Последние новости

НЕДВИЖИМОСТИ НЕТ. ЕСТЬ ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД

Ереванский Государственный театр пантомимы недавно вернулся из Сергиевого Посада, с международного фестиваля "У Троицы". Знаменитый спектакль "Шераник" в очередной раз удостоился приза. Но художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств РА Жирайр ДАДАСЯН уверен, что дело не в наградах, а в контактах, перспективах и постоянном развитии, которое он старается обеспечить своему театру по всем возможным направлениям. Даже если театр по-прежнему живет без здания.

- Первый выезд после достаточно большого по объективным причинам люфта - как это?

- Очень здорово! В Сергиевом Посаде в восьмой раз проходил фестиваль "У Троицы" - там есть небольшой, но замечательный театр "Театральный ковчег", который становится главной площадкой форума. У фестиваля конкретное направление - духовность, история народа, религия. Это не обязательно, но желательно. Поэтому мы повезли туда "Шераник" - спектакль, который обращен к истории Анийского царства и в основу которого легли миниатюры Ахпатского евангелия XIII века. Играли на сцене Культурного центра "Елизавета Мамонтова".

Вообще, Сергиев Посад - это фантастическое место, такой русский Эчмиадзин, они, кстати, города-побратимы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра преподобного Сергия Радонежского, множество церквей, Черниговский скит, а рядом Хотьково, Абрамцево - сам воздух пропитан большой культурой. Меня пригласили в жюри фестиваля, на что я с удовольствием согласился, и хотя это была большая работа - 15 спектаклей, по два в день, большие обсуждения - не просто ни на минуту об этом не пожалел. Все прошло просто прекрасно!

В составе жюри были Нина Шалимова и Марина Тимашева - выдающиеся театральные критики. Нина Шалимова - доктор искусствоведения, профессор, руководитель курса на театроведческом факультете ГИТИС-а, совершенно потрясающий специалист. Я очень надеюсь пригласить ее с лекциями в Ереван - работаю в этом направлении. Мы были единственным театром пантомимы на фестивале - все остальное, большие драматические спектакли, в том числе, Московского Театра Наций, Ярославского театра имени Волкова. В общем, более чем солидно. "Шераник" получил специальный приз фестиваля "за одухотворенное воплощение христианской темы в искусстве". Кстати, мы выступали в финале, так что церемония награждения шла в наших декорациях.

- Который это уже международный приз "Шераник"?

 Сцена из спектакля 'Шераник'- Не помню, да это и не важно. Зато очень важно, что нас в очередной раз увидело множество людей, в том числе и "те, кто решает вопросы". Скажем, человек, который руководит процессом получения арт-грантов в Московской области сказал - "Вы должны быть у нас везде!". Это ведь действительно важно, когда люди видят арт-продукт и находят, что он соответствует самому высокому качеству. "Шераник" реально произвел большое впечатление, а наша Инна Ахназарян, которая выступает в образе Анийской Львицы, стала звездой фестиваля - все подходили фотографироваться. В общем, на будущий год меня снова пригласили в жюри и в Сергиев Посад, и на Челябинский фестиваль "Человек театра". Но самое главное: Евгений Гельфонд, художественный руководитель Нового художественного театра в Челябинске, который вел на фестивале "У Троицы" лабораторию и с которым мы давно знакомы, предложил делать совместный спектакль. И финансирование уже есть. Договорились так - я еду на постановку, причем везу с собой и каких-то своих актеров. Премьера состоится в Челябинске, а потом привезем спектакль в Ереван. Сейчас вот додумываем тему - русско-армянскую.

- Замечательно! Кстати, о лаборатории - что это было, тоже конкурс? На сайте фестиваля выложено, что "победителем стала Нора Григорян, режиссер Ереванского государственного русского драматического театра им. К. С. Станиславского".

