Последние новости

"ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ ГОСУДАРСТВО ПОЗАБОТИЛОСЬ О ХУДОЖНИКАХ"

Захар ХАЧАТРЯН – художник старой закалки, прошедший не только лучшую школу советской живописи, но и полный перипетий жизненный путь. Посему в свои 88 лет он, заслуженный художник России и Армении и участник Великой Отечественной войны, продолжает создавать замечательные полотна и активно участвует в общественной жизни. На встрече Владимира Путина с ветеранами ВОВ, состоявшейся в конце февраля в Санкт-Петербурге в связи с годовщиной снятия блокады Ленинграда, Захар Авакович поднял насущные вопросы и собратьев по оружию, и творческих союзов, чем не только привлек внимание Путина к накопившимся проблемам, но и заставил его задуматься над их решением.

Уроженец села (ныне города) Сисиан Сюникского марза Армении, Захар Хачатрян уже много лет живет и работает в Петербурге, не упуская случая наведаться на родину. Точнее, в Ереван, где, как правило, останавливается в своей мастерской: другого жилья у художника просто нет. Несколько лет назад он вместе с братом, известным скульптором Арташесом Овсепяном, передал в дар нашему государству свой сюникский дом, где в итоге был основан их именной музей.

Своей крыши над головой у живописца нет и в Питере, несмотря на то что именно здесь он получил художественное образование, обрел славу и друзей, у которых до сих пор и прописан. Чиновничьих кабинетов Захар Авакович не обегал – все свободное время посвящал живописи, создавая неповторимые пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые полотна, занимаясь церковной живописью как художник и реставратор. А когда в 2008г. узнал о жилищной программе для ветеранов ВОВ и поспешил записаться на квартирную очередь, то выяснилось, что опоздал. После встречи с В.Путиным надежда на жилье вновь загорелась в душе З.Хачатряна.

Жизнь Захара Хачатряна всегда была полна сюрпризов и неожиданных перемен. По его рассказам, в художники он подался совершенно случайно. "Помню, учился в Ереване в музыкальном училище имени А.Тиграняна – играл на гобое, владел аккордеоном, народными армянскими инструментами, - вспоминает Захар Авакович. - Однажды прослышал, что студентов художественного училища, прибывших из районов в столицу, обеспечивают комнатой в общежитии, и резко подался в живописцы. Благо даром рисования Бог наградил. Но и тут не обошлось без казусов. Однажды чуть не вылетел из-за пропуска уроков, хотя в реальности посещал все уроки. Оказалось, мою фамилию внесли в список другого факультета…"

Никогда не ладилось у Захара Хачатряна и с официальными документами – дата рождения долго отсутствовала в паспорте: год – 1924-й – обозначен, а числа и месяца как не бывало. Это не помешало юному Захару оказаться на фронте, воевать в Крыму и на Одере, получить тяжелейшее ранение под Франкфуртом в канун победы. Пуля прошла насквозь в миллиметре от сердца, и, как позже описал в одном из своих рассказов художник, дышать приходилось не через горло, а сквозь дырку в груди, которая скрыта от посторонних глаз не только хирургическим швом, но и орденами "Красного Знамени", Отечественной войны I и II степени, медалями "За отвагу", "За победу над Германией". Тем не менее Захар Хачатрян выжил, а ранение спасло семью от репрессий.

А затем в жизнь жителя армянского села ворвался Петербург, или, как называли тогда северную столицу России, – Ленинград, куда в 1951г. он приехал поступать в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Репина. Так и остался в городе на Неве, став последним учеником народного художника СССР Александра Герасимова. Именно Герасимов, тогда президент Академии художеств СССР, на суд которого Захар привез свои картины в Москву, первым распознал талант художника у юного армянина и посоветовал ему поступить в Репинку. "Герасимов все годы не упускал меня из виду, следил за моими творческими достижениями и однажды посоветовал продолжить учебу в Москве, предложив поселиться у него. Так я стал не только учеником великого Герасимова, но и членом его семьи на целых 4 года", - рассказывает Хачатрян.

С 1955г. Захар Хачатрян стал активно выставлять свои работы в лучших залах российских столиц вместе с произведениями ведущих живописцев Ленинграда и Москвы. Приобретенные им в Репинке прекрасные теоретические знания по живописи и навыки по написанию портретов обрели более отточенные очертания под рукой Герасимова, обогатившись глубоким проникновением в суть вещей и их индивидуальным восприятием самим художником. Захар Авакович перенял у своих педагогов задачу развития классических традиций реализма, обогатив их лучшими тенденциями мировой живописи и придав им современное звучание. И сегодня он остается ярым приверженцем реализма в изобразительном искусстве, считая его классической основой всех основ.

20 из 60 творческих лет З.Хачатрян провел в Армении, где с 1960 по 1980гг. рисовал, преподавал, возглавлял кафедру в Ереванском художественно-театральном институте. А потом вновь начал жить и творить между Россией и Арменией, писать яркие и позитивные картины, создавать образы святых. Работы одного из самых уважаемых живописцев Петербурга и выдающегося армянского художника Захара Хачатряна хранятся в музеях России, Армении, Швейцарии, Италии, Швеции, Финляндии, США и других стран. Однажды один из поклонников его творчества из Женевы приобрел сразу 34 картины.

