ПОЭТ, КОТОРЫЙ БЫЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ
"...Меня раздаривают щедро –
Моё веселье и слова.
Я чью-то душу чище ветра
Отмою, чтоб была жива.
А если завтра боль уложит
В постель или беда пригнет,
Что ж, завтра кто-нибудь, быть может,
Хоть искру смеха мне вернет".
РАЗМИК ДАВОЯН САМ СЕБЯ РАЗДАРИВАЛ ЩЕДРО. Его Слово. Его смех - квинтэссенция этой огромной энергии таланта и витальности, которая казалось неиссякаемой. Но он ушел.
Если правда, что художника губят замыслы, которым он не дал осуществиться, то Размика Давояна эта чаша минула. Теперь, с осознанием того, что его больше нет, приходит и осознание - им сделано то, что, кажется, не выше даже, а вне человеческих сил. Поэт и в Армении - больше чем поэт... Почти 20 поэтических сборников - на армянском, русском, английском, чешском. Проза и публицистика. Научные исследования - от Туманяна до эпоса "Давид Сасунский", который он начал перелагать на современный армянский язык. Теории - от попытки найти коэффициент творческой энергии до попытки положить конец войне в мировом масштабе. Порой они казались романтическими и даже наивными, но они были сутью его жизненной философии. Он вообще был романтиком - возможно, последним романтиком. А потому теории свои пытался воплотить в жизнь со всей присущей ему энергией. Эту энергию он щедро тратил и на какие-то бесконечные общественные советы и комитеты, работал по давояновски бурно и на должности председателя Союза писателей, и в союзе "Амазгаин" АРФД. Трижды лауреат Государственной премии, кавалер орденов Святого Месропа Маштоца и «Святые Саак и Месроп» Армянской апостольской церкви, почетный гражданин Еревана.
Но в первую и главную очередь своих ипостасей публичного, партийного и общественного деятеля Размик Давоян был - настоящий Поэт. Поэт, слово которого стало песней. Великий критерий поэзии - подарить своему народу песню.
Не припомню кто, не скажу когда...
Боль земли в душе.
А душа – горда.
И земля моя – боли нет больней,
– Позабыв свою, думала о ней...
В горле комом – страх, впереди – беда.
Не припомню кто, не скажу когда.
"В его произведениях рождаются травматическая память и напряженное ожидание еще более худшего. Поэзия культур, переживших большую трагедию, всегда подвержена опасности – в том смысле, что может оказаться непонятой всеми теми, кто не ведает об этой трагичной судьбе, и в результате мы будем иметь музыку, которая может быть оценена только внутри этой определенной культуры. Стихи Размика Давояна, кажется, избежали такой судьбы, обретя доступность, преодолевающую этот барьер. Но самое потрясающее в его поэзии – это то, что она проникнута одновременно ликованием и напряженной меланхолией: испытываешь некий постоянно обновляющийся восторг, возникающий от сочетания исключительной духовной плотности и удивительной простоты поэтического изложения", - писал литературный критик Уильям Херберт в связи с изданием стихов Давояна в Британии, на английском языке.
"Когда-то лондонская "Тайм" сделала со мной интервью, и был задан вопрос – вы поэт двух веков, какой из них был лучшим для поэзии. Тогда я ответил – оба хуже. Ведь порой самые высокопоставленные люди объявляют, что сегодня – не время поэзии. Если бы властителями были бы нормальные люди, которые думают о стране, о национальных корнях, духовных ценностях нации, все было бы по-другому. Потому что на самом деле все времена - для поэзии. Нет такого человека, в душе которого не нашлось бы для нее укромного, интимного уголка. Искусство – это как природные четыре стихии, как солнце, воздух, земля и вода. Это непреложная необходимость человеческого бытия", - говорил сам поэт.
В нашем семейном архиве есть две фотографии, которые десятки раз публиковались в различных изданиях и демонстрировались с экрана телевизоров. На одной лавочке в парке сидят корректоры "Гракан терт" Размик Давоян, Рубен Овсепян и мой отец. На этих мальчишек со своей вечной полуулыбкой смотрит Амо Сагиян. На другой, сделанной перед зданием Союза писателей – та же экспозиция. Только вместо Амо Сааковича - Паруйр Севак. Это фотографии- эмблемы. Знаки преемственности поколений, почвы и судьбы. Размик Давоян - сын того поколения, которое было очевидцем армянского Геноцида, застоя и представитель поколения, захватившего советскую Оттепель. Оттого в его поэзии абсолютно органически сливаются звенящая лирическая нота и эпическая национальная монументальность. Оттого в его поэзии есть свет, идущий не на человека, а от человека. Оттого он так болезненно трагически переживал день сегодняшний.
"ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ У НАС СЕГОДНЯ, ЭТО НЕ ПРОСТО БЕЗУМИЕ. Это колоссальная и упорная работа - по истреблению, уничтожению всех корней нации. Я даже не знаю, какими словами это охарактеризовать. Знаю только, что они – неучи. Им кажется, что надо отбросить в сторону все армянское, чтобы соответствовать "мировому стандарту". А этот стандарт формируется объединением таких же неучей, как они сами. Наши неучи бензопилой режут все корни нации – образование, истоки национальной истории и нашей церкви. Но ведь любое человеческое объединение, являющееся народом и страной, будь то Франция или Эфиопия, стало таковым благодаря своей индивидуальной и неповторимой системе ценностей. А когда ты не то чтобы не намеренно, а меряно, огромными скоростями и пудами стремительно топчешь, уничтожаешь, сжигаешь все то, что составляет твою самость, это низводит тебя до огромной массы отбросов цивилизации.
Сегодня у нас нет власти – есть группа дикарей, которая хочет как можно быстрее сорвать свой куш. Они наступают, порой почва уходит у них из-под ног, но они тут же меняют направление. И вся страна живет по законам этой пустой, ведущей в никуда игры. И все это только ради того, чтобы как можно быстрее и как можно больше содрать. Формы шкурничества бывают разные – у этих исключительно подлые. Их заграничные покровители заказали разрушать страну, стравливать между собой народ, и они взяли под козырек. Мы упорно развивались, а наш имидж в мире был поднят до максимума. Я присутствовал на службе в Ватикане в честь Нарекаци - удержать слезы было невозможно! Какое было единение Армении и Спюрка! А потом Папа Римский приехал в Ереван и возложил цветы к памятнику на Цицернакаберде, и в присутствии руководителей России и Франции наш президент зачитал декларацию, что Армения становится флагманом борьбы с международным терроризмом. Где все это? Что сделают для страны эти ничтожества со своими крысиными играми!", - он говорил это еще до войны. До войны, которую он, не в пример своим друзьям, целому поколению людей, которые строили страну и ее культуру, увидел и пережил. Как увидел и пережил уход своего сына, чудесного, прекрасного Мгера, который с первой Карабахской войны вернулся, а до второй не дожил. Теперь они вместе. Они смотрят на нас оттуда, сверху - и, может быть, даже простят...
По не специально иронии судьбы именно довлеющие трагические условия обеспечивают историческую роль поэзии. Такой Поэзии, рыцарем которой был Размик Давоян - Поэзии, которая может говорить от имени личности и народа, нации и рода.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-12-12 09:56
Какое желание загадали, задувая свечи на торте в честь своего 36-летия, члены команды театра "Гой" им. А. Мазманяна? Это, конечно же, вопрос риторический... Ко дню своего рождения театр объявил о прекращении сидячей забастовки, которая продолжалась несколько дней и стала лишь еще одной формой почти двухгодичного "Гой"-протеста. Но Министерству... и культуры радоваться рано: театр объявил, что переходит в активную фазу борьбы.
-
2024-12-12 09:47
Московский Международный фестиваль им. А. П. Чехова был и остается одним из знаковых театральных событий не только России, но и мирового театра. По традиции пресс-конференция, презентующая программу очередного, уже XVII Чеховского фестиваля, который пройдет в Москве с 23 мая по 25 июля 2025 года, состоялась на днях, в финале года уходящего.
-
2024-12-05 12:03
5-6 декабря на сцене Национального театра им. Г. Сундукяна состоится показ спектакля " ЭЛЕКТРА НА ДНЕ" французской Compagnie des 5 roues, "Компании пяти колес". Автор пьесы и режиссер спектакля - артист с мировым именем, звезда фильмов «Арам» Роберта Кешишяна, «Арарат» Атома Эгояна и «Шрам» Фатиха Акина Симон АБГАРЯН.
-
2024-12-02 09:42
Спектакли режиссера Каро БАЛЯНА в Ереване теперь можно чаще увидеть в рамках наших международных фестивалей и в исполнении иностранных трупп. Что касается руководимого им ереванского Международного театрального Шекспировского фестиваля, то он уже два года, как исчез из столичной культурной панорамы по причинам, которые вряд ли стоит объяснять. Тем не менее, арт-деятель рук не опускает и намерен провести в 2025 году не только Шекспировский, но запустить новый большой фестивальный проект.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-05-23 10:39
Для внесения вопроса об импичменте в повестку парламента оппозиционным фракциям не хватает одного голоса. С 12 мая в обращение запущены слухи о том, что покинувший фракцию "Честь имею" Ишхан Закарян мог бы подписать соответствующий документ. После его общения с архиепископом Багратом Галстаняном оппозиция не исключает подобное развитие ситуации. В связи с этим мы решили напомнить читателям самые яркие эпизоды карьеры этого политического персонажа.
-
2024-05-22 13:33
22 мая – день рождения командующего операцией по освобождению Шуши, Героя Арцаха, генерал-майора Аркадия Тер-Тадевосяна – легендарного Командоса.
-
2024-04-29 16:04
В возрасте 27 лет скоропостижно ушел из жизни спортивный журналист Давид Мартиросян. Эту печальную новость сообщила пресс-служба ФК "Пюник", в котором наш коллега с января 2024 года работал генеральным директором.