Последние новости

ТЕАТР - ЖЕСТОКОЕ ХОББИ

Московский художественный театр им. Чехова привозил в Ереван знаменитый спектакль "Гамлет", в котором Михаил Пореченков исполнял роль Полония и открылся перед знающим его по киноролям зрителем с совершенно неожиданной стороны. Прошло четыре года, и МХТ вновь оказался гостем Еревана. Нынешний визит прославленного театра в нашу столицу проходил в рамках межгосударственного договора между министерствами культуры России и Армении и вошел в число мероприятий, приуроченных к 90-летию Национального театра им. Г.Сундукяна.

ЛЕВ ТОЛСТОЙ. "КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА". ПОСТАНОВКА АНТОНА ЯКОВЛЕВА, кстати, сына замечательного артиста Юрия Яковлева. В заглавной роли Василия Позднышева, человека, исповедующегося перед случайным попутчиком в поезде и всем зрительным залом в убийстве из ревности жены, - заслуженный артист России Михаил ПОРЕЧЕНКОВ. "Мы рады приехать в Армению, не в первый раз на этой благословенной земле, - говорил Михаил Евгеньевич до начала спектакля. - Нас здесь всегда очень хорошо принимают, и нам очень приятно встречаться с ереванским зрителем. Четыре года назад Московский художественный театр приезжал сюда с "Гамлетом" большим составом, и, кажется, спектакль понравился. Так что мы и сейчас постараемся произвести впечатление".

Режиссер спектакля Антон Яковлев так мотивировал свой достаточно неожиданный выбор исполнителя: "Михаил - замечательный артист, это во-первых. К тому же так получилось, что у него оказалось время - он не снимался, как обычно, с утра до вечера. Ну и, главное, мне захотелось посмотреть, каким будет современный Позднышев - не традиционный рефлексирующий книжный персонаж, как обычно играют "Крейцерову сонату", а герой, который живет рядом с нами, ассоциируется с человеком, который может войти в каждый дом, и с ситуацией, которая может произойти с каждым. Вот это было очень важно, и мне кажется, что Миша очень точно перебросил мостик из конца XIX века в сегодняшний день.

А ВСТРЕЧА С МИХАИЛОМ ПОРЕЧЕНКОВЫМ ПРОХОДИЛА В РЕЖИМЕ БЛИЦ всего за час до начала спектакля.

- Не страшно было браться за такую роль?
- Чем больше мы погружались в материал, тем больше понимали, что и где-то в глубине нас это есть, что мы не знаем, какими мы можем быть в критические моменты. Мы не знаем о самых темных силах, которые могут рождаться в нашей душе и вырываться наружу. Но есть Бог, и для того и создан человек, чтобы он мог остановиться . Для этого человеку дан разум. В противном случае возникают такие вот ситуации, из которых выйти невозможно. Про это, собственно, спектакль.

- А каково было вживаться в такой образ и прогонять себя через всю эту гамму терзающих чувств? Тем более что на первый взгляд это вообще не ваша психофизика?
- Это очень сложная работа. Конечно, я совсем не подходил на роль этого персонажа. Во всех обращениях к "Крейцеровой сонате" Позднышев - тонкий рефлексирующий интеллигент, попавший в такую ситуацию, из которой ему не выбраться. А я вроде на интеллигента не очень похож, не смахиваю даже - в боевиках снимаюсь. И вот Антон доверил мне эту работу, и мы с ним попытались пройти этот сложный, тернистый путь. Это самая сложная моя роль в театре, и по сей день остается самой сложной. Вначале мы сидели вдвоем с Антоном, "присваивали" толстовский текст. Но фактически до первого показа человека у нас не было. Мы довели всю ситуацию вокруг до апогея, практически все уже закипели, напряглись, уже назревали ссоры, были сказаны последние, самые страшные слова и - только после этого вдруг включился наш герой. И зажил своей, отдельной жизнью.

