ПОЛГОДА НА РАЗРАБОТКУ НОВОЙ "СТАРОЙ" ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Глава Минэкономики открыл для себя новый термин
Еще пару недель назад и.о. министра экономики Ваан Керобян в буквальном смысле впал в ступор от вопроса старшеклассника о том, какой из принятых в мире макроэкономических моделей экономики - кейнсианской или монетаристской - придерживается Минэкономики Армении и что думает министр о противоположной модели?
ВОПРОС ЭТОТ БЫЛ ЗАДАН НЕ САНТЕХНИКУ, НЕ ЭЛЕКТРИКУ, НЕ ПРОГРАММИСТУ, а главе экономического ведомства страны. Но, увы, г-н Керобян до этого, видимо, ни разу не слышал об основах макроэкономики и потому не нашел ничего лучшего, как заявить: "У нас своя собственная модель". Дальше он развил тему. Мол, мы смотрим на этот вопрос, как на бизнес, смотрим, по каким пунктам Армения может стать конкурентоспособной во всем мире.
- Одно из направлений исходит из древних времен, когда у нас было свое почетное место на Шелковом пути и мы играли очень важную роль в международной торговле. Теперь мы хотим использовать эти возможности, чтобы Армения стала страной, где что-то действительно производится или создается. То есть мы будем использовать ресурсы разных стран и создавать из них свою индустрию, - складно так поделился своим видением "собственной" экономической модели В. Керобян.
Однако у и.о. министра экономики, как выясняется, не одна, а сразу несколько видений таких моделей. На днях в ходе форума в Дилижане, организованного Союзом предприятий передовых технологий Армении на тему "Армения как страна с наукоемкой и современной промышленностью", тот же Керобян, забыв о Шелковом пути и почетном месте Армении в международной торговле, развил другую мысль. Нам, оказывается, нужно развивать науку и на ее основе строить сильную экономику.
- Мы пришли с беспрецедентно хорошей новостью, - сразу со старта обрадовал глава Минэкономики. - Нами уже разработана новая экономическая политика, которая скоро будет представлена на широкое обсуждение. Ключевую роль в ней будет играть наука, потому что в такой небольшой стране, как Армения, есть один путь для усиления экономики: создать как можно более высокую добавленную стоимость. И эту стоимость должен создавать каждый человек, для чего нужно иметь как можно больший научный компонент в нашей экономике, - в очередной раз поделился своим видением развития нашей экономики В.Керобян.
ЗА ПОСЛЕДНИЕ ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ, ПРОДОЛЖИЛ ОН, была проделана довольно большая работа. В Наццентре инноваций и предпринимательства произошли изменения в менеджменте, и теперь уже, по словам главы Минэкономики, есть новый план, который позволит более систематизированно работать в плане трансфера технологий.
Судя по всему, последние две недели и.о. министра экономики провел с большой пользой для себя. Ознакомился не только с кейнсианской и неоклассическими моделями макроэкономики, но и заодно открыл для себя такое понятие, как "наукоемкая экономика". Термин, правда, несколько устаревший и больше характерный для XX века. Потому что в нынешнем столетии акцент во всем мире ставится уже на инновационной экономике, подразумевающей разработку и коммерциализацию продуктов и процессов, которые являются новыми для конкретной фирмы, рынка или мира в целом. Естественно, здесь не имеется в виду ситуация, при которой просто закупаются новые технологии извне для того, чтобы производить определенные товары на данном рынке. То есть вопрос не в том, чтобы "Армения стала страной, где что-то действительно производится или создается", как говорил Керобян. Речь должна идти о наличии какой-то новизны, в чем, собственно, и заключается инновация.
Высокая оценка извне
Так вот о необходимости создания инновационной системы в Армении впервые заговорили еще лет 10 назад, когда мировой кризис совершенно ясно продемонстрировал, что рост за счет внешнего финансирования и экспорта сырьевых ресурсов закончился.
В ТО ВРЕМЯ ПОЯВИЛАСЬ ЗАДАЧА ОТРАБОТКИ СЦЕНАРИЕВ перехода от сырьевой ориентации экономики к инновационному пути развития страны, которая и была зафиксирована в первой программе правительства Тиграна Саркисяна. Речь шла о том, что нужно создавать соответствующую среду для того, чтобы у нас производились не только товары и услуги, но и знания.
К слову, Наццентр инноваций и предпринимательства, о котором упомянул и.о. министра экономики, был создан еще в 2009 году решением правительства, с региональными отделениями в Гюмри, Ванадзоре, Раздане и Капане. А спустя год в Армении был разработан и утвержден проект под названием "Электронное общество и инновации для повышения конкурентоспособности", где основной акцент был сделан на сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) у нас в стране с учетом ее большого потенциала.
Однако стержневым элементом проекта стало создание единой системы, которая обеспечила бы необходимую среду для зарождения инновационных идей. Проще говоря, стране требовались научно-исследовательские лаборатории, где под одной крышей собрались бы люди, занимающиеся разработкой и воплощением в жизнь инновационных проектов. Соответствующая госполитика и успехи местной ИТ-сферы, естественно, привлекли внимание многих авторитетных международных компаний, действующих в этой области. Результаты не заставили себя долго ждать: региональные центры открыли у нас такие компании, как D-Link и National Instruments, инновационный центр Microsoft в Армении был признан одним из лучших аналогичных центров в мире, а Nokia открыла здесь свою лабораторию мобильных решений mLab.
