Последние новости

ДОСТОЙНОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ

Гвоздем концертной афиши апреля стали гастроли выдающегося скрипача современности Максима Венгерова, выступившего в Большом зале филармонии им. Арама Хачатуряна с Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна.

ЕСТЕСТВЕННО, КАЖДОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ЭТОГО АРТИСТА, где бы оно не происходило, это воистину "праздник который всегда с тобой!" А такие праздники, суть которых - обретение света и покоя, нужны каждому из нас. Сегодня - особенно. Потому что людям, даже закаленным испытаниями, все труднее преодолевать уныние, утешать себя завтрашним всеобщим благоденствием. Но этот концерт был освещен особым отсветом еще и потому, что посвящался памяти замечательного виолончелиста, уникальной личности, блестящего педагога Ваграма Сараджяна. В этом году ему бы исполнилось 75 лет. Этот юбилей друзья и поклонники музыканта отмечали без него. В октябре 2019 года артиста не стало.

Ваграм Сараджян пользовался мировым признанием, прежде всего благодаря своей индивидуальной исполнительской манере, романтической приподнятости игры. Это был музыкант эмоционального склада, всегда искренний и непосредственный, располагающий щедрой звуковой палитрой, сочными инструментальными красками.

В артистическом облике виолончелиста, имеющего за плечами большой концертный стаж и огромный репертуар, привлекало постоянное стремление к расширению творческих горизонтов, к художественным поискам, неудовлетворенность достигнутым.

Интересные программы, глубокое проникновение в стихию эмоций, страстность выражения мыслей и чувств, стремление говорить со своими современниками на языке сегодняшнего дня, масштабность трактовок - вот отличительные черты виолончелиста. Вместе с тем неотъемлемым свойством дарования и сердцевиной исполнительского стиля Ваграма Георгиевича была виртуозность. Виртуозная "жилка" проявлялась в интерпретации как романтической, так и новейшей музыки. Властно овладевая умами и сердцами слушателей, артист с гипнотической силой внушал им свои всегда масштабные идеи, заставляя еще долгое время после концерта переживать услышанное. Артистический путь этого мастера был не чем иным, как восхождением, восхождением не только к вершинам исполнительского искусства, но и к новому своему слушателю.

ОДИН ИЗ САМЫХ ЯРКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДИНАСТИИ МУЗЫКАНТОВ (отец - известный пианист, композитор, уникальный педагог, воспитавший не одно поколение блестящих пианистов Георгий Сараджян, мать – певица, талантливый педагог Анна Сараджян), Ваграм с самых ранних пор усвоил, что музыка – это не поле для битвы, а место, где душа сливается с инструментом. Тем, кто знал и слушал его игру в начале творческого пути, уже тогда был ясен масштаб этой личности.

Напомним, что с семи лет В. Сараджян обучался в Специальной музыкальной десятилетке им. П.И. Чайковского (класс Александра Чаушяна). Позже окончил Московскую консерваторию и аспирантуру в классе Мстислава Ростроповича. В 18 лет Ваграм победил на Всесоюзном конкурсе, а спустя несколько лет получил международное признание, став лауреатом таких престижных конкурсов, как Международный конкурс им. Чайковского и Женевский конкурс виолончелистов. Он много гастролировал, выступал в таких прославленных залах, как Центр Барбикан в Лондоне, зал Гаво в Париже, Ла-Скала в Милане, Виктория холл в Женеве, Мюзикферайн в Вене, Тонхалло в Цюрихе, Театр Колон в Буэнос-Айресе, Карнеги холл в Нью-Йорке, Большой зал Московской консерватории. В Сараджян принимал участие в фестивале "Белые ночи" в Санкт-Петербурге и фестивале Д.Д.Шостаковича в Хьюстоне, а также выступал в составе трио со скрипачом М. Венгеровым и пианистом Ваагном Папяном.

Интересный факт: дебют виолончелиста с оркестром совпал с дирижерским дебютом его наставника – Мстислава Ростроповича. Тогда, в 1969 году молодой виолончелист под управлением маэстро Ростроповича триумфально исполнил Концерт для виолончели Дворжака с Киевским симфоническим оркестром. С тех пор он выступал с ведущими оркестрами, играл с известными дирижерами, среди которых В. Гергиев, К. Хачатурян,К. Цекки, К. Кондрашин, Е. Светланов, М.Шостакович, М. Ростропович, Ю. Темирканов и другие.

