Последние новости

ДОМ МИНАСА - ОЧАГ ВДОХНОВЕНИЯ

Среди знаменательных дат прошлого культурного сезона стояло 90-летие Минаса. Юбилей великого художника был отмечен открывшейся в июле прошлого года в Национальной картинной галерее выставкой "Минас Аветисян. Искусство древнее и совершенно новое" и скандалом вокруг двух гибнущих фресок мастера, на реставрацию которых у Министерства культуры не нашлось денег. 

ГРЕХИ КУЛЬТУРНОГО ВЕДОМСТВА взялись замаливать строители. Комитет градостроительства объявил о начале реализации программы реконструкции отчего дома Минаса Аветисяна в Джаджуре, который предполагается превратить не в дом-музей, но в некий дом творчества художников.  

Идея восстановить и превратить в Дом-музей разрушенный в землетрясением 1988 года дом, в котором родился великий армянский художник, владела его сыновьями на протяжении многих лет. Воплотить  ее так и не удалось. Зато в 2003 г.  фонд ЛИНСИ  инвестировал средства в строительство нового здания музея с постоянной экспозицией работ Минаса, который был открыт в 1982 году и который был разрушен землетрясением - и идея дома-музея, вроде, утратила актуальность.  Зато встал вопрос о создании в Шираке музея монументального искусства, который поднял председатель Совета попечителей благотворительного фонда "Минас Аветисян", сын художника Арман Аветисян. 

 В руинах разрушенного от землетрясения домаСлучилось это в связи необходимостью срочной реставрации двух оказавшихся на краю гибели фресок великого художника. За несколько лет фонд его имени отреставрировал и переместил в безопасное место 9 из 12 монументальных фресок.  Потом фонд обанкротился стараниями экс-мэра Гюмри Вардана Гукасяна, задолжавшего ему 15 миллионов драмов, и на реставрацию фресок "День" и "Ночь" денег уже не нашлось.

Арман Аветисян со товарищи  писали письма с прилагаемыми документами членам правительства и встречались с тогда министром культуры Лилит Макунц. Увы… На письма не отвечали, а министр ответила, что каких-либо программ и финансов на реставрации не предусмотрено, так что - извините. А ведь речь шла о 20-25 тысячах долларов… Вот тогда Арман Аветисян и выдвинул идею создания музея монументального искусства.

"Мы уже практически смирились с тем, что фреска "День" потеряна, но "Ночь" еще можно спасти. Все фрески необходимо собрать под одной крышей.  Единственный вариант разрешения этой проблемы - создание музея монументального искусства, где будут выставлены фрески Минаса, декорации к балету "Гаяне", а также работы других мастеров. Такой музей может стать первым и единственным в Шираке, и его создание не только спасет фрески Минаса, но и станет серьезным импульсом для  туристической сферы", - говорил ровно год назад Аветисян-младший.

ИДЕЯ МУЗЕЯ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА тоже не получила развития.  Но параллельно с ней прорастала концепция восстановления разрушенного землетрясением дома, в котором родился великий художник.  Именно этой инициативой и заинтересовались. Только не в культурном ведомстве, а в Комитете градостроительства. В Джаджур уже направились архитекторы, которые занялись нумерацией камней сохранившегося остова дома с тем, чтобы сохранить все, что возможно сохранить, и осуществить восстановление с максимальной точностью по отношению к оригиналу. В начале нынешней недели на место будущей реконструкции приехал целый десант от Комитета градостроительства во главе с его руководителем Ваагном Вермишяном, чтобы понять на месте, с чем предстоит иметь дело. На реконструкцию планируется направить как государственные деньги, так и частные инвестиции.

Дом, который подлежит реставрации, был заложен через год после рождения мастера.  Так что, идея восстановления родилась, если не в год 90-летия Минаса, то в 90-летие самого дома. Дома, который, как гласит семейная история, был построен по всевышнему повелению.  А история такова.

К Карапету Аветисяну, будущему отцу будущего великого армянского художника пришла старуха и стала настаивать, чтобы вместе они отправились на каменный карьер невдалеке от Джаджура - явившаяся ей во сне Богоматерь велела найти спрятанный там "Нарек", и сделать это должен Карапет. Карапет всеми силами пытался избавиться от назойливой старухи, но она упорствовала. Наконец, в очередной ее приход взмолилось уже все село - сходи с ней на карьер, Карапет, от тебя не убудет. Поиски были долгими, и Карапет Аветисян готов был высказать женщине все, что думал об этой  эскападе, когда вдруг из под очередного камня вышла на свет обернутая тряпкой книга в серебряном окладе. Испуганный Карапет пртянул книгу своему странному поводырю. "Нет, - ответила старуха, - Богоматерь сказала, что это твоя книга, и ты должен хранить ее в доме, который тебе предстоит построить". И Карапет начал строительство. Вскоре у него родился сын Минас. А для "Нарека"  в одной из стен дома сделали специальную нишу, которую загородили камнем с крестом.

