Последние новости

БЕЗ МИСТИЧЕСКОГО ОТТЕНКА

Творчество Мартироса Сарьяна, и особенно его ранний период, своей впечатляющей силой продолжает вызывать интерес среди специалистов и художественной общественности как у нас, так и за рубежом. Оно включается в число наиболее оригинальных и неповторимо своеобразных явлений эпохи начала XX века. Вот отчего появилась необходимость переиздать одно из исследований Арарата АГАСЯНА двадцатилетней давности о раннем периоде творчества художника. В предисловии к новому изданию книги "Символизм и творчество Мартироса Сарьяна" автор, возглавляющий сегодня Институт искусств НАН, напоминает о том, что эта работа два десятилетия назад в силу известных обстоятельств обошлась без иллюстраций. Но это, можно сказать, было ей "не к лицу", так как говорить о творчестве художника без отсылок к иллюстративному материалу невозможно. На этот раз книга вышла в свет с одноименным текстом, на отличной бумаге и с 51 иллюстрацией. Только досадно, что среди них нет тех репродукций русских и европейских художников, о которых упоминается в тексте.

Творческое новаторство Мартироса Сарьяна ознаменовало поворот армянского искусства и вывело его на авансцену международной культуры XX века. Этот феномен в армянской культуре был и неожиданным, и ожидаемым, ибо Сарьян всем своим творчеством ответил на требование времени и на мощной волне национального самосознания перед лицом мира создал образ Армении. Неожиданным для нас было то, что на первом этапе творчества он вобрал в себя чужой поэтический мир, но сделал его своим. Это явление и стало предметом исследования Арарата Агасяна.

Мартирос Сарьян.  Натюрморт

Находившийся в авангарде русской живописи молодой М.Сарьян в самом начале XX века заявляет со всей определенностью о своей мировоззренческой позиции, несмотря на лишь первые шаги в искусстве. Такая зрелость юного Сарьяна может показаться парадоксальной. Но все становится на свои места, когда в его творчестве уже всплывают такие факторы, как происхождение, творческая память, - корни, которые посылают мощные токи, пробуждая патриотические настроения. Для Сарьяна решался вопрос соотношения творческих исканий с классическим наследием и традициями средневековой культуры, которая служила важной вехой и духовной опорой в его поисках. Эмоциональная восприимчивость художника не могла миновать влияния русского символизма, явления, получившего право на жизнь в России лишь к 1907 году и перекликающегося с европейским символизмом и модерном.

Сарьяновскую музу в те годы влечет миф о человеке, который вечен, как и мир, в котором он живет. Острая новизна изображения этого реального мира полна таинственности, лирической романтики и чисто восточного сонного ритма, о чем уже говорят названия его работ, выдержанных в эстетике символизма ("У моря", "Озеро фей", "Сказка долин. Орфей", "Влюбленный в Змейку" и др.). Символизм, охвативший Запад и русское искусство, был в основном наднациональным, в то время как в сарьяновских работах ощущается явное отклонение в сторону ориентализма.

А. Агасян разворачивает историю европейского и русского символизма и со всей научной скрупулезностью вживается в его обстановку, проявляя историческое знание материала. А оно, как известно, полнее и точнее материала критического, пишущегося по горячим следам. Как настоящий исследователь, А.Агасян умеет жить в "удвоенном времени" - в том, которое он исследует, в неповторимом и невозвратном и в сегодняшнем, с его стремлением объективно реконструировать и переосмысливать прошлое. Каждая деталь, каждый факт, относящийся к исследуемому периоду, учтены им с целесообразной меткостью, все вводится для осмысления образа художника в определенный этап истории и в контексте его художественной жизни. Автор прослеживает влияние этого культурного кода на раннее сарьяновское творчество. Обладая своим научным почерком, Агасян освещает заявленную в заголовке тему, выуживая из круговорота тогдашней художественной критики достаточно убедительные аргументы, подтверждающие начало и конец концепции сарьяновского глубоко пантеистического созерцательного символизма, который никогда не был для художника модой.

