"ЕЕ ПРОЗА ТЕЧЕТ, КАК ШИРОКАЯ РЕКА..."
5 лет назад, в сентябре 2015-го, ушла из жизни известная писательница Гоар Маркосян-Каспер. Она писала на русском языке. Произведения переводились на армянский и ряд других языков. Интерес к творчеству писательницы не угасает. О книгах Г. Маркосян-Каспер и ее супруга - эстонского прозаика Калле Каспера, ситуации на литературном рынке и с электронными изданиями наше интервью с директором московского литературного агентства и школы "Флобериум" кандидатом филологических наук Ольгой АМИНОВОЙ.
- Представьте ваше агентство.
- "Флобериум" - литературное агентство и школа - возник в 2019-м. Как и у всякого явления, для рождения компании было много причин. Но главная - понимание сложности коммуникации издателя и автора и, соответственно, стремление эту коммуникацию сделать легкой, полезной, результативной. Рынок литературных агентств в России находится в зачаточном состоянии. В то время как в Европе, США издатель уже давно не работает с автором, минуя агентство.
Каковы функции литературных агентств? Их много. Литературное агентство отбирает из массы произведений те, которые действительно заслуживают внимания издателя. Вместе с автором доводит произведение до издательского уровня. Анализирует маркетинговый комплекс писательского бренда и помогает творцу в отстройке от конкурентов. Подбирает лучшего издателя для печатной, электронной, аудиокниги. Берет на себя бремя согласования договорных условий. И т.д.
"Флобериум" - первая в России компания, в которой под одной крышей соединились литературное агентство и школа писательского мастерства. Мы работаем с авторами, уже известными на книжном рынке, и с авторами начинающими. Очень часто признанные писатели нашего агентства выступают мастерами для тех, кто только пробует перо.
- Электронный формат книги становится все более популярным...
- Не секрет, что из-за карантина книжные магазины опустели, издатели сократили выпуск печатной продукции в десятки раз, а некоторые вообще перестали публиковать бумажные книги. Читатель ушел в онлайн-магазины и библиотеки. Именно поэтому формат электронной книги стал единственно возможным. Безусловным лидером на рынке электронной коммерции является "Литрес". Благодаря ему увидели свет произведения многих наших авторов. Впервые изданы сначала в электронном, а не в печатном виде роман Анны Берсеневой "Соблазн частной жизни", роман Владимира Сотникова "оНА". Для ряда авторов электронная публикация оказалась дебютом: роман "Когда течет крем", сборник рассказов "Девочки играли в Апокалипсис" Татьяны Ясниковой, романы "Туманность Водолея", "Транссибирское Дао" Валерия Уколова и др.
Особо хочу отметить, что для некоторых наших писателей "Литрес" стал особенным издателем - он впервые аккумулировал все произведения, написанные в разные годы и опубликованные в разных издательствах. Иногда это касалось книг, выпущенных в доэлектронную эру. И мы можем говорить, по сути, о собрании сочинений, о самой широкой панораме творчества писателя. Так творчество Гоар Маркосян-Каспер представлено семнадцатью книгами: четырнадцать романов, среди которых и блестящая армянская тетралогия ("Пенелопа", "Пенелопа пускается в путь", "Кариатиды", "Елена"), и фантастические романы; два сборника новелл и рассказов, одна книга стихотворений. А еще имеется пять детективных романов, написанных совместно с супругом Калле Каспером.
Сейчас готовятся к публикации на "Литрес" материалы о самой Гоар Маркосян-Каспер, уникальном явлении русской литературы и мировой художественной культуры. Такое же масштабное знакомство благодаря "Литрес" ожидает читателя с творчеством Калле Каспера. Шестнадцать его книг станут настоящим откровением для многих поклонников таланта известного эстонского прозаика. Мы очень надеемся, что доступность электронной книги позволит гораздо большему количеству читателей познакомиться с произведениями талантливых писателей.
- А как можно приобрести электронные книги?
