ПРОДОЛЖАЯ УДИВЛЯТЬ И ВОСХИЩАТЬ
Народная артистка Армении и Грузии Эльвира Узунян обаятельна чрезвычайно. Я это ощутила сразу, как только пересекла порог квартиры известной певицы. Ее шарм мягкий, темперамент экспрессивный, с мощным накалом чувств и страстей. Такой неугасающий вулкан. Годы не убавили у артистки ни энергии, ни творческого горения. Просто деятельность ее предстает всякий раз в новом ракурсе. В этот приезд в Армению (последние 20 лет Эльвира Григорьевна живет в холодное время года в Бостоне, а остальной период - в Ереване) она занята сразу несколькими проектами.
Один из проектов связан с блистательной певицей, солисткой Мариинского императорского театра Надеждой Папаян. Ее кристальной чистоты и исключительной красоты голос завораживал современников, вызывая шквал оваций в Милане, Париже, Лондоне, Неаполе, Санкт-Петербурге, Москве, Тифлисе. В Париже ее называли "армянский соловей", певица гордилась своим армянским происхождением и на всех выступлениях исполняла армянские песни. Однажды ей преподнесли корзину с тридцатью розами на золотых стеблях. Каждая роза была искусно сделана из пятисотенной купюры. Это было 15 тысяч рублей того времени, деньги немалые. Выступать с Надеждой Папаян почитали за честь лучшие певцы Европы и России, а дирекция парижской "Гранд-опера" подписала с ней контракт, приняв все условия Папаян, лишь бы та согласилась стать солисткой знаменитого театра. Жизнь этой великой, как ее называли современники, певицы трагически оборвалась, когда ей не было еще и 40 лет. Эльвира Григорьевна, всегда восхищавшаяся Надеждой Папаян, давно вынашивала идею фильма, посвященного певице, названной Александром Ширванзаде "брильянтом, которым армянин должен гордиться".
Находясь на гастролях в Астрахани - родном городе Папаян, она разыскала людей, сохраняющих немногочисленные свидетельства о певице, а затем уговорила известного ленинградского режиссера Л.Цуцульковского, в кинокартине которого "Берег юности" она снималась, подготовить сценарий к фильму. Сценарий был готов, но наступил развал СССР, и стало не до кино. Сегодня, когда в Азербайджане вышла книга "Армянские инородные сказки" с ее лживыми утверждениями об "армянских заимствованиях творчества азербайджанских композиторов", Эльвира Узунян вернулась к идее фильма. Тем более что автор"швырнул камень" и в ее любимую "Ануш", назвав эту прекрасную оперу обычным спектаклем на сюжет Туманяна с вкраплением нескольких армянских песен. Именно партия Ануш, сцену безумия которой Узунян исполнила в свое время на Минском фестивале, сведя слушателей, как писали тогда газеты, с ума своим исполнением, и вывела молодую певицу на всесоюзную арену.
Записей партий, исполненных Папаян, нет, она признавала только живой голос. Прослушав Шаляпина в записи, она сказала: "Это не ты, я никогда не соглашусь, чтобы меня записывали". Эльвира Григорьевна предлагает, чтобы партии из репертуара Папаян в телефильме исполнили наши известные оперные певицы. Ей хочется показать, как много талантов рождает наше земля. И еще ей хотелось бы, чтобы фильм был готов к юбилею Ереванского оперного театра. Такой вот подарок любителям музыки.
На днях в Музее Ованеса Туманяна отмечалось 100-летие со дня первой постановки "Ануш", и Эльвира Узунян, признанная одной из лучших исполнительниц партии Ануш, приняла участие в этом вечере. Она рассказала, что готовилась к исполнению своей партии долго, понадобилось время, чтобы пропитаться армянской народной музыкой, духом которой наполнено это произведение. Рассказала об Аваке Петросяне, легендарном исполнителе партии Саро, о том, как знаменитый певец подбадривал ее во время их первого совместного выступления, повторяя "апрес, апрес".
Эльвира Григорьевна всегда держала себя в ежовых рукавицах, когда дело касалось работы, всегда работала на сто процентов. По-другому не умела и не хотела. Она хотела на сцене в "Травиате" быть той самой Виолеттой Валери - хозяйкой полусвета Парижа, а не просто озвучивать вердиевскую партию. Ей было необходимо передать боль, страдания измученной жизнью женщины. И ей удавалось уйти от штампов, казалось бы, неизбежных в такой "запетой" партии, как Виолетта. Газета "Советская культура" писала: "Чувство меры - верный спутник таланта - уберегал ее от недо- или передозировки эмоций, грозящих превратить трагедию в фарс. Наблюдая Узунян на сцене, невольно вспоминаешь слова Чайковского о том, что "слушатель приходит в оперу не только слушать, но и смотреть".