Миша очень точно перебросил мостик из конца XIX века в сегодняшний день.- И вы с ним так гармонично существуете?..
- Когда я на сцене, конечно, вполне гармонично - я его понимаю и оправдываю. Если бы было иначе, не надо было бы выходить к зрителю. Разногласий с ним у меня нет, раздвоения личности - тоже. Но я понимаю, что дьявол - темные силы - живет и во мне, и надо его как-то не выпускать. Еще понимаю, какие финты может выкидывать с нами наше воспаленное сознание - мы даже не можем до определенного момента себе этого представить. Постоянно идет такая сложная исследовательская работа самого себя. Со временем я какие-то ходы стал упрощать, но по страсти и по накалу того, что происходит, всегда пытаюсь выходить на пик эмоционального взрыва. В любом варианте задача спектакля - выдавливать из себя по капле бесов, которых в каждом человеке в достаточном количестве. Такой сеанс психотерапии. Мы постарались этот сеанс возвести в художественную форму. "Крейцерова соната" - это все сложности взрослых мужчин и женщин. Как это обойти - вечная проблема, и ничто не меняется. Каждый раз все приходит на круги своя, и начинаем сначала. Две разные планеты - никогда не кончающаяся история. Поэтому зрители так и реагируют - иногда смеются нервным защитным смехом. Когда понимают, что видят отражение своих же эмоций, а это страшная штука.

- В кино снимаетесь с той же интенсивностью?
- Обязательно, а как же. Сейчас работаю с Кареном Левоновичем Оганесяном. Вот - начинаю называть моих армянских друзей! Мы сняли уже две картины, они сейчас выходят. Первая - "Марафон", вторая - "О чем молчат женщины". Первая - лирическая комедия с Екатериной Васильевой, вторая - со всей плеядой наших женщин-звезд. Скоро на экран выйдет и картина про великого русского борца Ивана Максимовича Поддубного, роль которого я исполняю.

- На сцене МХТ вы, кажется, сейчас заняты только в трех спектаклях. Кино вам все-таки ближе?
- В театре тоже пытаемся репетировать, но это тяжело, потому что занятость в кино колоссальная. Между театром и кино я не ставлю знаков "ближе-дальше", "лучше-хуже" - это разные профессии, в которых артист должен работать. В кино своя специфика, в театре своя, на телевидении своя. Я есть во всех ипостасях. И даже занимаюсь режиссурой, скорее, делаю попытки. Сейчас собираюсь продюсировать документальный фильм о Второй мировой войне - совместно с Первым каналом и Министерством культуры. Мы хотим сделать шестнадцатисерийный фильм "Мифы Второй мировой войны". Там я буду выступать в качестве продюсера, ведущего и, может быть, режиссера.

- Десятки сериальных ролей не давят тяжким грузом на плечи? Ну по крайней мере образ агента национальной безопасности Лехи не влияет на зрительское восприятие, когда вы выходите в "Крейцеровой сонате" и подобных ролях?
- Блестящая вещь - сериал. Дает возможность молодым актерам попробовать себя. Дает возможность актерам заработать, что немаловажно в наши дни, потому что мы знаем: в театре заработки - это, как говорит мой друг Константин Юрьевич Хабенский, жестокое хобби. Мы занимаемся жестоким хобби. А сериалы - прекрасно, замечательно. Посмотрите - есть такие сериалы "Ликвидация", "Исаев", вот сейчас вышел "Жизнь и судьба" - это то, что снимал Урсуляк. До этого была "Белая гвардия". Это прекрасные многосерийные телевизионные фильмы, сделанные по кинопринципу. Было время - такое свободное поле для продюсеров, "отпилить на заходе" называется - тогда сериалы были, конечно, ужасающими. Но сейчас все набили руку. Все понимают - чтобы телепродукт имел успех, нужно делать качественную вещь. А что до агента - Леха живет отдельно, без меня. Ну, я повзрослел, а он нет.

- А кого бы вы не стали играть ни при каких обстоятельствах?
- Мне предложили сыграть персонаж - предателя армянского народа. На полном серьезе! Я прочел сценарий и в какой-то момент понял: что бы ни предлагали, откажусь - "простите, ребята, но у меня есть друзья-армяне, они меня не поймут!"

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.

