видим очертание спирали - символ вечного продолжения жизни, образ эволюции Вселенной. Жизнь человека протекает между солнцем и луной, между днем и ночью, между светом и тьмой, которые сменяют друг друга, это вечный круг жизни. Сарьян утверждал бессмертие и вместе с тем органическую связь человека с природой. Картина несет в себе философское осмысление космического размаха, положительную энергетику.

В последние годы жизни  Сарьян создал множество рисунков. Камерные графические работы - своеобразная исповедь художника самому себе.

В рисунке 1972 года (последние месяцы жизни Сарьяна) - старое, иссохшее дерево распластало свои голые ветки. Создаются параллель с образом старого человека, ассоциация со своеобразным автопортретом самого художника. Но вот чудо - несколько веточек дерева пустили новые побеги, словно человек,  любом возрасте стремящийся к жизни и солнцу. На старом дереве вьют гнезда птицы - жизнь продолжается!

Микалоюс Константинас ЧЮРЛЕНИС (1875-1911)

Будущий  композитор и художник, Чюрленис родился в  многодетной семье (9 детей). Его детство прошло в одном из самых  красивых мест в Литве, Друскининкае (южная Литва), где много лесов, озер, протекает река Неман.

ЕГО МАТЬ  была крестьянкой по имени Адель. Она любила рассказывать детям сказки, петь  народные песни. Отец был органистом, служившим в приходском костеле. Под руководством отца мальчик с семи лет овладел нотной грамотой. В возрасте четырнадцати лет он был зачислен в музыкальную школу князя Михаила Огинского, где началась его профессиональная музыкальная карьера. В восемнадцать лет юноша поступил в Варшавский музыкальный институт, который закончил через 6 лет с отличием. Стремясь к совершенствованию, он 2 года учился в Лейпцигской консерватории. Будучи студентом,  уже сочинял музыку (самые большие и важные музыкальные произведения Чюрлениса - симфоническая поэма "В лесу" (1900-1901) и "Море" (1903-1907). На каникулах он приезжал в Друскининкай, и именно там, вдохновленный природой родной Литвы, стал серьезно проявлять себя в живописи. Уже в первых  его произведениях  выражается любовь к природе, желание высказать свои мысли и чувства метафорами. Чюрленис понял, что ему необходимо профессионально учиться живописи.

В 1902 году в Варшаве он поступил в частную художественную студию, а потом - в Варшавское художественное училище. В эти годы в европейской, особенно в польской живописи, был актуален символизм (как и в России), что оказалось приемлемо образу мышления Чюрлениса, и он органично примкнул к этому течению. Помимо живописи его внимание было занято изучением философии, особенно индийской. Чюрленис увлекался астрономией, читал Ветхий Завет, Ницше, Рабиндраната Тагора. Уже в ранних работах - "Шум леса" (1904), "Потоп" (1904) - возникли образы, представляющие собой условные знаки, символы, выражающие предчувствие или подсознательную тревогу. На протяжении всего его творчества часто появляются фантастические образы. В картине "Покой" (1903-1904) изображен огромный остров в океане, у подножияя которого разведены два костра, издалека напоминающие глаза огромного зверя, пребывающего в завораживающем спокойствии.

 Микалоюс Константинас Чюрленис 'Дружба' 1906-1907Философский смысл заложен в картине "Истина" (1905). На темном фоне вырисовывается фигура человека, держащего в руке свечу. На яркий свет истины и познания слетаются мотыльки, не боясь обжечь крылья... В имеющей символическое звучание "Дружбе" (1906-1907) вырисовывается профиль человека, бережно несущего в руках огненный шар, напоминающий солнце. Ведь дружба согревает и освещает жизненный путь каждому из нас. Уже в самих названиях работ Чюрленисa кроется разгадка замысла его картин, словно своеобразный ключ, помогающий приоткрыть дверь  в таинственный мир, полный загадочных образов.