- Механизм приобретения книг на "Литрес" очень прост. Вы можете вбить в строку поисковика на сайте конкретное название книги или серии, имя автора, жанр или тег. Например, я хочу найти книгу "Птица навылет". Вбиваю в поисковик. Открывается страница произведения. Узнаю, что автор - Юрий Абросимов. Кликаю на его имя. Обнаруживаю, что он известный журналист, работает в издательском доме "КоммерсантЪ", автор радиопрограмм, не допущенных к эфиру, таких как: "Пилорама", "Оккультные хроники", "Воспоминания о смерти"… Решаю сначала прочесть фрагмент. Нравится. Кликаю на "купить и скачать", расплачиваюсь банковской картой онлайн. Приятно: новая книга в прекрасном оформлении и стоит недорого - 169 рублей. В печатном виде она, объемом в 310 страниц, стоила бы рублей пятьсот-шестьсот. Кстати, в России стоимость электронной книги в три-четыре раза дешевле бумажной. В то время как в Германии книги обоих этих форматов продаются по одной и той же цене.
- Расскажите об истоках внимания к Калле Касперу и Гоар Маркосян-Каспер.
- С их творчеством мне довелось познакомиться в период работы в издательстве "Эксмо". В отделе современной российской прозы мы опубликовали их книгу "Чудо". Тогда я и узнала об удивительной писательской паре, Орфее и Эвридике наших дней - Гоар и Калле. Увы, в 2018 Гоар уже не было с нами. Но благодаря Калле, его памяти, верности, любви возникает постоянная иллюзия ее присутствия среди нас.
Я была потрясена: романы армянки Гоар Маркосян-Каспер, переехавшей в Эстонию, были написаны на русском языке, изданы во многих странах мира, имели блестящие рецензии. Гоар - лауреат премии имени Юрия Долгорукова (за роман "Пенелопа пускается в путь"), премий Эстонского фонда культуры за 2005 год (роман "Кариатиды"), за 2012 год (роман Memento mori).
"Творчество Гоар Маркосян-Каспер заняло достойное место в культуре трех народов: армянского, эстонского и русского. Ее книги стали достоянием соответствующих национальных культур" (М.Артемьев).
Мое открытие Гоар продолжилось удивительными по своей внутренней свободе романами "Пенелопа" и "Пенелопа пускается в путь". Меня поразило двухполюсное мироощущение автора, отражающееся в антитезах и парадоксах; сплав энциклопедизма и непринужденности, быта и бытия, сущностей и фактов.
Особенно интересными для меня оказались романы "Кариатиды" и "В Микенах, златом богатых". Действие "Кариатид" происходит в пространстве постсоветской действительности и сопровождается социальным подходом к интерпретации времени. В "Микенах…" же предпринимается уникальная в русской литературе попытка создать новую версию древнегреческого мифа. Но в обоих текстах есть образ зрелой, красивой, волевой женщины, оказавшейся на остром рубеже своего возраста. Гоар Маркосян-Каспер тонко и глубоко проникает в ее психологию, в драму женщины, расстающейся со своей молодостью, красотой, востребованностью. Я полностью разделяю мнение иностранных литературоведов и журналистов о прозе Гоар Маркосян-Каспер:
"Свежий голос молодой армянки обогатил русскую литературу... Ее стилю присущи жонглирование ассоциациями, идеями, игра слов, подлинный "поток сознания" (Le Commercial du Gard).
"Не пожелайте времени на дегустацию прозы Гоар Маркосян. Она способна опьянять, как шампанское..." (France-Armenie, avril 2002).
В творчестве Гоар Маркосян-Каспер более всего поражает широта интересов, выражающаяся в обращении ко многим темам, постановке множества проблем, в разнообразии жанровых решений, в мультикультурности. И, конечно же, не может не восхищать стиль Гоар Маркосян-Каспер: ее проза течет, как широкая река, переливаясь и звуча.