- Так Нора победила! При поддержке Минкульта России на фестивале работала режиссерская лаборатория «Образ Петра на театральных подмостках на примере одной пьесы». Поскольку Россия отмечает 350-летие Петра Первого, была выбрана пьеса-притча голландского автора "Царь Петр". Гельфонд руководил этим проектом, который организаторы фестиваля хотели сделать международным. Обратились ко мне, чтобы я кого-то порекомендовал, причем молодой режиссер должен был быть женского пола. Я сразу подумал про Нору. В конкурсе принимали участие четыре человека, за неделю они должны были сделать своеобразный эскиз к спектаклю. Оценка длилась два дня - по два отрывка в день. Члены жюри, естественно, высказались, но решение было принято по итогам зрительского голосования. В очередной раз молодая армянская режиссура проявила себя замечательно.

- А что насчет твоего фестиваля, точнее, Международного фестиваля пантомимы имени Енгибарова в Цахкадзоре, что-то его давно не видно...

- Теоретически он должен был состояться еще в 21 году, а заявку надо было подавать в декабре 20-го. Ты помнишь этот декабрь... Первый поствоенный год, какие фестивали! Я сам не захотел. А теперь вот решил пропустить еще один год. Лучше провести фестиваль в 23-ем году, но по-человечески. Если, конечно, дадут деньги. Я просто не общаюсь с министерством. Мне вполне хватило истории с этой поездкой. Транспортные расходы были на нас, и театр направил в это ведомство соответствующе письмо. Речь шла о 7 авиабилетах в Москву. Письмо провалялось в министерстве два месяца. Сроки подступают. Я принципиально не звоню Хзмаляну, но наш директор их дергает. Наконец приходит ответ - купят 4 билета. А в спектакле 7 человек! Билет Норы и мой давно прислала приглашающая сторона. Я набрался наглости и написал письмо директору фестиваля - мол, если вы можете купить еще три билета, мы приедем, а если нет, извините, у театра нет возможности. Она прислала эти билеты на следующий день! А 4-х министерских так нет. И их не было до тех пор, пока директор фестиваля в Сергиевом Посаде не направила жесткое письмо в наше министерство. Стыдуха! "За державу обидно"! Наш театр всегда возвращался с фестивалей с наградами. Это же государственный театр. Это же престиж страны - неужели это не имеет значения?!

- Давай о хорошем. Насколько мне известно, ты собираешь в ГИТиК-е инклюзивный курс для слабослышащих ребят. У тебя же есть уже такой парень, которого ты взял в театр...

- Да, и теперь я думаю, как здорово, что я его взял, потому что именно он явился причиной создания целого курса. Этот парень, Геворг Погосян, блестяще закончил институт, вернулся в свою спецшколу, открыл там студию и начал делать постановки. Что страшно воодушевило остальных ребят. Это воодушевление привело к тому, что они тоже захотели получить образование и обратились в министерство, а оно, в свою очередь, к институту. Мы ответили, что готовы работать с ними с удовольствием. Спустили госзаказ. При жутком дефиците аудиторий в ГИТиК-е им предоставят площадку и будет разработан специальный методический курс. Я решил обучать их чистой, классической пантомиме в стиле Марсо и с элементами клоунады. Чтобы потом, когда они придут в театр, могли бы и отдельно работать, делать собственные спектакли, зарабатывать, в конце концов! Их пять человек, и если слабослышащие ребята должны заниматься искусством, пантомима для них самое то, они ведь все равно объясняются жестами. Наша Инна Ахназарян, которая с ними работала, уже выучила этот язык. Думаю, все у нас получится, и это очень нужно и важно.

- И, наконец, хрестоматийный вопрос - что с зданием театра пантомимы?

- Мне говорят, что все готово. И действительно, административную часть закончили - кабинеты, туалеты, гримерки. А вот зала, фойе, а главное - сцены как не было, так и нет! После того, как стало ясно, что разрешения поднять на полтора метра стены и "вписать" сцену, не будет, архитекторы и строители предложили другое решение. Там есть такой парапет - если на него поставить ферму и перекрыть, получатся нужные нам 6 метров. На эту тему потребовали новый проект. Он давно сделан, и вся документация в порядке. "Вот сейчас начнут строительство!" - это я слышу уже третий месяц. Буквально за день до нашего отъезда на фестиваль было в очередной раз сказано - через два дня приступаем! Я проходил там вчера. Никакого крана, рабочих, движения - покой и лепота!.. А может оно и к лучшему. Ведь если здание театра завершат, вся "партия и правительство" примчится получать благодарность "за наше счастливое детство". И тогда мне только и останется, что не пойти на открытие театра. Пожимать руку главному начальнику страны я не в состоянии.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЕРЕСЧЕТЧИКАМ" ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА – АНАФЕМА!
      2024-04-19 11:56

