"АЗНАВУР - ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ЧТО ПРЕГРАД В ЖИЗНИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ"
"Фраза "Мне в Париж срочно, по делам" у наших актеров просто не получается", - была когда-то такая шутка. Но времена меняются...
С Нарине ГРИГОРЯН мы встретились за несколько часов до ее вылета в Париж, где активно продолжается работа над фильмом «Месье Азнавур", премьера которого назначена на сентябрь будущего года, года 100-летия великого шансонье. В суперпроекте, который реализуют продюсер Жан-Рашид Каллуш, зять Шарля Азнавура, и режиссеры Гранд Корпа Малада и Меди Идира и в котором главную роль исполняет мегазвезда Тахар Рахим, снимаются несколько актеров армянского происхождения и только одна актриса из Армении, Нарине Григорян, приглашенная на роль матери Азнавура.
- Давай начнем с самого начала - как ты вообще оказалась в этом проекте?
- Несколько лет назад я сыграла небольшую роль во французском фильме нашей соотечественницы Норы Мартиросян "Когда утихнет ветер". Картина имела резонанс, вошла в программу Каннского фестиваля, но в тот год из-за пандемии он был не конкурсным... С этой ролью я была выдвинута на соискание нашей кинопремии "Анаит" в номинации "лучшая актриса", хотя совершенно не считала ее значительной. И оказалась права, "Анаит" тогда досталась другой актрисе. Но по факту мне выпал гран-при - позвонила Нора Мартиросян и сказала, что со мной хочет поговорить французский кастинг-директор Давид Бертран. Потом в Ереване состоялась встреча с представителями проекта... Словом, я была на постановке спектакля "Муму" в Москве, когда мне позвонили и сказали, что я утверждена на роль Кнар, матери Шарля Азнавура.
- Совершенно очевидно, что такой проект - предложение, от которого невозможно отказаться, но поскольку ты умудрилась сказать "нет" картине, которую делала NETFLIX, все-таки спрошу - что в чисто творческом плане тебя наиболее привлекло?
- Действительно, я отказывалась от многих посыпавшихся на меня предложений сыграть "армянскую маму", в том числе и в "Манюне" и, да, в проекте, который реализовывал NETFLIX - там была не просто "армянская мама", а еще и "несчастная армянская мама", и я отказалась.
Но эта картина совершенно о другом! В телефонном разговоре Аида, сестра Азнавура, говорит Шарлю: "Кем мы были и кем стали". Вот это главный лейтмотив - об этом фильм. И сразу понятно, для чего он снимается. Этот мессидж привлек меня бесконечно - как эмигрант может не просто сделать себя, но стать символом страны, тем более, такой страны, как Франция! Мне кажется, весь путь, пройденный Азнавуром, его невероятная личность - это мотивация для любого человека. И уж точно, его образ - символ для тех, кто реализует этот проект. Тахар Рахим, Меди Идира, многие другие - они тоже выходцы из эмигрантской среды. А вообще, то, что Азнавур для Франции, как говорится, "наше все" - это видно во всем и каждую секунду.
И еще один, такой более узкий культурологический момент. Азнавур ведь не был великим вокалистом, сила его была совсем в другом, и он как бы проговаривал свои песни. Так вот, режиссеры фильма Гранд Корпа Малада и Меди помимо кино читают рэп, увлекаются слэмом. И вот оказывается, что для них Азнавур - это предтеча, праотец, первоисточник, певец не только на все времена, но и бесконечно современный.
- Что для тебя главное в роли - показать национальный характер или мать "чемпиона", того, кто смог достичь вершины?
- Естественно, я осознаю, что это не просто армянская мама, а мама Азнавура, и обе составляющие для меня важны. К тому же, я никогда не играла в кино разный возраст, и тут есть над чем работать.
Но очень важный для меня момент - это возможность показать даже не армянскую культуру, а армянское существо и естество - кто есть армянин. Создатели фильма подходят к проекту очень трепетно, так что можно выйти за рамки клише, освободиться от представлений, которые есть у неармянина об армянине - представлений с советским налетом. Довелось даже объяснять, что если отец Азнавура, выходец из Тифлиса, знал русские песни, то его мать - это совершенно иное. На кастинге мне предложили сцену -"мать читает детям Саят-Нову", но мой коуч, совершенно прекрасная Нуне Гарибян, сказала, что это невозможно, ведь Кнар из Измира. Так что я читала Кучака - "Ес ачк, у ду луйс оги"... - и они буквально на слух влюблялись в эти строки. Или, скажем, я говорю, вот здесь первое, что спросит армянская мама у сына - это "Ты не голоден?", просто не может не спросить. И мне тут же говорят - так спрашивай!
В языковом плане сначала, "в семье", мы говорим на западноармянском, потом на французском с акцентом, и наконец, на чистом французском. Под руководством коуча мы старались достичь в западноармянском совершенной чистоты. Еще один коуч отрабатывает со мной "французские" сцены. Слава Богу, в школе я изучала французский, который очень люблю, так что текст учу не на звук.
- А что в производстве большого кино произвело на тебя наибольшее впечатление?