    • НОСТАЛЬГИЯ ПО НАСТОЯЩЕМУ
      2024-07-11 09:36

      65-летие режиссера, творческого руководителя Государственного театра музыкальной комедии им. А. Пароняна, председателя Союза театральных деятелей Армении, заслуженного деятеля искусств РА Акоба КАЗАНЧЯНА прошло без особой помпы - показ нового спектакля юбиляра и прекрасный многолюдный вечер. Круглая дата и стала поводом к серьезному разговору с деятелем армянского театра, сделавшему для него так много, что и не перечислишь.

    • МИКАЕЛ ПОГОСЯН: 70 ЛЕТ И 100 ЖИЗНЕЙ
      2024-07-10 10:13

      "Мы - люди одного поколения, ереванцы одного поколения, которые жили в этом городе и несли этот город в душе. За эти годы менялись и мы, и город, а любовь к нему оставалась неизменной. Сегодня мы будем смотреть фильм - такой альманах всего актерского и режиссерского творчества Микаела Погосяна. В этом фильме - жизнь артиста. И наши воспоминания... А еще мне хочется сказать, что Микаел Погосян - это артист, художник, который не боится времени. Времени, которое экзаменует и бросает вызовы. А он отвечает на вызов вызовом. Способность ответить на вызов вызовом - в этом суть актуального искусства", - говорил писатель и кинокритик Давид Мурадян со сцены Дома кино.

    • ... И ВСЕ ХОРОШЕЕ В СЕБЕ - "СХОМЯЧИЛИ "
      2024-07-01 09:41

      Кажется, не питающий по поводу людского сообщества иллюзий Фридрих Ницше когда-то заметил, что налет цивилизации на человеке много тоньше яблочной кожуры... Примерно об этом поставленный Арсеном ХАЧАТРЯНОМ спектакль "БОГ РЕЗНИ", премьера которого состоялась недавно на сцене Русского драматического театра им. Станиславского.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ С "ГАМЛЕТОМ..." - В ЕРЕВАНЕ!
      2024-05-09 11:04

      Нам, увы, не стоит объяснять, что такое  экзистенциальная ситуация. В этой ситуации между жизнью и смертью и возникают главные вопросы.  В чем смыслы, в том числе - смысл жизни? И в чем ее ценность и преимущество перед небытием? Что такое человек? И какова его ответственность за все, что совершается с ним и вокруг него?... Проклятые вопросы. Гамлетовсике вопросы.

    • ГАСТРОЛИ "КАНАРЕЙКИ" – ПРИЕМ, ДОСТОЙНЫЙ КАЛЛАС
      2024-04-10 10:10

      "Мне уже говорили, что давно не было ни такого аншлага два дня подряд, ни такого приема, поэтому я сегодня проснулась счастливой. Понимаю, что тут встреча с легендарным московским театром наложилась на неожиданность увидеть меня в качестве драматической актрисы, но... Мои коллеги, улетевшие совершенно ослепленные Арменией, армянской публикой и этим приемом, в один голос повторяли: "Никогда такого приема не было!", - говорила Сати Спивакова, подводя итоги своего первого явления в родном Ереване в качестве театральной актрисы.

    • САТИ СПИВАКОВА В РОЛИ МАРИИ КАЛЛАС - ЛУЧШИЙ ПОДАРОК В ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИК
      2024-03-08 11:05

      "Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии.  Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!

    • "О КОММЕРЦИИ МОЖНО НЕ ДУМАТЬ, НО РАСЧЕТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВСЕГДА"
      2023-12-14 10:57

      Директором Ереванского Государственного театра кукол им. Ов. Туманяна Арташес БАБАЯН стал относительно недавно, но уже успел снискать в профессиональных кругах имидж самого крепкого молодого арт-продюсера. А вот теперь еще стал Марко Поло армянского театра - на протяжении почти месяца Театр кукол с двумя спектаклями - "Дюймовочка" и "Буковски" - был в туре по городам и фестивалям Китая, и это, кажется, первопроходчество. Наша беседа - о праздниках фестивалей и реалиях театральной реформы.