Последние новости

"АРАГАЦ" НА МУЗЫКАЛЬНОМ НЕБОСКЛОНЕ

В 2002 г. в одном из удивительных уголков Итальянских Альпов, в Южном Тироле, зародился международный музыкальный фестиваль Schlern (Schlern International Music Festival). Основал его наш талантливый соотечественник, всемирно известный виолончелист, профессор Хьюстонского университета Ваграм Сараджян. Спустя 16 лет Schlern передал эстафету другому событию - международному музыкальному фестивалю "Арагац". Праздник классической музыки перекочевал из Южного Тироля в Ереван, где и впервые стартовал этим летом.

 Виолончелист Ваграм СараджянТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ музыкального "Арагаца" состоялось 8 июля и задало тон всему фестивалю, который продлится  до 28 июля, когда армянский наследник итальянского Schlern опустит занавес. Как отметил Ваграм Сараджян, "я слишком долго жил и работал за рубежом, и с годами меня потянуло домой, в Армению, куда я решил перевезти и свое детище - фестиваль, отличающийся от других подобных мероприятий на родине присутствием учебно-образовательного фактора в виде мастер-классов и студентов из разных стран мира в качестве участников".

Жизнь Ваграма - представителя знаменитой музыкальной династии, сына видного пианиста, композитора, педагога Георгия Сараджяна - насыщена творческими событиями. Он родился и вырос в Ереване, где и начал играть на виолончели в возрасте 7 лет в классе Александра Чаушяна. Спустя два года юный исполнитель дал первый концерт перед широкой публикой, привлек внимание специалистов и ценителей классической музыки природным дарованием и усердием. Виолончелисту было 18 лет, когда он победил на Всесоюзном конкурсе, на него обратили внимание именитые музыканты. Среди них и Мстислав Ростропович, предложивший Ваграму Сараджяну продолжить образование в своем классе. По окончании Ереванской специальной музыкальной школы им.Чайковского Ваграм поступил в Московскую государственную консерваторию и уже в 1970 г. стал лауреатом престижного Международного конкурса им.П.Чайковского, а спустя  еще 5 лет - Женевского международного конкурса виолончелистов, где удостоился первой премии и золотой медали.

ВАГРАМ САРАДЖЯН выступал на лучших сценах мира: Большого зала Московской консерватории, зала Ленинградской филармонии, Gaveau Парижа, La Scala Милана, Victoria Hall Женевы, Musikverein Вены, Tonhalle Цюриха, Teatro Colon Буэнос-Айреса, Carnegie Hall Нью-Йорка и других. Нью-йоркский концерт 1990 г. стал переломным в его жизни. Он принял приглашение на работу в США.

Тогда я воспринял это как временное явление - контракт на определенный срок, который мог дать возможность продолжить концертную и педагогическую деятельность. Это был сложный период для Армении, когда рушился Советский Союз и все его республики оказались в переходном состоянии, - вспоминает Ваграм Сараджян. - Работа затянула меня с головой,  11 лет я прожил в Нью-Йорке, работал также в штатах Огайо, Коннектикут и уже 20 лет преподаю в Хьюстонском университете. За годы жизни в США я бывал на международных фестивалях разных стран. Один из них, в итальянском городе Казальмаджоре, и стал толчком для организации собственного фестиваля. Само музыкальное событие было важным и интересным, но город и его климат мне не очень понравились. Я подумал, что для праздника классической музыки можно найти более подходящее место. И нашел. Оказавшись в Южном Тироле, я поделился задумкой с владельцем гостиницы, в которой остановился. Он же рассказал обо мне мэру Арно Компатчеру. Спустя несколько дней со мной связались. Это был 2001 г., а уже на следующий год при поддержке мэра мы дали старт первому фестивалю Schlern. Арно Компатчер с большим энтузиазмом взялся за работу, что повысило его престиж. Вскоре он был избран главой всего округа, ведь благодаря фестивалю заметно увеличил приток туристов".

 Международный музыкальный фестиваль 'Арагац'В течение долгих лет Schlern принимал на своей площадке именитых исполнителей и студентов, посвятивших себя классическому музыкальному искусству. В рамках него проходили не только конкурсы и концерты, но и мастер-классы, на которых опытные музыканты делились профессиональными секретами и навыками игры на разных инструментах с новым поколением. На подмостки Schlern поднимались не раз виолончелисты Миша Майский, Александр Рудин, Наталья Гутман, скрипачи Захар Брон, Сергей Хачатрян, пианисты Николай Луганский, Владимир Крайнев, Полина Осетинская, Евгений Могилевский, Максим Могилевский и другие. В музыкальном Южном Тироле создавалось некое содружество, каждый участник которого буквально дышал музыкой и "заражал" страстью к ней широкую публику.