ГЛУБОКИМ желанием постичь тайну мироздания пронизан цикл "Сотворение мира" (1905-1906), в котором художник попытался образно раскрыть библейскую тему - сотворение мира из хаоса. Цикл состоит из 13 картин. Колорит первых картин цикла более темный. Кажется, космические тела выплывают из глубины Вселенной. Художник  выбирает синие, фиолетовые, темно-серые тона. Постепенно краски начинают теплеть, и вторая половина цикла отличается  нежным  светлым колоритом, наполняется солнечным светом. Появляются силуэты  фантастических растений причудливых  форм. Цикл "Сотворение мира" отличается особой гармонией композиции и ощущением цельного движения, как будто на наших глазах рождаются разнообразные формы живой природы в бесконечном пространстве. Чюрленис писал: "Я начинаю цикл картин "Сотворение мира", но не нашего мира по Библии, а фантастического, своего..."

В 1905 году художник едет с друзьями на Кавказ, а в 1906-м путешествует по Европе.  Воодушевленный впечатлениями, он приступает к циклу "Знаки зодиака" (1906) из 12 картин, каждая из которых отражает мифологию отдельного зодиакального знака. Чюрленис учитывает, к какой стихии относится определенный знак, - Земли, Воды, Воздуха или Огня,  и раскрывает динамику их характеров различием композиций и цветов.

Чюрленис создал цикл картин,  переносящих зрителей в мир сказки... В "Сказке королей" (1909) двое властителей не могут оторвать взгляд от солнечного сказочного мира, который один из  королей держит на ладонях, желая защитить и уберечь. Невероятным полетом фантазии отличается триптих "Путешествие королевны" (1907). Особенно трогательна вторая часть триптиха, где на ребенка, протягивающего ручки к одуванчику - выражению трепетной нежности и покоя, - надвигается силуэт темной, огромной птицы, несущей в себе тревожное беспокойство и опасность. Птицы часто появляются в работах Чюрлениса. В триптихе "Известие" (1905-1906) птица, которая вырисовывается в солнечном небе, воспринимается словно волшебный вестник.

 Микалоюс Константинас Чюрленис 'Рекс' 1909Но самым уникальным в творчестве Чюрлениса является цикл, состоящий из 7 сонат, созданных в технике темперы: "Солнце", "Уж", "Весна", "Лето", "Море", "Звезды", "Пирамида". Эти произведения построены по музыкальному принципу. Художник создал абсолютно новое явление в мировой живописи. Каждая соната разворачивается в нескольких картинах, получивших названия музыкальной композиции: аллегро, анданте, скерцо, финал. Особенность художественного  метода Чюрлениса в его циклах заключается в том, что он придает временной аспект живописи, которая относится к разряду пространственных видов искусства. Оставаясь музыкантом даже в живописи, он подчеркивает ритмическую организацию образов в передаче определенных настроений. Его интересуют тональности, как в музыкальном произведении. Таким образом, визуальное восприятие цикла картин становится близким временному процессу слушания музыки.

Очень важное решение принято Чюрленисом в 1908 году - уехать в Петербург, крупный культурный центр. Он имеет рекомендательное письмо к художнику Мстиславу Добужинскому (выходцу из Литвы), который, увидев картины Чюрлениса, был удивлен их оригинальностью. Он вводит молодого художника в кружок Александра Бенуа ("Мир искусства"), и через некоторое время Чюрленис становится участником выставки "Союза русских художников".

В ПЕТЕРБУРГЕ он создает одну из самых уникальных и загадочных работ - "Рекс", в которой словно отражаются бесконечность и многослойность космической системы. Силуэт властителя Вселенной в центре картины - как будто ось, уравновешивающая бездонное пространство, в котором явно вырисовываются солнце, луна и безграничное количество звезд. Гармония бесконечного космоса - главная идея картины "Рекс".

В конце 1908 года художник возвращается в Литву и соединяет свою судьбу с молодой писательницей Софьей Кимантайте. Наступает счастливое время, наполненное любовью. Эти настроения отражаются в его светлых, радостных картинах 1909 года: "Рай", "Честь восходящему солнцу", "Арка Ноя" и др.

