Последние новости

"ОСНОВНЫМ БЛЮДОМ В ЭКОНОМИКЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОИЗВОДСТВО", -

заявил в эксклюзивном интервью "ГА" и.о. министра экономики РА Тигран ДАВТЯН

- Г-н Давтян, правительство предполагает за 5 лет создать в стране порядка 50 тысяч новых рабочих мест (несельскохозяйственных), то есть в среднем по 10 тысяч мест в год. Где и как они будут создаваться?

- В последние годы мы действительно создаем указанное вами количество рабочих мест, причем это по самым скромным подсчетам. В среднем по 7-8 тысяч рабочих мест в год создается на относительно крупных предприятиях: это те места, которые находятся непосредственно в поле нашего зрения. К примеру, только по 25 инвестиционным программам, предполагающим только отсрочку выплаты НДС, в стране было создано 3000 качественных, стабильных рабочих мест, а ведь общий пакет инвестпрограмм, с которым работает Министерство экономики, включает сотню проектов. Кроме того, полученные за счет отсрочки НДС рабочие места дополняются теми, что создаются посредством иных государственных льгот (режим "временный импорт" и др.), а также самими хозяйствующими субъектами без непосредственного участия государства.

Отдельный разговор – государственная поддержка МСП (малое и среднее предпринимательство. – Ред.), где также создаются новые рабочие места. Причем, если отталкиваться от того факта, что МСП занимает долю в 40% в формировании ВВП Армении, а только в крупном бизнесе, как уже говорилось, ежегодно создается 7-8 тысяч рабочих мест, то можно примерно оценить и количество создаваемых мест в сфере МСП – 3000 в год. Так, к примеру, недавно посредством УКО (универсальная кредитная организация. – Ред.) "МСП инвестиции" уже был выдан сотый кредит.

Все дело в том, что мы больше ориентируемся на создание высокопроизводительных, с достойной зарплатой, конкурентных рабочих мест, а в этой нише создание одного современного рабочего места обходится в 50-100 тысяч евро инвестиций. Тут еще следует учесть, что за счет более высокой производительности и новых технологий количество подобных рабочих мест пока что не может носить массовый характер, то есть, если раньше на каком-то производстве со старыми технологиями работали, допустим, 150 человек, то после модернизации там будет достаточно и 50-ти – в основном, скажем так, операторов, сидящих у пультов с кнопками. А вот для ниши малого бизнеса, который выступает в плане создания рабочих мест одновременно и как альтернатива высокотехнологичным местам, и как дополнение к ним, создание одного рабочего места обойдется всего в тысячу долларов.

Таким образом, для каждой ниши, для каждого конкретного предприятия мы отбираем индивидуальный специфический и наиболее оптимальный и подходящий именно для него инструмент, то есть единого универсального подхода здесь быть не может. Ведь для кого-то важна доступность финансовых ресурсов, для другого – отсрочка НДС, для третьего – режим "временный импорт", а для четвертого, к примеру, необходимо существенно сократить длительность и процедуры по получению строительных разрешений и т.д.

Вот почему, в частности, государство создало УКО "МСП инвестиции", которая специализируется на финансировании преимущественно среднего бизнеса, выдавая кредиты в среднем в размере 100-150 млн драмов. А для малого бизнеса у нас имеется Национальный центр развития МСП, который выдает кредиты, причем без залогового обеспечения, уже для предприятий этой ниши. До недавнего времени средний размер кредита, выдаваемого названным центром, колебался вокруг 5 млн драмов, однако сегодня мы уже подняли планку до 10 млн драмов. Словом, с учетом всего сказанного можно утверждать, что создание как минимум 10 тысяч несельскохозяйственных рабочих мест в год вполне реальная задача и правительству она по плечу.

После большого рывка…

- Недавно на заседании правительства вам было поручено продолжить в этом году работы по улучшению бизнес-среды в Армении - в частности, попытаться облегчить для бизнеса бремя судебных тяжб по экономическим спорам…

- Тут у нас, конечно, еще остаются серьезные проблемы. Если помните, в прошлом году Армения совершила большой рывок в соответствующем рэнкинге Doing Business, переместившись с 50 сразу на почетное 32 место и оказавшись по благоприятности бизнес-среды даже впереди Франции, где-то между Голландией и Бельгией. Согласитесь, это весьма впечатляющий показатель. Однако дальше совершенствовать бизнес-среду в Армении будет несравненно тяжелее, поскольку уже придется тягаться с категорией таких стран, как Сингапур или Швейцария. Дальше мы упираемся в чрезвычайно сложные, глубинные проблемы, лежащие в сферах судебно-правовой системы, налогово-таможенного администрирования и т.п. и требующие реформ следующего поколения.