ЭТУ АТМОСФЕРУ Ваграм Сараджян  пожелал перенести в Армению. Правда, с точки зрения организации на родине фестиваль-дебютант остался без поддержки. По словам основателя "Арагаца", в Италии местные власти помогали с транспортом, помещениями, инструментами,  в Армении же все вопросы пришлось решать самим. Тем не менее фестиваль состоялся, причем с участием студентов и опытных музыкантов, педагогов не только Армении, но и России, США, Аргентины, Китая, Тайваня, Бельгии и др. За 20 дней в Музее-институте Комитаса, Доме-музее Арама Хачатуряна и в школе им.Чайковского состоялось 20 концертов, проведены мастер-классы с участием армянской и зарубежной профессуры: Яков Кацнельсон, Александр Рудин, Кирилл Кравцов и другие. Если в Италии фестиваль принимал у себя скрипачей, альтистов, виолончелистов и пианистов, то в Армении среди участников были и исполнители на контрабасе.

"Цель "Арагаца" - играть роль не только демонстрационной, но и образовательной площадки. Концерты позволяют и опытным музыкантам, и молодежи показать свое исполнительское мастерство, а мастер-классы - повысить его, перенимая знания и опыт старшего поколения музыкантов, шлифуя навыки игры. В Schlern у нас ежегодно участвовало 60-100 студентов, первый "Арагац" принял 30 консерваторцев из разных стран. В будущем мы хотели бы привлечь к участию в фестивале еще больше студентов, что также связано с государственной и спонсорской поддержкой фестиваля. При раскрутке фестиваль сможет также оказывать помощь студентам, например, в виде стипендий. Надеемся, нам удастся реализовать все идеи".

 Яков Кацнельсон, Александр Рудин, Кирилл КравцовВ РАМКАХ ФЕСТИВАЛЯ "АРАГАЦ" с привлечением его участников создан одноименный камерный оркестр, с которым видный пианист современности Яков Кацнельсон из Москвы исполнил сочинения Баха, в один из вечеров на сцену с оркестром вышла альтистка Эльвира Мисбахова из Канады. В гостях у "Арагаца" побывал Молодежный симфонический оркестр Грузии, исполнивший концерт под руководством приглашенного дирижера Ваана Мартиросяна с участием солистов - пианисток Анны Сараджян и Шорены Цинцабадзе.

Фестиваль не обошелся и без конкурса, по итогам которого было присуждено две первые и две третьи премии. Победу разделили пианист из Тайваня Янг-Йи Чен и скрипач из Венгрии Вильмос Цикос. На третьем месте оказались скрипачка Эмилия Гаспарян (Армения) и пианист Хонг-Йу Лу (Китай). Почетных дипломов удостоились Хуан Хо (виолончель), Лоан Миранде (скрипка) и Йиджинг Шу (фортепиано). Призеры выступили с концертом в Доме-музее Арама Хачатуряна.

Торжественное закрытие международного музыкального фестиваля "Арагац" состоится в Музее-институте Комитаса. В программе, которую исполнит пианист Яков Кацнельсон, прозвучат произведения Шумана, Брамса, Мендельсона. Ожидается и музыкальный сюрприз.

"Уже сегодня мы ведем переговоры о втором фестивале "Арагац"  будущего года. Надеемся заполучить больше ярких имен и молодых музыкантов, организовать больше интересных и ценных мероприятий, чтобы сделать наш "Арагац" одной из вершин фестивального движения в мире музыкального искусства", - сказал Ваграм Сараджян.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЗАКОН О КИНО: ДОРОГА В ТУПИК
      2020-07-01 09:26
      968

      Союз кинематографистов Армении выступил с заявлением о том, что на рассмотрение Национального собрания пятью депутатами вынесен проект закона "О кинематографии". Однако, согласно заявлению, данный документ не имеет ничего общего с законопроектом о кинематографии, над которым в течение последних двух лет работали представители "Фонда развития кино "Золотой абрикос"", поддержанного Европейским Союзом, Союза кинематографистов Армении, Национального киноцентра Франции CNC, а также международные эксперты.