В любом случае, в отреставрированном доме Минаса этого камня уже не будет - так же, как и "Нарека". В руинах разрушенного землетрясением дома их так и не удалось найти…

НО ОСТАВИМ В СТОРОНУ СЕМЕЙНОЕ ПРЕДАНИЕ. Чем станет Дом Минаса с учетом того, что здесь уже существует Музей Минаса?

"Есть идея превратить отреставрированный дом в своеобразную гостевую мастерскую, куда могли бы приезжать, жить и работать художники из разных уголков мира. Чтобы Джаджур стал своеобразным местом паломничества творческих людей, где они могли бы создавать свои шедевры, как делал когда-то отец. Здесь можно будет проводить фестивали и биеннале. Кроме творческих импульсов, появление такого дома может стать импульсом для развития Джаджура, который все больше превращается в богом забытый угол большого мира", - уверен Арман Аветисян.

Идея создания дома творчества, в котором художники из разных стран будут работать, и их будет охранять и вдохновлять, если не дух "Нарека",  то дух Минаса - одной из ключевых фигур армянского искусства второй половины XX века - замечательна. К тому же, она вовсе не нова. Такие арт-резиденции действуют не только по всей Европе. В соседней Грузии они привлекают не только артистов и ученых всевозможных сфер, но всевозможные гранты, а значит финансовые потоки - в науку и культуру, в страну.

Здорово, что Комитет градостроительства взялся за восстановление дома Минаса. Странно, что к этому не причастно министерство и культуры. Ему здесь точно есть над чем подумать - и в широком контексте.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ПАРАДЖАНОВ-100" – ВЕЧНОСТИ ЗАЛОЖНИК У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ
      2024-10-28 10:57

      Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АВИНЯН ПЛАНИРУЕТ СНЕСТИ ПАМЯТНИК ГЕРОЯМ "НЕМЕЗИС"?
      2024-01-22 10:12

      Спрашивается: почему, оставив в руинах территорию бывшего сквера напротив здания ЕрНИИММ, мэрия приняла решение о реконструкции Кольцевого бульвара, занимающего территорию в 32 гектара? Начать решили с отрезка от улицы Саят-Нова до улицы Налбандяна, в правительстве уже готовят соответствующий проект.

    • СПИТАКСКОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ: НЕВЫУЧЕННЫЕ УРОКИ
      2023-12-13 11:26

      Буквально на днях исполнилось 35 лет со дня разрушительного Спитакского землетрясения. Попутно выяснилось, что несмотря на обещания властей покончить с самим понятием «зоны бедствия» на сегодня в наличии и люди, которые до сих пор не получили от государства компенсационное жилье взамен утерянного во время разгула стихии, и до сих пор стоящие в городах и селах тысячи полусгнивших домиков-времянок, которые в том же Гюмри обещают ликвидировать лишь к 2027 году…

    • «АВАРИЙНАЯ» ИСТОРИЯ
      2023-12-08 10:56

      Люди спустя 35 лет после Спитакского землетрясения продолжают получать жилье Члены правительства Армении на своем заседании от 7 декабря почтили минутой молчания память жертв Спитакского землетрясения 1988 года, после чего приступили к обсуждению 32-го вопроса повестки, согласно которому квартиры в построенном за счет госбюджета в городе Апаран многоквартирном доме передаются на безвозмездной основе жильцам аварийных зданий, а также… потерявшим жилье вследствие случившегося 35 лет назад землетрясения, до сих пор проживающим в так называемом временном пристанище…

    • ЗОНА БЕДСТВИЯ: РЕАНИМАЦИЯ ДЛИНОЙ В 34 ГОДА
      2022-12-07 10:02

      Времянки и аварийки – сохраняющиеся реалии сегодняшнего дня 34 года назад Спитакское землетрясение потрясло страну. Но тогда это была необъятная, огромная страна с громадными ресурсами, но жить ей оставалось всего ничего. Через 3 года такой страны не стало, и Армения уже в качестве суверенного государства осталась практически один на один с проблемой восстановления зоны бедствия.