Партнерами Сараджяна по камерной музыке были лучшие исполнители мира, среди которых и известные армянские музыканты, скрипачи, пианисты. О том, с какой теплотой отзывались о нем все, кто с ним соприкасался, свидетельствует и фильм, показанный в начале концерта. Яркими были слова признания пианистки Армине Григорян, скрипача М. Венгерова, пианиста и дирижера Ваагна Папяна, а также иностранных коллег. Они говорили о сути редкого феномена этого одаренного артиста, которую они видели в той неповторимой концентрированности поэзии, в тех совершенных и глубинных проявлениях, что отличает творческие индивидуальности подобного масштаба. В данном случае Поэзии Музыки. В интерпретациях Сараджяна она получила ярчайшее выражение.

В США Ваграм Сараджян вел огромную концертную и преподавательскую деятельность, принимал участие в многочисленных фестивалях, давал мастер-классы. В последние годы он являлся профессором Университета Хьюстона по классу виолончели.

 ДОСТОЙНОЕ ПОСВЯЩЕНИЕПРОГРАММА КОНЦЕРТА, ПОСВЯЩЕННАЯ В. САРАДЖЯНУ, была интересной, насыщенной: Прелюдия "Послеполуденный отдых фавна" Дебюсси, "Павана на смерть инфанты" Равеля, Симфоническая прелюдия Пуччини и Концерт для скрипки с оркестром Мендельсона. На концерте слушатели получили наслаждение от замечательной музыки, профессионализма дирижера и оркестра, гармонически соединивших в себе музыкальный интеллект и чувства. Импрессионистская музыка, по своей природе допускающая большую свободу самовыражения, нередко таит опасность эмоционального преувеличения, различного рода крайности. С. Смбатян восхитил прежде всего благородством и "сложной простотой" своего подхода к этой музыке. В манере дирижера не было ни преувеличений, ни демонстративности. С первых же звуков возникло ощущение, что слушают в зале, затаив дыхание. Обострился слух, обострилось восприятие, растворилось неподвижное равнодушие, с которым нередко публика ожидает, когда ее завоюют. Оркестр под управлением Сергея Смбатяна играл в этот вечер особенно увлеченно, темпераментно и артистично, чему явно способствовала и особая аура зала.

Кульминацией этого вечера стал популярный Концерт для скрипки и оркестра Ф. Мендельсона, в котором солировал прославленный музыкант Максим Венгеров. В его исполнении восхищают таинственность, грандиозность, огромная сила воздействия, которые, особенно в Концерте Мендельсона, воспринимаются чуть ли не как волшебство. Редко можно найти музыканта, столь чуткого и внимательного к биению внутренней жизни. Все звучит как непрерывный внутренний монолог-исповедь. Мастерство доведено до высшей степени совершенства, до той легкости, когда захватывающие дух пассажи кажутся естественными, как дыхание. Ощущение, словно он сам творит эту неповторимую музыку сейчас перед публикой.

Такое впечатление возникает еще и потому, что ощущение физического комфорта, являясь нормой для скрипача, передается и слушателям. И они воспринимают как должное, что талант исполнителя предлагает неожиданный и гармоничный вариант интерпретации. Вся музыка сыграна в особом музыкальном тонусе. Свобода и легкость, с которыми Венгеров выявлял все моменты музыкального развития, органичная, как дыхание, сменяемость темпов, а главное - настроенность на выявление всей глубинной сути произведения, не оставило в зале не одного равнодушного слушателя. Незабываемый концерт. Достойное посвящение!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПОБЕДНОЕ ШЕСТВИЕ ВЕЛИКОЙ СИМФОНИИ
      2022-07-06 09:42
      323

      К 80-летию первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича В XX веке он был живым триумфатором - этот неисчерпаемый гений. В этом году его программному сочинению - Седьмой симфонии (Ленинградской) исполняется 80 лет. Армения имеет все основания громко отметить юбилей грандиозной фрески великого композитора Дмитрия Шостаковича. Ведь ее исполнение в Ереване, в здании Оперного театра 11, 12 и 14 июля 1942 года стало подлинным событием в общественно-культурной жизни Армении военных лет. В архиве профессора Ереванской консерватории Армена Будагяна бережно хранятся десятки материалов, афиш, вырезок из газет (в основном "Коммуниста"), свидетельствующих о триумфальной премьере героической симфонии в Армении.

    • ИЮНЬСКИЕ ПРЕМЬЕРЫ ТЕАТРА
      2022-07-02 10:02
      3128

      Яркой вспышкой был отмечен июнь для Национального академического оперного театра им. А. Спендиарова. Один за другим в конце месяца на сцене появились два возобновленных оперных спектакля – "Травиата" Верди и "Алеко" Рахманинова, а также одноактный балет "Симфонические танцы" на музыку Рахманинова. Это часть большой программы "обновления крови", осуществляемой в театре его новым руководством в лице известного дирижера Карена Дургаряна.