Можно сказать, что ни одно исследование творчества Сарьяна не обладает таким обилием попутно привлеченного материала и такой обширной библиографией, что свидетельствует о теоретической эрудиции автора. Причем ни одна из приведенных ссылок не выглядит ненужной или отвлекающей. Все они направлены на то, чтобы вызвать у читателя (любого - и квалифицированного, и не очень) цельный образ времени и определить в нем место раннего Сарьяна. А.Агасян улавливает сарьяновскую интонацию и ведет к ее раскрытию с помощью образного и формального анализа. Автор выделяет сарьяновское творчество этого периода из многообразия родственных ему проявлений, и в первую очередь в русском искусстве, с помощью последовательно-системного подхода, делая акцент на неповторимом индивидуальном характере поэтического мышления Сарьяна. "Сочетание мечты и реальности, конкретного наблюдения и поэтической трансформации... - так А.Агасян определяет одну из работ начала 1900 годов, но слова эти звучат обобщающе для всего этого периода.

М. С. Сарьян. Горы. 1923

Анализируя работы художника второй половины 1900 годов, сравнивая их с произведениями широкого круга современников (П.Кузнецова, П.Уткина, С.Судейкина, Ф.Милиоти и др.), автор вновь подтверждает связь сарьяновского символизма с действительностью, отвергающего любой мистический оттенок. В своем символизме Сарьян ближе к природе, "очеловеченной и одушевленной", но цвет у художника скорее эмоциональный, субъективный, взятый в отрыве от реального освещения. Именно московская школа символизма во главе с В.Брюсовым и К.Бальмонтом объявляла целью искусства эмоциональный опыт художника. Чутко восприимчивый к поэзии, М.Сарьян, сам сочинявший стихи на русском языке, был в этом смысле близок к поэтическому символизму. Но художник никогда не страшился резких поворотов, если они возникали как логический этап эволюции.

Впервые посетив Армению, Сарьян был поражен цветовой гаммой и пластической мощью родины. Он резко меняет палитру, в которой уже просматривается его творческая индивидуальность, проникнутая спецификой национального характера и духа. Его живопись постепенно вызревает, готовясь к большой форме. Знакомство с новой французской живописью начиная с 1906 года стимулировало его поиски, а находки лишь подтверждались творчеством таких художников, как Матисс, Ван Гог, Гоген, Сезанн. А.Агасян подчеркивает обостренное внимание к этим именам и их искусству в России благодаря щукинской коллекции, которая вдохновляла художников, порождала поклонников, знакомила с проблемами европейской живописи. Но окрыленность Сарьяна носила иной характер: он искал внутреннюю причину этих новаций, их скрытый нерв и родственность своим поискам.

А. Агасян помогает читателю уловить общность в творческих устремлениях Сарьяна и родоначальников французского постимпрессионизма. Внедренные корнями в совершенно противоположные традиции, обладающие совсем разными темпераментами и индивидуальными особенностями, они так же исступленно любят природу Юга, отождествляемого ими с солнцем, "источником всего живого, средоточием жизни". Агасян подчеркивает, что в творчестве великих художников восприятие природы и человека совпадает по своей сути. Для подтверждения этого вывода он сводит вместе "Портрет старика крестьянина" и "Сеятеля" Ван-Гога и "Автопортрет", "Пахаря" Сарьяна. Это говорит о том, что познание тайны природы и человека исключено из сиюминутной истории. Оно, это познание, стремится к тем граням смысла, которые уже далеки от символических функций.

А. Агасян останавливается на пороге того периода, когда происходит окончательный поворот к здравому реализму, когда в работах Сарьяна появляются произведения жанрового характера, обнаруживающие связь с реальностью. Ведь именно армянские горы стали тем потрясшим его переживанием, давшим ему духовную и творческую силу, которая и породила новое качество его живописи. Но это уже совершенно новая страница творчества, начатая с 1909 года, когда даже названия работ ("Гиены", "Зной. Бегущая собака", "Утро в Ставрине" и др.) говорят о разрыве с идеями символизма.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • РОМАНТИКА РЕАЛИЗМА
      2016-08-26 15:22

      Обращаясь к новым проявлениям в творчестве Шота Восканяна, мы наблюдаем своеобразную подвижность в его стилевой определенности. Его живопись до недавнего времени была посвящена чаще всего женским или театральным образам, живущим в своем тесном мирке, заполненном до предела их заботами и проблемами. Художник пытается проникнуть в эту полную загадочности  жизнь своевольных, наивных, бесшабашных, лукавых героев и героинь языком богатых, гармоничных цветовых сочетаний, проникаясь противоречивостью их переживаний, скрытых, дремлющих в ожидании событий.