Гоар Маркосян-Каспер - уникальное явление мировой культуры, своим творчеством доказавшая единство проблематики и ценностей разных национальных культур, вставшая над границами и пространства, и времени.
Творчество Калле Каспера - это совершенно иная Вселенная, несмотря на сходство многих свойств прозы обоих писателей: беспощадный анализ, иронию, глубину, широкий арсенал выразительных средств.
Обратите, пожалуйста, внимание на семейную сагу "Буриданы"! В современной литературе вы, пожалуй, не найдете такую обширную панораму всего XX века. В романе наряду с вымышленными персонажами действуют реальные "фигуранты" эпохи: Гитлер, Сталин, Муссолини, Черчилль и т.д. Мы переносимся из одного места действия - России царского времени - в другое - Эстонскую республику, ЭССР. Из Эстонской Республики XXI века - во Францию, Италию, Германию. Эти перемещения обусловлены четырьмя линиями романа, связанными с четырьмя поколениями одной семьи.
Создавая масштабный эпос, охватывающий большое пространство и протяженное время, Калле Каспер обнаруживает, что "история - не наука, а средство пропаганды и политический инструмент".
Любопытно восприятие этого романа эстонцами. С одной стороны, уже после выхода шестого тома Калле Каспера наградили главной эстонской премией в области прозы - премией имени Таммсааре. С другой - многим роман показался опасным, писать о нем остерегаются. Дело в том, что автор разбивает некоторые "святые" эстонские мифы. Разбивает и мифы русские, в первую очередь связанные с образом Джугашвили, ныне снова возведенного на пьедестал.
Не оставят читателей равнодушными малая проза Калле Каспера, его философские новеллы. А для поклонников поэзии - три замечательных стихотворных сборника: "Песни Орфея", "Ночь - мой божественный анклав", "Вместо Мавзолея".
- Два слова о будущем литературы...
- Если у литературы есть настоящее, если не унижена она составлением index librorum prohibitorum, если существует не в усеченном виде, без купюр, значит, за будущее литературы волноваться не стоит.
P.S. Ссылки на книги Гоар Маркосян-Каспер и Калле Каспера https://www.litres.ru/goar-kasper/
https://www.litres.ru/kalle-kasper-17340199/
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2022-02-12 10:30
12 февраля – день рождения Гранта Матевосяна Пронзительный XX век вошел в нашу историю как время, родившее уникальное явление – Гранта Матевосяна. Он олицетворял собой огромный духовный мир, в нем бурлила огромнейшая энергия творчества. Грант Матевосян создал достоверный рельефный мир армянской деревни. А способность создавать полновесные миры – это и есть признак настоящего писателя.
-
2021-07-23 10:28
Эссе "В тот год, как обычно, вот такая стояла жара во Фресно", - сказал представившийся мне пожилой человек. И добавил, опустив глаза и протянув мне руку: "Я друг Сарояна". Мы прошли с ним виноградники и вошли в кафе. "Друг Сарояна" продолжил: "Я был тогда студентом последнего курса, а Сароян жил свое последнее лето. О том, что писатель смертельно болен, я узнал позже.
-
2020-06-08 11:47
Группа отечественных издательств выступила с важной инициативой в онлайн-платформах. «Մի սպանիր վաղվա գիրքը», или «Не убей завтрашнюю книгу» - так озаглавлена акция-поход, устроенная против книжных пиратов. Выступив с обращением в социальных сетях, издатели задумали объединиться, чтобы противостоять незаконному распространению в онлайн-платформах электронных версий книг и тем самым информировать широкие круги общественности о понятии «авторское право».
-
2019-05-14 14:33
Уже 5 лет в интернет-пространстве активно функционирует онлайн-библиотека "Гркасер" (http://grqaser.org), призванная пропагандировать и распространять книги на армянском языке. Это и произведения армянских авторов, и зарубежная литература в переводе на армянский язык. Инициировала некоммерческий проект группа энтузиастов во главе с Тиграном Азизбекяном.