ЭКСПЕДИЦИЯ В КАРАУНДЖ

С 27 по 31 июля на территории древнего мегалитического комплекса Зорац Карер (Караундж) была проведена научная экспедиция с целью получения полных, астрономически применимых цифровых данных: точных координат всех камней, направления имеющихся на них отверстий, цифрового изображения истинного горизонта для всех точек и др. Экспедиция была оргаизована в рамках меморандума о сотрудничестве, заключенного между Бюраканской обсерваторией им.В.Амбарцумяна НАН РА и Национальным университетом архитектуры и строительства Армении.

ВОЗГЛАВИЛ ЭКСПЕДИЦИЮ КАНДИДАТ физико-математических наук, заведующий отделом историко-культурной астрономии Бюраканской обсерватории Григор Брутян. В числе исследователей от Бюраканской обсерватории был и кандидат медицинских наук, научный сотрудник того же отдела Айк Малхасян. В состав университетской группы во главе с архитектором, доцентом кафедры архитектурного проектирования и дизайна архитектурной среды Гарником Степаняном вошли кандидат архитектуры Армен Шатворян, преподаватель кафедры геодезии Вардан Гарибян и другие.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Голоса Армении" Григор Брутян, не секрет, что долгое время в отношении комплекса Караундж - Зорац Карер идут споры, основанные на двух полярных версиях о его предназначении. Современные археологи считают, что памятник относится к бронзовому веку и не связан с астрономической наукой. С этой версией не согласны последователи другого ученого советской эпохи, археолога, доктора исторических наук Оника Хнкикяна, выдвинувшего после экспедиции 1980 г. и последующих исследований гипотезу о том, что Караундж мог служить обсерваторией для древних предков армян.

Григор Брутян разъяснил, что работу Хнкикяна продолжила другой ученый, астрофизик Эльма Парсамян, которая провела первое астрономическое изучение Караундж и опубликовала его результаты в "Вестнике Бюракана". По ее мнению, название "Караундж" может иметь связь с самим памятником. Дальнейшие изучения проводились различными исследователями, в том числе Парисом Геруни, который серьезнее занялся этой темой, организовал ряд экспедиций, провел обмеры, расчеты, составил карту той части памятника, которая, как предполагалось, могла иметь астрономическое значение. Геруни пришел к выводу, что Караундж имеет тесную связь с астрономией, и впервые выдвинул версию о том, что астрономические наблюдения древних жителей этой территории были направлены на изучение созвездия Лебедя, которое в старину у армян называлось созвездием Грифа (Ангх). Позже эту мысль развил в исследованиях ученый Вачаган Ваградян, пришедший к выводу, что расположение камней Караунджа практически повторяет расположение звезд в созвездии Лебедя-Грифа и с точностью совпадает с изображением того же созвездия в историческом храмовом комплексе Портасар Западной Армении.

"НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД НА ТЕРРИТОРИИ КАРАУНДЖА были проведены археологические раскопки с нарушением норм, применением тяжелой техники, а противостояние ученых в отношении предназначения Караунджа углубилось еще больше. Часть ученых стала увереннее утверждать, что предназначение комплекса не связано с астрономией, другая - настаивала на том, что это обсерватория. Конечно, называть данный памятник именно обсерваторией не совсем верно. Понятия "обсерватория" в древности не было: древняя астрономия не имела ничего общего с современной наукой. Чтобы положить конец спору и дать разъяснение вопросу, необходимо было провести серьезные  исследования Караунджа с применением современных технологий, которые помогут собрать данные с максимальной точностью. Эту цель и поставила перед собой наша экспедиция", - объяснил Григор Брутян.

Экспедицию в организационном плане поддержал отдел культуры МОНКС в лице Нарине Хачатурян. Архитектурный университет предоставил необходимых специалистов, а также современные приборы и инструменты. Вместе со специалистами Бюраканской обсерватории, финансировавшей экспедицию, группа двинулась в путь и в течение 5 полных дней провела работу, реализовав все пункты программы. В их числе обмер всей территории памятника, а не только его основной части, картографирование, причем создание трехмерных карт с учетом особенностей рельефа, фиксация точного положения всех камней, установка их пространственных размеров и расположения в отношении сторон горизонта и т.д. По словам Г.Брутяна, экспедиция также поставила целью подробно изучить отверстия ("глазки") в камнях, имеющие вид воронок - широких снаружи и узких внутри: это дает основания предполагать, что их одновременно выдалбливали с двух сторон. Исследованы и оси "глазков", что позволит понять, по каким направлениям через них можно проводить наблюдения, а также сделаны измерения камней в отношении друг к другу, их отверстий, отверстия одного камня в отношении пика другого и т.д.

"Мы провели полноценные архитектурные и геодезические обмеры, архитектурное и геодезическое исследование всей территории при помощи современной цифровой техники. Это позволило получить всю интересующую нас информацию по астрономической части памятника, - сказал Григор Брутян. - После ее обработки мы сможем приступить к исследованию предназначения комплекса".

По грубым расчетам, обработка данных продлится 2-3 месяца: собран масштабный материал, который архитекторы и геодезисты намерены привести в более доступный для работы вид. Следующий, третий этап работы экспедиции - публикация результатов. Уже есть договоренность с периодическим журналом Бюраканской обсерватории о том, что обработанный материал полностью будет опубликован на английском языке и размещен в интернете для всеобщего пользования. Планируется также печатное издание материалов на армянском языке в более сжатом виде и небольшим тиражом.

ГРИГОР БРУТЯН ПОКА НЕ РАСКРЫВАЕТ ВСЕХ СКОБОК, но уверяет: экспедиция привела к обнадеживающим результатам, еще более укрепляющим уверенность ученых в том, что в отношении Караунджа мы имеем дело с памятником, тесно связанным с астрономическими наблюдениями древней эпохи.

"Долгие тысячелетия этот памятник был местом, где люди следили за небесными светилами, восходом и заходом, точками зенита и т.д. Результаты очень обнадеживающие, - отметил астроном, парируя мнение о том, что Караундж  представляет собой лишь дольмен. - Я всегда привожу пример: если спустя тысячелетия будут проведены раскопки в Первопрестольном Эчмиадзине, то на его территориии будут найдены захоронения католикосов, но это не значит, что Эчмиадзин - кладбище, это неверный подход. Что касается Караунджа, то он имеет историю в тысячелетия, на разных этапах которой его отдельные территории могли быть использованы для разных целей. Приведу грубый пример: со временем мебель перестает использоваться в своей функции и, износившись, превращается в дрова. Памятник Караунджа также со временем потерял свое предназначение, оставшись в памяти людей как важное, святое место, где начали хоронить людей".

Григор Брутян подчеркнул, что работы прошли успешно благодаря слаженной команде участников экспедиции, которые понимали друг друга с полуслова и во всех вопросах помогали друг другу во имя общей цели - получения достоверных научных результатов. По мнению Г.Брутяна, публикация данных привлечет внимание международной научной общественности, станет стимулом для более глубокого изучения данного памятника и поспособствует его сохранению. Ведь уже сейчас  армянские исследователи располагают достоверными данными о каждом его участке, фрагменте, камне, и любое поползновение на изъятие из комплекса камней или их передвижение можно будет доказать с точностью до миллиметра.

Галерея (5 фото)