"ДОМ НА ГРАНИЦЕ" - БЕЛЫЙ ТАНЕЦ
С чего начинается Родина? И стоит ли ставить ее во главу угла, если жизнь, по слухам, одна? Это, пожалуй, главные вопросы, ответы на которые пытается найти спектакль "ДОМ НА ГРАНИЦЕ", поставленный по пьесе Карине Ходикян режиссером Тиграном Гюлумяном на сцене Разданского драматического театра.
СЛУЧАЮТСЯ В НАШЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ПРОИСШЕСТВИЯ, которые на культовость не претендуют и "событием года" себя не провозглашают. Но вот вглядишься - именно они становятся свидетельством развития и не подвижкой даже, а серьезным шагом. Дважды серьезным, когда речь идет о подъеме культуры в регионах. Именно к таким событиям можно отнеси премьеру спектакля "Дом на границе" в Разданском театре.
Блестяще прошедший недавно театральный фестиваль, который был организован Союзом театральных деятелей по заявке администрации города, о котором "ГА" писал, стал поводом убедиться, что театру здесь рады, здесь его ждут и принимают с распростертыми объятиями. Но одно дело - лучшие спектакли лучших театров страны, и другое - собственная продукция театра, три с лишним года не выпускавшего премьер.
И тут оказалось, что фестиваль не был случайной радостью. Что к своему первому спектаклю обновленный театр готовился с той же серьезностью и ответственностью. И даже - что местная власть продолжила поддерживать театр, чтобы труд фестиваля не пропал, и из искры возгорелось пламя. Первым спектаклем после простоя стал "Дом на границе".
"Несколько месяцев назад мне позвонил Тигран Гюлумян и попросил как у редактора "Драматургии" пьесы. Я отправила одну обойму. Через какое-то время он позвонил опять. Во второй "пакет" я включила в том числе свою пьесу "Дом на границе". Через какое-то время Тигран перезвонил и сказал, что остановился именно на ней. И немного испуганно добавил, что хочет что-то в ней изменить. Меня это порадовало - пьеса ведь пишется два раза, один раз за столом, а во второй раз в процессе работы над ней в театре от читки до премьеры. Словом, треть пьесы теперь совершенно новая, и идеи подавал Тигран... - рассказывает Карине Ходикян. - Я побывала на двух репетициях, и как говорят наши джавахкцы, не надо есть всю кюфту, чтобы понять, что мясо хорошее. Была проделана большая работа, очень подробная, с уважительным отношением к тексту. Меня порадовал каст - и такие актеры-мастера, как Сирануш Лазян, которая как бы камертон спектакля, и одновременно девочка, которая оканчивает школу, но которая смотрится в этом контексте очень органично. А тот замечательный зрительский прием, свидетелем которого я стала, еще раз утвердил меня в мысли, что пьеса попала в надежные руки. И наверное, не надо быть провидцем, чтобы понять - жизнь этого спектакля на сцене Разданского театра будет долгой".
Нужно было увидеть постановщика спектакля Тиграна Гюлумяна, чтобы понять, почему имя разданского режиссера до боли знакомо. Он сыграл две замечательные роли в двух картинах Микаэла Погосяна. А недавно успел прославиться тем, что поставил спектакль "Белое солнце", смиксовав рассказы Гранта Матевосяна и Серо Ханзадяна. Знаменательно то, что он решил не строить сельскую жизнь на сцене, а повез зрителя в деревню и играет свой спектакль по соседству с Сагмосаванком, где все настоящее - от неба над головой до коз за оградой.
"Дом на границе" в Раздане, ко всеобщей радости, оказался совершенно не ниже планки. Добротная декорация, неожиданно работающий и атмосферный свет, точное музыкальное оформление - никакой "самодеятельности".
"ГЛАВНЫЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ Я СЕБЕ ЗАДАЛ - для кого я ставлю спектакль, о чем хочу поговорить со зрителем, - говорит Тигран Гюлумян. - Конечно, мне был дан карт-бланш, и можно было взяться за Чехова или Шекспира, но я предпочел тему, которая присутствует едва ли не в каждой семье, особенно в регионах. А тема, поднятая в "Доме на границе", очень сегодняшняя. Тема эмиграции, и конфликт пьесы в том, что у каждого своя правда. Я сам подбирал актеров - кого-то пригласили из Еревана, но главное - здесь собрались местные молодые актеры, которые только окончили институт, и этот спектакль для них - первый выход на профессиональную сцену. Я сам разданец и хорошо знаю нашего зрителя: если ему не понравится, он встанет и уйдет, даже может громко крикнуть из зала, мол, "туфта". Но даже зная зрителя, я не ожидал такого приема!".
Стоит ли ставить Родину и ее будущее во главу угла, если жизнь, по слухам, одна? Этим вопросом задается Карине Ходикян и герои ее пьесы, точнее, героини. Кажется, в преломлении автора и, уж точно, Разданского театра "Дом на границе" - это белый танец. Это женская история и история женщин. Женщин со своими малыми и большими потерями и осознанием, что даже эти потери ничтожны в сравнении с потерей Родины. Солистка в этом белом хороводе, в этом очень ансамблевом спектакле - Мариам в исполнении Сирануш Лазян. Роль для актрисы очень личная - дань памяти отцу, пропавшему без вести в Первую Карабахскую, дань матери, которая ждет и по сей день, что посреди тревожной тишины постучится муж ее с войны. И ее героиня, хрупкая женщина с нежным лицом-камеей, выточенной на кости, - это женщина с карабином. Женщина, хранящая свой очаг, свой дом, свою "границу". Это ее безграничная любовь и негромкое упорство, которому актриса замечательным образом не изменяет ни на минуту, заставляют, чтобы дом стоял, огонь в нем горел и внуки - рождались.
Успех был просто отвальный! Спектакль действительно получился. И, быть может, внес свою лепту в наш выход из летаргии. Ведь живем мы, может и один раз, но Родина - точно одна. И это не по слухам.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 12:12
Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-14 10:00
Драм-машины и басы социального рока сопровождают финал мировоззренческой дуэли с печальным концом - никто не убит, но два живых героя спектакля, точно трупы, сидят перед могилой и мертвыми глазами смотрят в зал... Невероятный по нашим меркам масштаб и театральность постановки позволяют избежать тривиальных ответов на хрестоматийно-плоские вопросы "кто виноват?" и "почем нынче нравственные ценности?" и превращают новый спектакль Русского театра им. Станиславского "Деньги. Страсть. Власть" в постановке Сурена Шахвердяна в исследование - серьезное, но и экстрастильное.
-
2024-07-26 10:25
"Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...
-
2024-07-12 10:48
Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран. Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване. Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.
-
2024-06-20 10:37
"Хочу сказать не как председатель жюри, а как человек, который следил за жизнью форума, я получил несказанное удовольствие! И от спектаклей, и от встреч, и от той лабораторной работы, которая шла. Я хочу поблагодарить всех за то, что в наше сложное время вы, мы занимаемся театром, тратим на это наши силы, нашу жизнь. На это прекрасное, может быть, немножко странное, но очень благородное дело. Занимаемся театром, который объединяет людей!" - говорил Евгений Писарев, заслуженный артист России, художественный руководитель Московского драматического театра им. Пушкина. В начале июня в Алматы проходил V Международный молодежный театральный форум стран содружества, Балтии и Грузии.