Вместе с тем, если довольствоваться достигнутым и ничего не предпринимать, очень скоро снова пойдешь вниз – тем более что и соседи по региону не дремлют, активно работая в этом направлении. Иными словами, необходимо бежать, чтобы хотя бы оставаться на месте. Вот почему главное для нас на ближайшие год-два – доказать, что мы не случайно оказались по благоприятности бизнес-среды среди даже не восточно-, а западноевропейских стран, то есть подтвердить это достижение и как минимум удержаться в этой группе. Так что будем продолжать работу по тем направлениям, где мы находимся на уровне ниже среднего - в частности, по проблематике экономических споров. Однако, как понятно, это вопросы не дней и не месяцев. Вот почему у нас в этом плане амбиции достаточно сдержанные.

Урок Кипра: неправильное меню

- Каково ваше отношение к кипрскому варианту решения проблемы угрозы дефолта и каким вам видится его воздействие на Армению? Возможен ли в Армении сценарий дополнительного налогообложения банковских депозитов?

- Думаю, реализованный на Кипре сценарий неприемлем ни для какой страны. Экспроприация вообще неприемлема как инструмент. И в той же Европе было сказано, что подобный метод более ни в одной стране применяться не будет. А уж для Армении такой сценарий и вовсе однозначно исключается, ведь и в острую фазу глобального кризиса такие подходы у нас даже не обсуждались, поскольку это вопрос не только и не просто денег, но и доверия – к властям, правительству, банковской системе и в целом к государству.

Тем более что у нас сегодня отсутствуют и какие-либо объективные предпосылки для финансовых катаклизмов – в частности, макроэкономические пропорции в Армении сейчас не просто находятся на вполне приемлемом уровне, но даже лучше, чем в иных европейских странах. Низкая инфляция, устойчивая банковская система… Даже вызывавшее некоторое беспокойство соотношение государственного внешнего долга к ВВП, дошедшее в какой-то момент до 44%, сегодня за счет роста ВВП снизилось до 38%. Таким образом, кипрский сценарий развития событий в Армении даже чисто теоретически исключен по ряду причин, в том числе и объективного характера.

Кипр – это совершенно другая история, в основе которой лежит офшорный и чрезвычайно слабо дифференцированный характер его экономики, в центре которой располагался донельзя раздутый финансовый сектор. Добавить к этому еще и туризм – и на этом экономика островного государства с греческим населением всего в 650 тысяч человек (то есть речь идет о располагающейся на юге острова Республике Кипр - члене ЕС, а не об оккупированном Турцией севере страны. – А.А.) заканчивается. Ясно, что такие перекосы в экономике – а по уровню жизни греков-киприотов можно было сравнить разве что с британцами – рано или поздно должны были дать о себе знать.

Что же касается воздействия на Армению, то оно, можно сказать, никакое. Наш ежегодный товарооборот с Кипром ничтожен – от $2,2 млн до, в лучшем случае, $5 млн. Конечно, какие-то средства в этой офшорной зоне держали и армянские предприниматели, но, по моим сведениям, и они существенных потерь не понесли, так как произошедшее на Кипре -дело не одного дня. В последние месяцы положение островного государства постепенно ухудшалось, и надо было быть уж очень инертным бизнесменом, чтобы загодя не почувствовать тревогу и не вывести оттуда свои средства. Думаю, никто не сомневается в том, что уж в чем, в чем, но в сонливости, когда дело касается собственных денег, армянских бизнесменов заподозрить трудно.

Для нас урок Кипра заключается в том, что мы должны производить и экспортировать – иного пути просто нет. Да, должна быть серьезная диверсификация экономики, в которой сгодятся и финансовый сектор, и туризм, и строительство, но, так сказать, основным блюдом должен быть реальный сектор – производство, и желательно, ориентированное на экспорт.

