Последние новости

"МЕНЯ ВСЕГДА РАДУЕТ "ЗАВТРА"!"

"Сегодняшняя Армения - всего лишь седьмая часть великого армянского государства. Тем не менее территория не может стать национальной идеей; национальная идея в том, чтобы были мы, чтобы мы возвратились к себе, к своим истокам, своей сути, собрались вместе. Сохранить свое "я" можно, только живя со своим народом, в своей нации", сказал когда-то Агаси АЙВАЗЯН, писатель, драматург, кинорежиссер, художник – в самом широком и высоком смысле этого слова.

Казалось бы, человек, который не просто смог сохранить свое "я", но передать через него "я" своего народа, своей нации, писатель, еще при жизни признанный классиком, в пиаре и популяризации нуждаться не должен. И тем не менее наше размазанное по денежной купюре время переоценки ценностей, как никогда, нуждается в тех, кто настаивает на истинных, вечных ценностях человеческого бытия. И творчество Агаси Айвазяна именно сегодня особенно нуждается во внимательном и пристальном к нему отношении. Для этого вдова писателя Грета Вердиян-Айвазян и созданный и возглавляемый ею Центр-фонд делают немало.

ПЕРВУЮ СВОЮ БОЛЬШУЮ АКЦИЮ - ПЕРВЫЕ "АЙВАЗЯНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ" Культурно-образовательный центр-фонд имени Агаси Айвазяна провел еще в 2008 году, в годовщину ухода писателя из жизни. На следующий год Центр-фонд издал сборник пьес писателя на армянском и русском языках. А "Айвазяновские чтения-2010", приуроченные к 85-летию со дня рождения писателя, стали своего рода предтечей к проведению в октябре 2010 года Первого театрального фестиваля по драматургии Агаси Айвазяна. Фестиваль стал культурным событием не только Еревана, но и регионов всей страны. Именитые столичные театры и самодеятельные труппы из отдаленных регионов показывали свои готовые и признанные спектакли и постановки, осуществленные специально "по заказу фестиваля". Самое потрясающее было то, что вся эта серьезная и солидная акция, с работой авторитетного жюри, приездом в столицу региональных трупп, привлекшая к творчеству писателя не только деятелей театра, но и тысячи зрителей, была осуществлена на мизерные средства. Что свидетельствовало не только об огромной преданности и целеустремленности Греты Вердиян, но и непререкаемом авторитете Агаси Айвазяна, по крайней мере для людей культуры.

С тех пор прошло три года. И Грета Вердиян-Айвазян решила повторить свой столь удачный опыт. Второй фестиваль драматургии Агаси Айвазяна планируется провести в мае, но работа по его подготовке уже идет вовсю.

"Я считаю, что Агаси Семенович Айвазян недооценен до конца, поэтому кроме основной цели фестиваль драматургии Агаси Айвазяна должен показать армянам, каким богатством в лице Агаси Айвазяна они обладают, - говорит президент, вдова писателя Грета Вердиян-Айвазян. – Когда я заявила о своем желании провести очередной фестиваль, мне стали объяснять, что сейчас не то - неподходящее время. А я думаю, что время всегда подходящее. Что с нами случилось – мы перестали иметь историю, отцов, матерей, дедов и прадедов? Перестали мучиться вечными вопросами? Перестали быть армянами? Сегодня повсеместно жалуются на отсутствие пьес, откликающихся на волнующие нас темы. А пьесы Агаси Айвазяна, отслеживая болевые точки своего времени, смотрят и в прошлое, и в будущее, они требуют внимательного и заинтересованного прочтения; и потому его театру - жить долго".

"МЕНЯ ВСЕГДА РАДУЕТ "ЗАВТРА"! - С ОПТИМИЗМОМ ВОСКЛИЦАЛ ПИСАТЕЛЬ. И практически все его пьесы – а их у Айвазяна-драматурга 23, – даже самые пронзительно-трагические, задаются одним и тем же вопросом - как же быть счастливым там, где "с высоты разума вся жизнь выглядит как злая болезнь и мир - как сумасшедший дом"? Айвазян стал основоположником новейшей армянской драматургии. Его пьесы, история которых началась с легендарной "Диплипито", обогатили сокровищницу национальной драматургии, явили целую эпоху в развитии отечественного театра. История армянской театральной культуры уже неразрывно связана с его именем. Даже в самых острых, вопросы ставящих и на главные вопросы отвечающих пьесах, присутствуют яркая театральность, неуемная стихия игры, авантюры, шутовства, маскарадности и фантасмагории, европейской фарсовости и всенародной балаганности. Присутствует все то, что должно было делать пьесы Айвазяна такими желанными для театральных режиссеров.

Но за три года, прошедших с первого фестиваля драматургии Айвазяна, арсенал его пьес, поставленных на профессиональной сцене, пополнился лишь одним названием. В Ванадзорском драматическом театре им. Абеляна Нуне Хечумян обратилась к пьесе "Арлез" - кажется, пользующейся наибольшей режиссерской любовью и только за последние годы явившей как минимум три сценических воплощения. На первом фестивале был показан монументальный спектакль театра им. Пароняна "Исправительный дом Чаренца", очаровательная постановка Лили Элбакян "Американский аджапсандал", сделанная по бессмертному роману мастера, был замечательный спектакль Нарине Малян "Физиология рода", перекликающийся с культовым фильмом "Треугольник", снятым Генрихом Маляном по сценарию своего друга Агаси Айвазяна…