 Микалоюс Константинас Чюрленис 'Сказка' 1907Осенью 1909 года он опять в Петербурге - пишет музыку, создает картины, работает с театром. Слабое здоровье художника не выдерживает напряжения. Наступает глубокая депрессия, которая перерастает в тяжелое душевное заболевание. Рождаются мистические, даже зловещие картины: "Демон", "Баллада о черном солнце". Жена увозит Константинаса в Литву, а в 1910 году в марте его направляют в психиатрическую лечебницу недалеко от Варшавы. Умирает художник там же от воспаления легких в 1911 году.

О многом говорят строки из письма жене Софье: "Я хотел бы создать симфонию из шума волн, из таинственных речей столетнего леса, из мерцания звезд, из наших песен и бесконечной моей тоски..."

Оба одаренных художника - Сарьян и Чюрленис - росли на лоне природы, что определило их схожее отношение к ней. Пантеизм обоих художников - религия и философия, красной нитью прошедшие через их творчество. Божественное начало они ищут в самой природе и относятся к ней, как к живому существу и творцу. Но главное - и Сарьян, и Чюрленис были мыслителями, философами по отношению к жизни. Не случайно обоих художников интересовали разные религиозные традиции - и язычество, и христианство. Обоих мастеров привлекал Восток как источник фолософской мысли, глубоких традиций искусства.

Одухотворение природы и восприятие человека как неотъемлемой ее части всегда чувствуются в картинах Сарьяна и Чюрлениса.  Художников объединяет то, что они оба в своих произведениях раскрывают бесконечность Вселенной, вечную цикличность природных процессов и явлений. Поэтому они часто "не помещаются" в рамках одной картины и создают серии и циклы.

Пространство и время в картинах обоих мастеров часто условны. Они нередко расширяют грани традиционного правила станковой живописи - ее пространственно-временное единство. Сарьян может этого достичь, в одной картине совмещая несколько временных кадров, а Чюрленис разворачивает тему в нескольких картинах, следуя музыкальному принципу сонат.

МНОГОЕ в картинах Сарьяна и Чюрлениса можно объяснить только с помощью анализа их личной системы символов. Но есть  символы, общие для обоих художников или очень схожие, родственные. Например, развитие природных процессов Чюрленис представляет в виде круга, сферы, эллипса, поэтому в его картинах это наиболее часто встречающиеся фигуры для изображения космоса. Сарьян непрерывный круг жизни выражает с помощью древнего арийского символа - круга вечности. В последней его картине, "Сказка" (1972), цикличность природных явлений акцентирует спираль. И, конечно, особое место среди символов Сарьяна занимает египетская маска - символ вечности.

Несмотря на разные языки символов, еще один встречается у обоих художников - кипарис. Он обозначает временность земной жизни и часто встречается в европейском искусстве, хотя пришел еще из Древней Греции и Рима. Ритмичный ряд кипарисов можно увидеть в "Похоронном цикле" (1903) Чюрлениса. Сарьян к изображению кипарисов обращался несколько раз: в начале творческого пути - "В кипарисовой роще" (1903), а в конце жизни возвращается в одном из последних рисунков - "Кипарисы" (1972).

Чюрленис интересовался балтийской культурой и мифологией, язычеством. Это влияло на его систему символов. Не случайно в его картинах часто появляется уж, который олицетворяет здоровье и плодородие ("Соната Ужа", 1908). В работах Сарьяна часто встречающийся национальный символ - гранат или гранатовое дерево, знак плодородия и долголетия. В Библии гранат появляется как символ единичности Вселенной.

Литва - морская страна, и потому море занимает такое большое и значимое место в сознании Чюрлениса. Оно помогает передать разные, порой противоречивые чувства и настроения - это и буря переживаний, и спокойствие бесконечности ("Соната моря", 1908). Изображения моря  появляются и в символических картинах Сарьяна: "Любовь. Сказка" (1906), "Сфинкс у моря" (1908) и др.

Чюрленис проявил себя и одним из родоначальников в области фотографии. Сохранились фотографии 1905 года, сделанные на Кавказе, в Анапе. Здесь доминируют те же природные мотивы, что и в его живописи и музыке, и прежде всего - образы моря.