Недавно маэстро Хачатрян завершил работу над огромным полотном "Мадонна с младенцем" для ереванской церкви Сурб Григор Лусаворич по заказу Католикоса Всех Армян Гарегина II. На картину ушло три года без малого – с картиной в несколько метров 88-летний художник справился без запинки. Сейчас подумывает написать большое полотно, усеянное многообразием полевых цветов родного армянского края.

Самым большим достижением последнего периода Захар Авакович считает беседу с Владимиром Путиным, в ходе которой затронул проблему тяжелого финансового положения творческих союзов и их критического состояния, отсутствия зарплаты и достойных, а то и вовсе каких-либо пенсий у художников, рассказал о плюсах былого Союза художников СССР, в структуре которого, по его словам, были заказы на творческие работы для живописцев, графиков, мастеров монументального и декоративно-прикладного искусства. Он выразил также желание восстановить, пусть не в прежнем объеме, Союз художников СССР – ныне СНГ. "Как и все мы, молодые художники испытывают трудности с материалами – чрезвычайно дороги стали подрамники, холсты, краски, прочие необходимые атрибуты нашего ремесла, - заметил З.Хачатрян. – Тем более что постоянной зарплаты, как это было в прежние времена, художники теперь не имеют".

Как отмечает Захар Хачатрян, Владимир Путин высказался об отсутствии возможностей восстановить многонациональный Союз художников, однако пообещал решить многие проблемы, накопившиеся в сфере изобразительного искусства России, в том числе оценить работы художников и подумать об их приобретении государством.

"Сегодня я член Союза художников Санкт-Петербурга, но мое сердце одинаково болит и за состояние армянских коллег, - заявил Захар Авакович. – Мы, армяне, любим перенимать у других народов их идеи и механизмы работы. Мне бы хотелось, чтобы наше государство переняло эстафету Путина и позаботилось о судьбе наших художников, хотя бы восстановив былой Государственный художественный фонд, который приобретал бы стоящие полотна профессиональных художников прямо с выставки, и разработав пенсионную политику в отношении деятелей изобразительного искусства".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ АРМЕНИИ ПОДВОДИТ ОЧЕРЕДНОЙ ИТОГ
      2024-11-21 13:33

      В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.

    • "НАУЧНЫЙ АРЦАХ" ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
      2024-11-21 10:55

      В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.

    • ГАЯНЭ ШУШЕЦИ – ХУДОЖНИК, ВЕДУЩИЙ ЗА СОБОЙ
      2024-11-20 11:03

      Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих  гармонию.

    • SER ARTSAKH: СДЕЛАНО С ЛЮБОВЬЮ
      2024-11-20 10:49

      3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ОВАННЕС, СЫН ГЕВОРКА АЙВАЗЯНА
      2023-02-17 10:39

      Теперь армянского художника-мариниста решили прибрать к рукам украинцы Если раньше армяне и русские спорили по поводу того, «кем больше по национальности» является известный художник-маринист Иван Айвазовский, то теперь украинцы махом приписали его себе. Нью-йоркский Метрополитен-музей изменил на своем сайте подписи к его картинам – миниатюре «Корабль в бурном море» и полотну «Корабль при лунном свете», а также его фотопортрету, как и к картинам Ильи Репина и Архипа Куинджи, которые находятся в коллекции музея. Теперь рядом с именами художников отмечается, что они украинцы. Ранее музей называл их русскими живописцами…

    • ВАРДГЕС СУРЕНЯНЦ – ХУДОЖНИК И ЧЕЛОВЕК
      2022-05-06 09:20

      "Если бы Вардгес Суренянц был итальянцем, голландцем, французом или русским, международная искусствоведческая общественность однозначно причислила бы его к величинам мировой живописи и культуры. Однако, несмотря на имеющееся большое количество архивных материалов, этот великолепный художник недостойно мало изучен. Это и послужило одной из причин создания биографического сборника о Суренянце, который мы сегодня имеем честь представить читателю".

    • КРАСОТА, ОВЕЯННАЯ ТРАГИЗМОМ
      2022-05-04 09:55

      Ереванская галерея "Никогосян" (фонд Николая Никогосяна) недавно представила выставку графических работ художника Карапета (Гераса) ГЕОКЧАКЯНА "Мир и я". Она проводится в рамках сотрудничества с Музеем графики "Стиль" в Гюмри.

    • НА ПОРОГЕ ЮБИЛЕЯ
      2022-03-29 09:44

      Автопортрет – популярный жанр для многих живописцев и весьма интересный для искусствоведов, определяющих, каким видит себя в зеркале автор и насколько это сопоставимо с его характером и поступками. А сами художники через годы, глядя на свои работы, вспоминают "тот" образ и, увы, обнаруживают, что время изменило их, и с этим ничего не поделаешь.