      Увы, они никогда не встертятся и не заглянут  друг другу в глаза - не только на этом свете, но и на том... Потому что 1 500 000 прошедших крестную муку Геноцида армян,  канонизированных Армянской Апостольской церквью, пребывают  в раю. Осквернителям их памяти, извращенцам-гробокопателям и садистам уготовлена иная участь - вечное горение в адском пламени.               Аминь!

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ПРИХВАТИЗАЦИЯ - ПЕРЕЗАГРУЗКА?
      2024-04-12 09:10

      "- Если мне не изменяет память, на месте здания Дома художников когда-то была мечеть? - Да, в 20-ые годы прошлого столетия здесь стояла мечеть Залхана. - Ну, вот и выяснили, кому достанутся плоды нынешней попытки "реституции"..." Смешно. До слез. Такой диалог на днях звучал в Доме художников, где собрались руководители всех творческих союзов Армении, а также представители правовой сферы, чтобы всем вместе ответить на вопрос - что делать дальше?

    • "ПРИНЦИП БОГА" ИЛИ "ПРИНЦИП КОКА-КОЛЫ"? - "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" СТЕПАНАКЕРТСКОГО ТЕАТРА
      2024-04-11 11:01

      "Мы сошли с ума и под видом свободы превратили свою жизнь в абстракцию", - говорил с трибуны священник-лютеранин отец Августин...  Любой, случайно приоткрывший дверь и заглянувший в большой конференц-зал отеля "Ани", ни на секунду не усомнился бы, что здесь проходит большой международный форум, идет жаркая дискуссия и звучат разные идеологии и голоса, ищущие ответы на самые острые вопросы современного мира.  Дискуссионная ткань, острая и парадоксальная, действительно была. Конференция... Тоже была, только пропущенная сквозь призму творчества. Спектакль "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" по пьесе И. Вырыпаева в постановке Степанакертского Русского драматического театра. Спектакль, ищущий ответы на самые острые вопросы современного мира.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • "ПРИНЦИП БОГА" ИЛИ "ПРИНЦИП КОКА-КОЛЫ"? - "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" СТЕПАНАКЕРТСКОГО ТЕАТРА
      2024-04-11 11:01

      "Мы сошли с ума и под видом свободы превратили свою жизнь в абстракцию", - говорил с трибуны священник-лютеранин отец Августин...  Любой, случайно приоткрывший дверь и заглянувший в большой конференц-зал отеля "Ани", ни на секунду не усомнился бы, что здесь проходит большой международный форум, идет жаркая дискуссия и звучат разные идеологии и голоса, ищущие ответы на самые острые вопросы современного мира.  Дискуссионная ткань, острая и парадоксальная, действительно была. Конференция... Тоже была, только пропущенная сквозь призму творчества. Спектакль "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" по пьесе И. Вырыпаева в постановке Степанакертского Русского драматического театра. Спектакль, ищущий ответы на самые острые вопросы современного мира.

    • ГАСТРОЛИ "КАНАРЕЙКИ" – ПРИЕМ, ДОСТОЙНЫЙ КАЛЛАС
      2024-04-10 10:10

      "Мне уже говорили, что давно не было ни такого аншлага два дня подряд, ни такого приема, поэтому я сегодня проснулась счастливой. Понимаю, что тут встреча с легендарным московским театром наложилась на неожиданность увидеть меня в качестве драматической актрисы, но... Мои коллеги, улетевшие совершенно ослепленные Арменией, армянской публикой и этим приемом, в один голос повторяли: "Никогда такого приема не было!", - говорила Сати Спивакова, подводя итоги своего первого явления в родном Ереване в качестве театральной актрисы.

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.