    • ИМЯ ПРЕМЬЕРА НАЗОВУТ В ПОНЕДЕЛЬНИК
      2014-04-11 13:19

      12 апреля в Цахкадзоре четыре парламентские партии - ППА, АРФД, АНК и "Жарангутюн" - представят свою программу социально-экономического развития Армении. Ключевые положения документа были озвучены представителями 2 политических сил в ходе состоявшихся в четверг консультаций с главой государства. В консультациях по вопросу назначения нового правительства приняли участие ППА и АРФД. АНК и "Жарангутюн" на предложение президента не откликнулись и на консультации не явились.

    • ЕГО КАРТИНЫ УВОДИЛИ ОТ ОБЫДЕННОСТИ
      2013-01-24 00:00

      Более чем 50-летнее творчество Владимира Саакяна, мастера, ушедшего из жизни в самом начале 2013 года, заставило нас оглянуться на пройденный им путь в искусстве, первая половина которого прошла в советские годы, а вторая - в иных условиях, в нынешнее, неблагоприятное для искусства время. Удивительное дело: быстрые перемены, произошедшие в нашей жизни, развалившие братство художников, разрушившие судьбы многих творческих людей, разбросавшие их по разным странам, совсем не отразились на искусстве некоторых из них. В основном тех, кто, как бы не замечая бытовых перемен, воспринял новую реальность как очередное испытание на жизненную прочность и художественную цельность и честность.

    • ЯРКИЕ ПОЛОТНА СЫРОГО ПОДВАЛА
      2012-10-20 00:00

      Говоря о творчестве Вартана Товмасяна - графика и живописца, напомним прежде всего о его первых шагах (и весьма успешных) в области скульптуры. Его пластические работы разошлись по музеям и частным коллекциям, а часть хранится в его мастерской. Они сразу выделились своеобразным языком смелых и резких преувеличений. Герои В.Товмасяна - выдающиеся деятели культуры, личности, обладающие стихийно-драматическим чувством жизни, во многом раскрывали зрителю свою мятежную сущность благодаря товмасяновской манере, вырывающей их из однообразия повседневности.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ГРУЗИНСКИЙ РОМАН «БУНКЕР» – САГА ОБ АРМЯНСКОЙ СЕМЬЕ
      2024-10-15 10:40

      Издательство «Антарес» представило отечественным читателям книгу «Бункер» молодого, но уже известного грузинского писателя Ивы Пезуашвили. Роман переведен на армянский язык и был презентован на днях в книжном магазине «Даран» Еревана в присутствии самого автора, переводчика Ани Астатурян, редактора книги Аркменика Никогосяна, а также посла Грузии в Армении Георгия Шарвашидзе.

    • ОТКУДА НА ЗЕМЛЕ КИСЛОРОД: ВЫШЛО ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ УЧЕНОГО АРТЕМА ОГАНОВА
      2024-07-03 09:35

      Всемирно известный ученый армянского происхождения, популяризатор науки Артем Оганов сообщил о выходе новой редакции книги для детей "Химия. Атомы, молекулы, кристаллы". Первое издание книги под названием "Химия с Артемом Огановым" (2022 год) не только оказалось успешным по продажам, но и удостоилось премий. За эту книгу Оганов получил Всероссийскую премию "За верность науке" и две премии просветительского общества "Знание".

    • Издана книга «Государственная политика вандализма в Азербайджане»
      2024-06-21 11:26

      Предстоятель Арцахской епархии ААЦ, епископ Вртанес Абрамян издал книгу «Государственная политика вандализма в Азербайджане».

    • 120-ЛЕТНИЙ ПУТЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ АРМЕНИИ
      2024-04-27 09:56

      Вышла в свет книга Рубена ГРДЗЕЛЯНА "История железных дорог Армении", изданная по заказу ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога".  Автор, филолог по образованию, отмечает в предисловии, что дорога создавалась в одном государстве, пережила три государства-собственника, приходила в полный упадок и возрождалась.