    • 85-ЛЕТНИЙ ПУТЬ СВЕРШЕНИЙ И ПОБЕД
      2022-06-24 10:10
      2435

      Существует понятие социальной сущности интонации в музыке, "интонационного фонда нации", который является достоянием культуры народа и не менее важен, чем язык, архитектура, письменность. Ибо уже по интонациям можно определить принадлежность музыки к тому или иному народу, времени, эпохе. Именно таким "интонационным фондом нации" можно назвать Национальную академическую капеллу Армении, которая в эти дни отмечает свое 85-летие со дня основания. Этому юбилею был посвящен огромный праздничный концерт в Большом зале филармонии им. Арама Хачатуряна.

    • МУЗЫКА, ИЮНЬ…
      2022-06-21 09:45
      2764

      Этот месяц для Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна отмечен двумя событиями: участием в Днях культуры Армении в Москве в Большом зале Московской консерватории, где он выступил с замечательной программой: фрагменты из балета "Спартак" (Вариации Эгины и Вакханалия, Адажио Спартака и Фригии, Танец гадитанских дев и победа Спартака),"Героическая баллада" Бабаджаняна для фортепиано с оркестром (солист Александр Гиндин) - в первом отделении и Шестая симфония П.И. Чайковского - во втором. Специальный гость концерта Липарит Аветисян.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • 85-ЛЕТНИЙ ПУТЬ СВЕРШЕНИЙ И ПОБЕД
      2022-06-24 10:10
      2435

      Существует понятие социальной сущности интонации в музыке, "интонационного фонда нации", который является достоянием культуры народа и не менее важен, чем язык, архитектура, письменность. Ибо уже по интонациям можно определить принадлежность музыки к тому или иному народу, времени, эпохе. Именно таким "интонационным фондом нации" можно назвать Национальную академическую капеллу Армении, которая в эти дни отмечает свое 85-летие со дня основания. Этому юбилею был посвящен огромный праздничный концерт в Большом зале филармонии им. Арама Хачатуряна.

    • МОЦАРТ, ШУБЕРТ … ШАЛАШИ
      2022-05-30 10:05
      3428

      Откровенно говоря, на этот концерт шла без особого настроя. Атмосфера вокруг Большого зала филармонии им. А. Хачатуряна – митинги, наличие многочисленных палаток, необычайная суета и шум - не лучший фон для восприятия классической музыки. А оглушающая песня-призыв "Зартнир, Лао", того и гляди, разбудит не того, кого надо. Подобный прецедент уже был в Театре оперы и балета, когда в момент кульминации спектакля "Гаянэ" в центре партера вдруг возник огромный флаг явно с митинга и чей-то громовой голос неожиданно обратился к публике и ошалевшим участникам спектакля с боевым призывом объединиться, чуть ли не лишив чувств перепуганных танцовщиц на сцене. Поэтому стечение народа к дверям филармонии в день концерта можно было принять за демонстрацию – ощущение, что весь город намерен ворваться в пространство Большого зала, который и без того был заполнен до отказа.

    • MOSCOW CLASSIC ENSEMBLE ДЛЯ ДЕТЕЙ АРЦАХА
      2022-05-17 10:47
      2965

      В августе 2021 г. у подножия древнего храма Гарни в Армении российский квинтет Moscow Classic Ensemble организовал благотворительный концерт, посвященный детям и их семьям, оставшимся без крова и родины в результате 44-дневной войны против Арцаха. Концерт прошел с большим успехом, а его устроители выполнили свою миссию - сбор средств для музыкальной академической школы им.Д.Газаряна и Школы искусств города Шуши, которые восстанавливаются после войны 2020 г. с нуля и, к сожалению, вне родного города.

    • АРЦАХСКИЕ ДЕТИ НА СЦЕНАХ ЛИВАНА
      2022-04-14 09:27
      6306

      Группа юных музыкантов из Арцаха побывала с гастролями в Бейруте, выступив на сценах крупных армянских организаций, а также в залах местных армянских школ и гимназий. Турне организовал фонд ՋԱՀ (ДжАА – Джавахк, Арцах, Армения), сформированный в Ливане на основе расширения деятельности благотворительного фонда - "Арцах", поддерживающего вторую армянскую республику с первых дней ее основания. Инициативу поддержало и Министерство образования, науки, культуры и спорта Республики Арцах, финансовую помощь в реализации проекта оказали организации и частные лица ливанского Спюрка.