Последние новости

ЗА РОЯЛЕМ - НОБУЮКИ ЦУДЗИ

Для любителей музыки открытие концертного сезона - всегда долгожданный источник новых художественных волнений и радостей. Его ждут как событие праздничное.

Начало нынешнего сезона ознаменовалось тем, что он подарил нам встречу необычную и по-своему уникальную. В рамках XX международного фестиваля "Ереванские перспективы" состоялся единственный сольный концерт прославленного японского пианиста Нобуюки Цудзи.

МЫ ДАВНО ПРИВЫКЛИ к тем праздникам музыки, которые дарят нам руководители этого фестиваля: композитор Степан Ростомян (председатель) и главный менеджер Сона Ованесян. При каждом появлении новой афиши этого фестиваля  столицу лихорадит - невозможно пропустить ни один концерт. Как правило, каждый концерт - это что-то новое, неповторимое. Аншлаг - перед концертом и овации - в финале. И не из энтузиазма, а по существу.

Невысокого роста, худощавый, скромно сжатый в себе, он сразу же приковал к себе внимание публики. В абсолютной неразделенности с инструментом, не глядя на клавиши, играл он произведения Дебюсси, Равеля, Шопена, душой делясь с залом самым сокровенным. В этом неземном разговоре не было пустых мест, невзначай брошенной фразы. Каждый звук, каждая нота несли свой смысл: то спор с самим собой в сомнениях, то просветленную ясность и покой, то неотступную решимость сопротивления и борьбы с нарастающими трудностями.

Всемогущая техника пианиста позволила придать его игре разность оттенков, акцентов, где самое тихое пиано не пропадало втуне. Игра его не утрачивала впечатления удивительной органичности даже тогда, когда трактовки казались не всегда убедительными и могли вызвать несогласие. Выразительное звучание его инструмента не только в красоте, гибкости, тембральном разнообразии, но в той внутренней экспрессии, одухотворенности, "неспокойствии", которые все время держали публику в напряжении и вели за собой, заставив ее забыть о том, что перед нею незрячий пианист. Это было его послание любви залу, всем слушателям. Его самого окружала пастернаковская любовь пространства. И он отвечал этому пространству горячей взаимностью - сиянием звуков, немыслимым совмещением времени, реальности и грез.

Какие потрясающие глубины обнаруживал он в этих столь разных сочинениях (арабески Дебюсси, Сонатина Мориса Равеля, баллады Шопена), как удивительно уживаются у него полнота образа и лаконичность. Какие неожиданные интонации находит пианист, нигде и ни в чем не нарушая интимности послания, напротив, подчеркивая ее тончайшими звуковыми характеристиками.

ОСОБОЕ ВОСХИЩЕНИЕ вызвало второе отделение концерта, где Нобуюки играл баллады Шопена. Он заставил волноваться и трепетно вслушиваться в каждый звук, словно Шопен эти баллады написал не лет двести назад, а только вчера и специально для нас. Но, конечно, не для нас. Ведь композитор вдохновлялся иным временем, иными людьми и обстоятельствами, которые нам ныне уже совершенно не интересны. Но вот Нобуюки Цудзи, приехав к нам из дальних далей, неподражаемой своей игрой заставил забыть очевидное - огромный зал в глубочайшей тишине и изумлении "гостил" в шопеновских настроениях, как в своих. Благодаря, разумеется, пианисту.

Вероятнее всего, язык звуков был первым и весьма впечатляющим языком его детства и юности. И, как теперь понятно, зрелости тоже. Просто главным языком. Как сообщают источники, в результате врожденной аномалии Нобуюки Цудзи появился на свет незрячим: с самого раннего детства он обнаружил незаурядные музыкальные способности, абсолютный слух, запоминая мелодии. Заниматься музыкой он начал в четыре года, а в 11 лет состоялся его дебют на сцене Симфонического центра Осаки. Через год он выступил в токийском Сантора-холл, а также в нью-йоркском Карнеги-холл.

В новогоднем концерте 2002 года юный пианист играл в сопровождении оркестра под управлением знаменитого дирижера Сейдзи Одзавы, заняв второе место среди классических альбомов. В 2005 году Нобуюки Цудзи получил специальную награду критиков Diplomas-Tifc на конкурсе пианистов им. Шопена в Варшаве. В октябре 2007 года талантливый музыкант начал учебу в частном университете, в тот же год вышел его первый альбом "Дебют", который занял второе место в чарте продаж Oricon и побил рекорд Юкиэ Нисимуры, чей альбом 1991 года был на третьем месте.