    • САСНАЛАНДЖ ВМЕСТО СВАЛКИ
      2020-06-30 10:16
      846

      15 июня на территории образовательного комплекса "Мхитар Себастаци" в Ереване стартовал фестиваль скульптуры под названием "Сасналандж, или Мгери Дур" ("Склон Сасна, или Дверь Мгера"). Фестиваль инициирован и организован директором комплекса Ашотом Блеяном и руководителем действующей при нем Школы скульптуры, известным скульптором Вигеном Аветисом. 

    • «ПЧЕЛКИ» ИЗ ЛОРИ
      2020-06-26 11:30
      3372

      Молодые учителя Грачья Апинян и Ани Мартиросян, преподающие в средней общеобразовательной школе села Благодарное Лорийского марза, задумали основать в соседнем Мехваовите детскую игровую площадку. С этой целью они взялись за раскрутку необычного проекта, в основу которого положили творчество юных жителей села. Как связаны между собой строительство площадки и творчество детей? Что привлекло учителей Благодарного в Мехваовите? Ответы на эти и другие вопросы корреспонденту «Голоса Армении» удалось получить в беседе с Грачьей Апиняном.

    • О НАЦИОНАЛЬНОМ ОБЛИКЕ И НЕ ТОЛЬКО
      2020-06-24 13:42
      54

      Все чаще ведутся разговоры о том, что нам, армянам, необходимо изменить свой поведенческий облик, за которым стоят тысячелетние традиции, образ мышления и история нашей нации. К отказу от этнических особенностей призывают ярые глашатаи формирования безликого глобалистского общества в лице международных структур и их пасынков в Армении. Вопрос смены армянского поведенческого облика был даже обсужден министром здравоохранения РА Арсеном Торосяном и представителями ВОЗ, что не входит и не должно входить в круг задач, обсуждаемых администраторами от здравоохранения. О том, что представляет собой армянский поведенческий облик и как уберечь его от вызовов современности, мы побеседовали с участником Арцахской войны, общественным деятелем, педагогом и специалистом в области армянских национальных танцев Гагиком ГИНОСЯНОМ.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • БЛЕСТЯЩЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ СЕЗОНА: "ОТЕЛЛО"
      2019-08-06 12:06
      7265

      "Когда вы будете писать в сенат об этих бедах, не изображайте меня не тем, что есть. не надо класть густых теней, смягчать не надо красок". С тех пор, как на подмостках впервые прозвучала эта мольба, прошло без малого четыре с половиной века: тысяча артистов во всех странах мира старались изобразить Отелло "таким, как есть". И все же вопрос "как мог Отелло поверить клевете", словно загадочная улыбка Моны Лизы, остается вечным вопросом искусства.

    • ТАЛАНТЫ XVI КОНКУРСА ПЕТРА ЧАЙКОВСКОГО
      2019-07-10 11:49
      2170

      Завершившийся на днях XVI Международный конкурс имени П.И. Чайковского, пpодолжая уже давно сложившуюся традицию, приносил сюрпризы чуть ли не каждый день. Сюрпризы и радость открытия новых талантов.

    • В Армению из Италии "переехал" престижный фестиваль
      2019-07-04 19:20
      631

      Престижный музыкальный фестиваль Schlern International Music Festival отныне будет проводиться в Армении и называться «Арагац».  Об этом на пресс-конференции в пресс-центре «Новости-Армения» в четверг сообщил генеральный директор и основатель фестиваля, виолончелист Ваграм Сараджян. 

    • ДУХОВАЯ МУЗЫКА ПОД ЗНАКОМ АЛЕКСАНДРА АРУТЮНЯНА
      2019-06-07 15:08
      3743

      Как и в минувшие годы, богатым истинно творческими событиями оказался и Третий международный фестиваль духовой музыки, который прошел под знаком одного из величайших композиторов недавнего прошлого - Александра Арутюняна. Он состоялся по инициативе Карена Дургаряна (художественный руководитель) и Шмавона Григоряна (директор, продюсер) при содействии дочери композитора Нарине Арутюнян и при поддержке Министерства культуры Армении. Благодаря их энергии и вкусу вниманию слушателей была предложена яркая, разнообразная панорама действительно лучших произведений армянской и зарубежной духовой музыки.