На днях вышел альбом, в который вошли записанные в середине 80-х годов тридцать армянских песен и русских романсов, которые Эльвира Григорьевна исполняла с академическим оркестром русских народных инструментов Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Альбом называется "Ласточка дружбы". "Ласточка" А.Долуханяна и "Колыбельная" Б.Казанчяна были первыми ее записями с этим оркестром и легли в золотой фонд дальнейших творческих связей, став их ярчайшим символом. Альбом в продажу не поступит, она планирует подарить его друзьям из разных стран, а также астраханцам, которые помнят и гордятся своей легендарной землячкой Надеждой Папаян и наверняка захотят принять участие в проекте, посвященном ее памяти.
Чем бы Эльвира Узунян ни занималась, во всем сказывается общественный характер ее темперамента. Активна, самоотверженна она была и во "внеакадемической" деятельности. Много лет выезжала с концертами в сельские районы Армении и армянонаселенные районы Грузии, считая, что живое общение, реально звучащий человеческий голос не заменят ни радио, ни пластинка. Для нее всегда было важно наладить энергетический контакт между собой и публикой. Когда она завершила концерт в селе Нор-Квик Артикского района, благодарные за выступление сельчане, ожидавшие ее у выхода, с сожалением спросили, почему она не исполнила "Какавик" Комитаса. Певица вернулась на сцену и пела еще и еще. Много ездила Эльвира и по большой тогда стране, выступала на сценах оперных театров всех столичных республик, пела в Каире, Монреале, Пловдиве, Нью-Йорке и даже на БАМе. Когда ей предложили организовать группу для поездки к воинам советской армии в Афганистан, она и предполагать не могла, что их ждут перелеты на обстреливаемых самолетах, переезды в бронетранспортерах, выступления в воинских гарнизонах под аккомпанемент несмолкающей пальбы. Это было страшно, но она не жаловалась.
21 февраля 1988 года в ереванском Доме камерной музыки состоялся юбилейный вечер, посвященный 25-летию ее творческой деятельности. В первом отделении был сольный концерт певицы, во втором - импровизированные дуэты с друзьями, приветствия гостей из Грузии, с которыми через несколько дней ей предстояло участвовать в спектакле "Даиси". Однако спектакль этот, как и многие другие спектакли тех дней, не состоялся. Началось Арцахское движение, и Ереванский оперный театр стал жить жизнью митингов на Театральной площади. У Эльвиры Григорьевны есть склеенная из многих листов фотография Театральной площади тех дней. Море людей. Поднятые в едином порыве руки. Сначала она наблюдала за ними с окон третьего этажа Оперного театра, потом спустилась на первый, а затем и сама стала рядом с митингующими. Глядя на сегодняшний, отнюдь не блистающий чистотой Ереван, она вспоминает, как, уходя с Театральной, люди подбирали за собой даже окурки, не оставляя на площади ни клочка бумаги, ни тем более сигаретных пачек.
Она была активным членом и инициативной группы по организации вечеров, разработки программ в память о жертвах землетрясения. Участвовала в благотворительных концертах в фонд помощи пострадавшим от землетрясения, которые проходили в Венгрии, Польше, США. Дала несколько сольных концертов в Бостоне, а затем неожиданно для всех покинула сцену Ереванского оперного театра, которому были отданы лучшие годы ее профессиональной жизни. Покинула не потому, что ей хотелось уйти в расцвете сил, оставив по себе добрую память. Просто театр не работал, и она ушла.
Максималистка по натуре, она и в Бостоне ищет возможности приложения своих сил и энергии: занимается общественной и просветительской работой, сотрудничает с американскими деятелями культуры и представителями диаспоры, организует лекции-концерты в библиотеках, университетах, музеях. Иногда дает открытые уроки, проводит мастер-классы. Первый организованный по ее инициативе концерт был посвящен Комитасу, потом прошли вечера, посвященные 100-летию Арама Хачатуряна и Авака Петросяна, 90-летию Эдварда Мирзояна, вела она и вечер Ованеса Бадаляна. С энтузиазмом восприняла просьбу "АрмениенАрт альянс" помочь в организации детского эстетического центра в Бостоне, где подрастающее поколение диаспоры приобщается к литературе, музыке, живописи. Сотрудничество это продолжается по сей день. Способствует она и приглашению известных артистов, художников, знакомя американскую аудиторию и представителей диаспоры с армянским искусством. Она любит Бостон еще и за то, что его симфонический оркестр ежегодно дает концерт, посвященный армянской музыке. Это греет ей душу.