ИНТЕРЕСНО ТО, ЧТО ГЛАВНЫЙ ПРИЗ конкурса пианистов им. Клиберна в 2009 году впервые выиграли два представителя азиатских стран - Нобуюки Цудзи и Чжан Хаочэнь из Китая. За всю 47-летнюю историю конкурса эта победа незрячего музыканта стала настоящей сенсацией. Эта триумфальная победа сделала его имя известным всему миру. В его репертуаре фортепианные сочинения Моцарта, Бетховена, Шопена, Листа, Дебюсси, Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, некоторых русских современных композиторов. Он выступает со многими известными оркестрами и знаменитыми дирижерами, подтверждая истину: для подлинного музыканта нет преград.

Выступление Нобуюки Цудзи прошло под патронатом премьера Никола Пашиняна.

Следующий концерт в  рамках международного фестиваля "Ереванские перспективы" состоится 15 сентября в Большом зале филармонии, где выступит всемирно известный пианист Андраш Шифф, лауреат множества международных премий, в том числе конкурсов им. Чайковского, Листа, премии "Грэмми", премии им. Кошута и т.д. Спешите приобрести билеты. Если, конечно, сможете.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • В ПРОГРАММЕ - ШОСТАКОВИЧ
      2024-05-10 10:35

      Из последних концертов Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна вечер 5 мая, безусловно, самый особенный. Несмотря на исполнение не самой популярной программы - Скрипичный концерт N1 ля-минор и Тринадцатая симфония Дмитрия Шостаковича на стихи Евгения Евтушенко, Большой концертный зал им. А. Хачатуряна был переполнен. Солировал в концерте выдающийся скрипач Сергей Хачатрян, выступления которого всегда сопровождаются повышенным градусом напряжения.

    • БЛАГОРОДСТВО ТАЛАНТА
      2024-05-03 11:07

      K 100-летию со дня рождения Петра АЙКАЗЯНА Армянская культура знает немало замечательных имен, которые вписаны золотыми буквами в ее историю, - имен людей, чьей наибольшей заботой всю жизнь было обогащение духовных сокровищ своего народа. Среди этих славных имен красиво и ярко светится имя Петра Асатуровича Айказяна - выдающегося педагога, "прораба духа", воспитавшего не одно поколение музыкантов-скрипачей.  Его жизнь, внешне очень спокойная, лишенная драматических событий, давала нам примеры огромной нравственной силы, каждодневной борьбы за свое право быть человекам и истинным Педагогом с большой буквы. Даже в старости (это определение никак не вязалось с его именем) самим своим  обликом молодого, стройного, с живыми глазами и жадностью к работе человека, Петр Асатурович утверждал излюбленную  мысль о том, что мудрость – это умение и в старости сохранить непосредственность восприятия мира.

    • ПРИНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЮ
      2024-04-29 11:37

      Интерес к этому концерту Армянского государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна был вызван  не новизной программы: шедевры, прозвучавшие в этот  вечер, исполнялись в Большом зале им. Арама Хачатуряна не раз. Свободных мест в зале не было. Особый ажиотаж был вызван не только участием талантливейшей солистки, скрипачки Дианы Адамян, живущей ныне в Европе, но и посвящением концерта. Этим концертом отмечалась знаменательная дата – 100-летие со дня рождения выдающегося педагога, кавалера медалей "За заслуги перед Отечеством II степени" и "Мовсес Хоренаци" Петра Асатуровича Айказяна.

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • САТИ СПИВАКОВА В РОЛИ МАРИИ КАЛЛАС - ЛУЧШИЙ ПОДАРОК В ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИК
      2024-03-08 11:05

      "Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии.  Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!

    • Сергей КОСЕМЯН: Я НИКОГДА НЕ ТЕРЯЛ СВЯЗИ С АРМЕНИЕЙ
      2023-04-20 10:01

      Обладатель Золотой медали ЮНЕСКО, лауреат международных конкурсов признанный виолончелист Сергей Косемян широко известен не только в Армении, но и за рубежом. С сольными концертами он выступал во Франции, Мексике, США и других странах. Сегодня Сергей живет и работает в Америке, но не теряет связи с родиной. Более того, будучи вовлеченным в разные международные проекты за пределами Армении, он несколько лет назад получил предложение стать одним из участников балетной мегапостановки в Ереване.

    • В «ОЖИДАНИИ» МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА
      2023-03-08 10:20

      Микаэл Таривердиев известен широкой публике как композитор кино, создатель музыки к таким знаковым фильмам советского кинематографа, как «Семнадцать мгновений весны», «Король-олень», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Земля, до востребования» и многих других. На его счету более 70 фильмов, музыка к которым до сих пор согревает сердца.

    • "ВЕРЮ В СВОЮ ЛЮБОВЬ К РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ"
      2023-02-08 10:08

      Параллельно со спектаклем "Дикое танго" Компании Хермана Корнехо из Аргентины на открытии Шестнадцатого Московского Международного Театрального фестиваля им. А. П. Чехова стоит спектакль "МУМУ " - коллаборация Театра на Таганке и Чеховского МТФ.