- Если честно, то, что суперпрофессионализм, оказывается, можно сочетать на площадке с невероятной доброжелательностью. Это ведь реально очень большой во всех смыслах проект, и процесс работы соответствующий. И это такой высочайший класс всего, что каждая моя поездка на съемки как попадание в рай. Даже начинаешь думать - как хорошо быть актрисой! На каждую сцену нам подбирают три варианта костюма, а потом уже режиссер говорит свое последнее слово. Одежда, обувь, каждая деталь, каждая мелочь - все делается с невероятно подробной тщательностью и отнимает в разы больше времени, чем собственно съемка. Фильм охватывает четыре периода из жизни Азнавура, и у каждого - свой цвет, а у меня, соответственно, еще и возраст. Кстати, возрастной грим мне накладывали почти пять часов, и хотя я уже была просто не в состоянии сидеть, все равно думала о том, что эти гримеры - абсолютные, настоящие волшебники.
Вообще, над "Месье Азнавуром" работает интернациональная команда по принципу "лучшие из лучших". В смысле, если, допустим, оператор, чей почерк наиболее ложиться на видение картины, работает в Бельгии, значит зовем его - и так по всем пунктам. Кстати, я не единственная актриса-армянка в фильме. В сюжет вплетена отдельная линия героя французского Сопротивления, кавалера ордена Почетного легиона Мисака Манушяна и его жены. Я как раз была на съемках, когда президент Макрон заявил, что прах Мисака Манушяна будет перезахоронен и войдет в Пантеон исторических деятелей Франции. Так вот, Манушянов тоже играют армяне - Тигран Мхитарян, который родился в Армении, в Ванадзоре, но в три года с семьей переехал во Францию, и актриса с армянскими корнями из Бельгии. А исполнительница на роль Улы, третьей жены Азнавура - непременно швейцарка, непременно модель и совершенно потрясающая красавица! Это я все к тому, что создатели фильма проводили кастинг по всему миру - чтобы все было идеально. Именно такую планку диктует Азнавур.
- Тахар Рахим, имя которого стоит в титрах фильмов наряду с Джоди Фостер и Бенедиктом Камбербетчем, а в "Экстраполяции" и с Мерил Стрип, да и вообще - актеры европейской школы. Как тебе работается?
- Поскольку здесь, в Ереване мне доводилось работать с нашими "французами" - Серж Аветикян, Серж Мелик-Овсепян, Джеральд Бабазян, - я давно поняла, что никакого диссонанса школ не существует. Мне с ними очень комфортно, тем более, повторюсь, атмосфера на фильме более чем доброжелательная. Да, Тах - настоящая звезда. Но мне иногда кажется, что та невероятная ответственность, которую он испытывает, играя роль Азнавура, для него настоящее испытание. И хотя перед началом съемки он целует меня в щеку, не только недостаточное знание французского не позволяет мне сказать, что такое чувство ответственности актеру только мешает.
- Вне актерства - что чувствует единственный представитель Армении в кинопроекте о великом Шарле Азнавуре, который, бесспорно, "наше все" не только для французов, но и для армян?
- Настоящее счастье! Причем, я убедилась, что само рождение этой картины очень важно именно для всех армян. Когда меня только утвердили на роль, появилось небольшое интервью со мной на одном из информсайтов. Никогда раньше, в каком бы фильме не снималась, я не получала столько сотен тысяч лайков - я же не Арташ Асатрян... Гордость армян по этому поводу - это какое-то всеобщее чувство, и французы это видят и чувствуют.
Когда погружаешься в биографию Азнавура, просто ком подступает к горлу - от этой силы человеческого характера, цельности личности, победительности, способности идти к избранной цели через все преграды. Вообще, мне уже не 25, и мне казалось, что кинокарьеры больше не будет, что - тем более после моих многочисленных отказов - меня больше не позовут. И тут вдруг!.. Говорю же, Азнавур - символ человека, который всем собой доказывает, что невозможного не существует.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-29 10:46
Известный журналист, режиссер, продюсер и сценарист документального кино Ашот ДЖАЗОЯН представил в Ереване свой новый фильм «Петербург! Жизнь в городе...». Фильм стал своеобразным зеркалом исторического прошлого и современных веяний в северной столице России, историй ее старожилов, трепетно относящихся к традициям города, и молодого поколения, которое полно решимости сохранить такой разный, но всеми любимый Петербург.
-
2023-07-04 10:16
Недалек тот день, когда Ереванский международный кинофестиваль «Золотой абрикос» уже в 20-й раз распахнет свои двери перед широкой публикой. Основанный в 2004 г. он прошел серьезный путь, полный трудностей и преград, добившись не только успеха у зрителей, но и признания на мировой фестивальной кинокарте.
-
2022-11-02 09:24
"Мы шагаем, движемся вперед. Наши мысли движутся с нами, рождая разные идеи, настроения. Эти мысли сталкиваются или со стеной, или, как в моем случае, с собственной тенью на сгоревшем доме, заходят в тупик. И не всегда мы способны объяснить эти мысли сами себе: очень многое дается нам мучительно трудно..."
-
2021-01-15 10:24
«Мое творчество основано на национальных ценностях, и прежде всего своими убеждениями и жизненными ориентирами я обязана своей семье – для моих родителей патриотизм не просто понятие, а сущность. И эти ценности и убеждения я привила своим детям и внукам, передаю своим студентам. Прежде всего мы - армяне, а потом уже музыканты, строители, педагоги, политики», - отмечает в беседе с корреспондентом «ГА» заслуженная артистка Армении Гаяне Нерсесян.