НЫНЕШНИЙ ФЕСТИВАЛЬ – И ЭТО, УВЫ, УЖЕ ЯСНО - БУДЕТ ЛИШЕН МАСШТАБНОСТИ. Конечно, Министерство культуры уже дало согласие поддержать собственно фестиваль, и можно не сомневаться, что обещание свое оно сдержит. Но вынужденные быть прагматичными большие театры вряд ли возьмутся за постановку пьес Агаси Айвазяна без должного финансирования. Зато идея такого форума под знаком большого писателя, а значит, и перспектива показаться ереванской публике вызвали неслыханный энтузиазм в региональных труппах. Абовян, Эчмиадзин, Алаверди, Горис – пьесы, инсценировки рассказов и эссе, моноспектакли и камерные формы. Остается надеяться, что, как и в первый раз, региональные власти откликнутся на призыв Греты Вердиян-Айвазян и обеспечат своим артистам поездку в Ереван.

Наверное, вдова писателя права, и неподходящих времен не бывает, чтобы поговорить о времени и о себе, о любви, семье, верности, духовности, долге, гармонии личности и государства, в котором она проживает. Наверное, чтобы услышать тишину, возвещающую о новом пришествии писателя и отстаиваемых им ценностях, следует поддерживать некий уровень шума, чем и занимается Грета Вердиян-Айвазян. Наверное, следует поддерживать ее в этом благом начинании.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • MAMMA MIA - ЧИСТЫЙ ОКСИТОЦИН!
      2020-02-20 10:23
      406

      26 февраля на сцене Государственного театра музыкальной комедии им. А. Пароняна состоится показ мюзикла "Источник Афродиты", поставленного в Студенческом театре Российско-Армянского университета Соной МАРКАРЯН и Зарой МОРГАН. Если сравнивать этот спектакль с коктейлем, его следовало бы описать как микс из сицилийского апельсина, ананаса и доброй половины большей части подобных экзотических фруктовых сочетаний. Вся музыкально-визуальная гамма вышла безумно колоритной и очаровательной - для уставших от тусклости очей созерцателя.

    • "НУЖНА КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ!"
      2020-02-18 09:16
      1286

      Маленький театр при Центре эстетического воспитания детей и его художественный руководитель заслуженный деятель искусств РА Ваан БАДАЛЯН - пионеры от Армении в мегапрограмме Creative Europe. В сентябре в Афинах с большим успехом прошла премьера спектакля-трилогии, одну из частей которого поставил наш режиссер. Сам он недавно вернулся из Швеции - работа над проектом еще продолжается.

    • ПЯТЬДЕСЯТ ОТТЕНКОВ БЛАГОДАРНОСТИ
      2020-02-15 16:00
      1878

      О том, что госфинансирование культуры - промежуточное решение и необходимо искать достойные и альтернативные варианты, премьер-министр Никол Пашинян объявил в самом конце прошлого года. Для чего нужно искать то, что давно и благополучно найдено в цивилизованном мире, - вопрос номер один. Вопрос номер два: почему правительство упорно продолжает не желать заметить эту находку в виде  закона о спонсорстве и меценатстве? Вопрос номер три… Впрочем, по этому поводу вообще много вопросов.

    • “НОРМАЛЬНО – КОГДА РЕШЕНИЯ ПРЕДЛАГАЕТ СПЕЦИАЛИСТ”
      2020-02-04 11:12
      2330

      На днях состоялось очередное заседание недавно созданной общественной организации – Совета директоров театров, – инициированной заслуженным деятелем искусств РА Рубеном БАБАЯНОМ. И дело не только в том, что Совету уже удалось настоять на каких-то решениях, принципиально меняющих подходы в руководстве культурой.  Он явил собой пример того, насколько разумнее подходы и выше результаты, когда реформистские идеи рождаются “снизу” и озвучиваются “на местах”.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Победители премии Союза писателей Армении
      2020-02-13 10:44
      368

      Союз писателей Армении (СПА) объявил имена победителей ежегодной премии СПА. Как сообщили Арменпресс в пресс-службе Союза писателей Армении, победителями в разных номинациях стали:

    • "ТРИ ЦЕРКВИ" И ДРУГИЕ КНИГИ ОВАНЕСА АЗНАУРЯНА
      2020-01-25 11:05
      4574

      Армянский русскоязычный писатель Ованес Азнаурян стал лауреатом премии московского литературно-художественного журнала "Этажи" за 2019 г. Награда присуждена в номинации "Лучшее прозаическое произведение года" за рассказ "Фаллопиевы трубы". По словам писателя, "Этажи" относительно молодой, но престижный журнал, на страницах которого за истекший год публиковалось много серьезных авторов, выдвинуться среди которых в фавориты – большая честь.

    • УШЛА ИЗ ЖИЗНИ РУБИНА АНУШАВАНОВНА ТЕР-АРАКЕЛЯН
      2019-12-25 09:30
      1615

      С прискорбием сообщаем, что 24 декабря на 93 году ушла из жизни Рубина Анушавановна Тер-Аракелян.

    • "Арменпресс" передал тбилисскому Дому-музею Туманяна эксклюзивные фотографии
      2019-12-14 09:04
      640

      Информационное агентство "Арменпресс" передало тбилисскому Дому-музею Ованеса Туманяна эксклюзивные фотографии. В Министерстве культуры Грузии во время презентации книг “Десять сказок”, “Туманян – 150” (текст параллельный – армянский и грузинский), “Светлый Туманян” (на грузинском языке), посвященных 150-летию со дня рождения Ованеса Туманяна об этом сказал директор Информационного агентства “Арменпресс” Арам Ананян.