В мире не так уж много стран, которые могли бы перечислить у себя такой набор авторитетных компаний в области исследований и развития технологий. Это стало своего рода оценкой извне того потенциала, который имела Армения в ИКТ-сфере. А дальше был дан старт проекту "Инженерный город", которым так любят похвастаться сегодня нынешние власти.
Так о какой новой экономической политике Армении, в которой ключевую роль будет играть наука, говорит сейчас В.Керобян, если подобная модель была не только разработана у нас, но и шаг за шагом успешно реализовывалась? Неужели мы сегодня можем позволить себе роскошь тратить по полгода на разработку уже имеющихся концепций, когда наша экономика находится в кризисе в условиях пандемии и поствоенной ситуации? Оказывается, можем, поскольку тот же глава Минэкономики уверен, что экономика Армении активно развивается и скоро выйдет уже на двузначные показатели роста. Нам бы чуть-чуть научного компонента добавить - и дело в шляпе!
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2023-05-16 09:43
Сербия…Что мы знаем о ней? Наверное, не так много, поскольку с большой долей вероятности можно утверждать, что для большинства граждан Армении эта страна является неизведанным и, соответственно, малопопулярным направлением. Несмотря, кстати, на отсутствие визы между Арменией и Сербией.
-
2023-05-06 10:53
Армянские фермеры оценили их достоинства Часто используя в своем лексиконе выражение «карт-бланш», я до сих пор особо не задумывалась о его происхождении. И когда недавно узнала о том, что в Армении начали выращивать французскую породу овец Бланш, первое, о чем подумала: а что общего между известным крылатым выражением и французскими овцами? Оказалось, слово «бланш» по-французски означает белый, чистый. Соответственно, «карт-бланш» - это незаполненный, то есть белый бланк, но с подписью и печатью. Поэтому, если вы кому-то выдали карт-бланш, то значит позволили ему действовать по собственному усмотрению, заранее одобряя все действия.
-
2023-05-02 10:01
То ли сейчас это модно, то ли действительно актуально (уже не разберешь), но сейчас много говорят о новых технологиях, машинном обучении, искусственном интеллекте, блокчейне. Международная компания DataArt, как раз и обслуживает своих клиентов по всем этим направлениям. Ну и, соответственно, может протестировать все эти технологии в реальной жизни. Обслуживает же компания более 350 корпоративных клиентов по всему миру, включая Nasdaq, United Technologies, S&P и Travelport.
-
2023-04-29 10:27
Ждать ослабления позиций драма не приходится Укреплению курса армянского драма, как говорится в Макроэкономическом обзоре Евразийского банка развития (ЕАБР) за март 2023 года, продолжают способствовать сохранение высокого уровня денежных переводов и опережающие темпы роста экспорта по сравнению с импортом. Судя по продолжающемуся рекордному притоку объема денежных переводов из России в Армению, ждать в ближайшей перспективе ослабления позиций отечественной валюты не приходится.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-02-28 10:53
По итогам 2023 года правительство зарегистрировало полный провал Правительство Армении на заседании 23 февраля утвердило доклад по исполнению и результатам своей программы за 2023 год, который должен быть представлен парламенту до 1 марта. Вице-премьер Мгер Григорян при этом подчеркнул, что документ включает в себя результативные и численные показатели исполняемости программы правительства, которые представлены по ряду блоков: внешняя политика, оборона, экономика, развитие инфраструктур и человеческого капитала, право и правосудие, институциональное развитие…
-
2023-12-29 10:46
Оценка деятельности правительства в 2023 году Под занавес года принято оценивать работу исполнительной власти, которая весь год – как, впрочем, и все 5,5 лет своего правления – терроризировала население своими необдуманными решениями, за которые потом приходилось расплачиваться всем миром. Под видом реформ правительство Пашиняна принимало документы, которые были неприятно лишены реализма, продуманных деталей и, напротив, изобиловали пустыми лозунгами и общими местами. Жизнь от этого не только не улучшалась, но становилась все труднее и тревожнее…
-
2023-11-07 09:30
На бумаге – приоритет, в реалиях – копеечное содействие В мае 2021 года министр экономики Ваан Керобян торжественно пообещал, что в структуре руководимого им ведомства появится новое подразделение по поддержке экспорта. Основная его функция, судя по словам министра, сводилась к исследованию возможностей армянского экспорта на внешних рынках на основе анализа больших массивов данных.
-
2023-02-28 10:05
Есть ли у правительства Пашиняна «план Б»? Для Армении в связи с российско-украинским конфликтом и западными санкциями весь год складывалась исключительно благоприятная ситуация. С одной стороны, санкции и добровольный, в порядке самосанкционирования, уход частных западных компаний с российского рынка открыли для армянских предпринимателей новое окно возможностей, а с другой – они не нанесли российской экономике ожидаемого сокрушительного удара, после которого все «окна» сотрудничества с Россией просто-напросто захлопнулись бы…