ОТДЕЛЬНАЯ тема в творчестве обоих художников - сказка. Ведь сказочность в живописи позволяет творцам символическим языком, аллегориями, избегая прямолинейности, передать суть своих идей и мыслей. Сказочная фантазия помогает выразить пантеистическое чувство единения с одушевленной природой - как в сказках, природа оживает в их картинах.

Исходя из пантеизма обоих художников (близости к язычеству) понятно их особое отношение к солнцу. Большинство картин Сарьяна освещены солнечным светом. Солнечный свет и даже изображение самого светила - основного символа созидательной энергии - важная черта живописи Чюрлениса. О многом говорят названия картин - "Чары солнца. Сказка" (1905) Сарьяна, "Соната солнца" (1907), "Хвала восходящему солнцу" (1909) Чюрлениса. Свет, озаряющий образы двух художников, - выражение истины и очищения. Вероятно, потому они излучают такую положительную энергетику. Сарьяну и Чюрленису свойственно ощущение гармонии мира и радости бытия, хотя в работах литовского художника чаще проявляются нотки тревоги и беспокойства. Тем не менее творчество таких духовно близких художников можно смело назвать Гимном жизни.

Примечательно, что и Сарьян, и Чюрленис имели литературный дар. Оба художника писали дневники. К сожалению, многие оригиналы Чюрлениса пропали, а дневник Сарьяна был издан книгой "Из моей жизни" и переводился на разные языки. Особую ценность представляют письма Сарьяна и Чюрлениса - в них отражаются глубокий внутренний мир и философское мышление великих мастеров XX века.

Дом-музей М. Сарьяна в Ереване был основан в 1967 году, а в 1969 году в пристройке к Государственному музею в Каунасе была открыта Галерея М.К. Чюрлениса. Несомненно, Сарьян и Чюрленис заняли достойное место не только в контексте национального, но и мирового искусства.

Даля СТОШКУТЕ, ст. научный сотрудник Дома-музея М. Сарьяна, искусствовед

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОЮЩАЯ ХУДОЖНИЦА АНИ ОВАК
      2021-01-11 10:18

      Творчество художницы Ани Овак по праву можно назвать свободным. Музыкант по специальности, она однажды сбросила с себя обязательство жить по шаблону, в корне изменив свою жизнь и освободившись от перспективы стандартного будущего. Увлечение живописью и коллажами  без профессионального образования, но с огромным успехом у публики - это также не что иное, как проявление свободы выбора и еще большей свободы от мнения критиков.

    • СТАТЬ КАК ВСЕ ИЛИ ОСТАТЬСЯ САМИМ СОБОЙ?
      2020-07-13 09:56

      «Сидеть дома, не высовываться!» - временная форма существования, вызванная нестандартной причиной. Для многих это заточение в четырех стенах своей квартиры - настоящая пытка. Но не для художников. Ведь для них уединение - естественное состояние. В тиши мастерской, перед мольбертом с кистью в руке они размышляют о вечном, о красоте, пытаются найти новые средства выразительности. И никакая пандемия им не страшна, Даже коронавирус. Однако это не означает, что художники совершенно оторваны от реальности. Просто они другие, с иным строем души.

    • АНИ, КАКИМ ОН БЫЛ...
      2019-09-06 15:20

      В Музее-институте  архитектуры им. А.Таманяна открылась выставка работ известного армянского художника Рубена ГЕВОНДЯНА, запечатлевшего древнюю  столицу  Армении - город Ани. На ней представлены и масштабная панорама Ани, ее эскиз,и несколько макетов, выполненных рукой Гевондяна. Выставка посвящена памяти художника, ушедшего из жизни весной текущего года.

    • ДОМ МИНАСА - ОЧАГ ВДОХНОВЕНИЯ
      2019-08-12 12:48

      Среди знаменательных дат прошлого культурного сезона стояло 90-летие Минаса. Юбилей великого художника был отмечен открывшейся в июле прошлого года в Национальной картинной галерее выставкой "Минас Аветисян. Искусство древнее и совершенно новое" и скандалом вокруг двух гибнущих фресок мастера, на реставрацию которых у Министерства культуры не нашлось денег.