Влюбленность в жизнь, искусство, творческий подход ко всему, за что бы она ни бралась, - такова Эльвира Узунян и сегодня. В 2014-м ей исполнится 80 лет. Она и не думает скрывать возраст, о котором многие женщины предпочитают умалчивать. Возможно потому, что очень красива. А еще ей нравится, когда говорят, что этого не может быть. Артистичная, умная, тонкая, истинная женщина, способная и сегодня вскружить головы. Она никогда не уподоблялась примадоннам, которые ради триумфа на сцене думали только о карьере. У нее прекрасная семья, муж, дочь, внучка. Она умеет радоваться жизни, и жизнь платит ей за это взаимностью.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-04-08 11:59
В Центре эстетического воспитания детей им. Г. Игитяна проходит выставка работ Армине Галенц, которую она посвятила памяти своего отца, известного художника Саро Галенца. 10 апреля Армине исполнится 14 лет. В этот же день, только 109 лет назад 10 апреля 1910 года родился ее дед - выдающийся армянский художник Арутюн Галенц. Такое вот знаменательное совпадение. Бабушка, Армине Паронян-Галенц, в честь которой девочка названа, тоже была художницей. Так что, по-видимому, рисовать Армине Галенц-младшей предначертано самой судьбой.
-
2019-01-16 11:28
Беседа с доцентом кафедры культурологии исторического факультета ЕГУ Юлией АНТОНЯН.
-
2018-12-21 15:36
говорит в интервью "ГА" директор НИИ физиологии им. Л.А. Орбели НАН РА доктор биологических наук Наира АЙВАЗЯН - Г-жа Айвазян, минувшей осенью в Ереване прошло много академических мероприятий, в том числе инициированных и напрямую организованных вашим институтом. Расскажите об этом подробнее.
-
2018-12-21 14:55
Чуть более года назад ушел из жизни Саро Галенц - тонкий художник, выделявшийся особым творческим почерком, человек редкой одаренности, истинный интеллигент - без высокомерия, но с достоинством, без зазнайства, но с подлинным интеллектом, прямолинейный без грубости. События его личной жизни не становились достоянием общественности, он не заискивал перед коллекционерами, не заигрывал с прессой, он работал.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-07-07 10:16
"Фраза "Мне в Париж срочно, по делам" у наших актеров просто не получается", - была когда-то такая шутка. Но времена меняются... С Нарине ГРИГОРЯН мы встретились за несколько часов до ее вылета в Париж, где активно продолжается работа над фильмом «Месье Азнавур", премьера которого назначена на сентябрь будущего года, года 100-летия великого шансонье. В суперпроекте, который реализуют продюсер Жан-Рашид Каллуш, зять Шарля Азнавура, и режиссеры Гранд Корпа Малада и Меди Идира и в котором главную роль исполняет мегазвезда Тахар Рахим, снимаются несколько актеров армянского происхождения и только одна актриса из Армении, Нарине Григорян, приглашенная на роль матери Азнавура.
-
2021-08-21 10:00
Фантастическая летняя жара не лучшее время для анализа серьезной искусствоведческой литературы, не претендующей на легкое пляжное чтение. Серьезные книги надо читать промозглой осенью, когда за окном тупо барабанит дождь, тихо советуя не выходить без крайней нужды из дому, а теплый свет настольной лампы, как магнит, притягивает к себе книжные страницы. Но видит бог - и в жару не перестает биться живой творческий пульс: готовятся к изданию книги, среди которых немало и искусствоведческих исследований, вышедших в различных ереванских издательствах.
-
2021-01-15 10:24
«Мое творчество основано на национальных ценностях, и прежде всего своими убеждениями и жизненными ориентирами я обязана своей семье – для моих родителей патриотизм не просто понятие, а сущность. И эти ценности и убеждения я привила своим детям и внукам, передаю своим студентам. Прежде всего мы - армяне, а потом уже музыканты, строители, педагоги, политики», - отмечает в беседе с корреспондентом «ГА» заслуженная артистка Армении Гаяне Нерсесян.
-
2019-04-28 22:30
Все члены жюри шоу "Ты супер! Суперсезон" однозначно отметили профессиональный рост участницы из Армении Сатеник Геворгян.