Цены на завтрак министра

- Тогда о производстве. Уже достаточно долгое время мировые цены на молибден держатся на довольно низком уровне (хуже они были разве что в пик глобального экономического кризиса), а недавно упали цены и на медь. Известно, что в период мирового кризиса горнодобывающую и металлургическую отрасли Армении удалось удержать на плаву только благодаря кредитам из государственного бюджета страны. Не придется ли правительству Армении в скором времени повторить эту антикризисную меру?

- Тренд действительно вызывает некоторую озабоченность, но никто не знает, насколько долгосрочный характер он носит. Не думаю, что здесь будут сильные колебания, как в 2009 году, но тем не менее мы внимательно следим за мировой конъюнктурой цен и готовы в случае обострения ситуации соответствующим образом отреагировать – тем более что сегодня у нас опыта применения антикризисных мер гораздо больше, чем тогда. Кстати, напомню, что наши предприятия из указанных отраслей тогда не только устояли, но и вернули бюджетные кредиты даже раньше срока. Сегодня же лично я каждое утро начинаю с просмотра мировых цен на металлы.

Уже сегодня эти цены чуть-чуть ниже предельного уровня рентабельности. К примеру, в свое время цена на молибден доходила до $80 тысяч за тонну, а сегодня (по состоянию на 25 апреля. – Ред.) она равняется $24,5 тыс. – при том что критическая для экономической целесообразности цена составляет $25 тысяч. Что же касается меди, то здесь критический порог – это $7 тысяч, а сегодня цена на тонну этого металла упала до $6974 (в период глобального кризиса она и вовсе рухнула до $4-4,5 тыс.). Пока что наши предприятия могут продержаться, немного снизив свои расходы, а дальше видно будет…

- …Вы с премьером не так давно побывали на заводе "Эй-Эм-Пи" (Armenian molybdenum production), где ознакомились с новым гидрометаллургическим производством, позволяющим производить ферромолибден не только за счет переработки концентратов, но и извлекать его из ввозимых в страну отходов нефтехимической деятельности, содержащих оксид молибдена. Насколько в связи с этим новшеством может быть увеличено производство ферромолибдена в Армении?

- На "Эй-Эм-Пи" пока реально не приступили к этому процессу, хотя разрешение на эту деятельность уже получили. Как бы то ни было, а это предприятие ежегодно на 20-30% увеличивает объемы производства и готово сохранять эти темпы и в ближайшие годы… Основная причина падения цен на металлы кроется в Китае, где продолжается замедление темпов экономического роста и соответственно снижается спрос на металлы. Теперь многое будет зависеть от того, насколько рост американской экономики компенсирует торможение в Китае: от этого баланса сегодня зависят все мировые цены на сырьевые товары…

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АЭРОПОРТОВСКИЙ БИЗНЕС КУДА ВЫГОДНЕЕ ГАЗОВОГО
      2024-07-27 09:44

      Никого не должно обманывать, что, согласно опубликованному 26 июля Комитетом госдоходов (КГД) Армении перечню тысячи крупнейших налогоплательщиков страны по итогам 1-го полугодия 2024 года, в госбюджет выплачено в общей сложности 900,4 млрд драмов, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 25,9 млрд драмов. Эта сумма, образно говоря, вполне могла быть выплачена, к примеру, увеличением налоговой нагрузки всего на одну компанию – Зангезурский медно-молибденовый комбинат (ЗММК), который с выплаченными 64,0 млрд драмов (цифры здесь и далее округлены до десятичной. – А.А.) лидирует в ТОП-1000, причем с большим отрывом от преследователей. Тем более, что, по признанию самого КГД, таможенные выплаты за отчетный период сократились на внушительные 72 млрд драмов…

    • 1-е ПОЛУГОДИЕ: ТОРМОЖЕНИЕ АРМЯНСКОЙ ЭКОНОМИКИ
      2024-07-26 10:21

      Отрасли-«хроники» начали подавать признаки жизни Обнародованный 25 июля свежий макроэкономический отчет национального Статкомитета, охватывающий показатели 1-го полугодия текущего года (в сравнении с тем же периодом 2023 года), свидетельствует о заметном торможении армянской экономики. В частности, темпы прироста показателя экономической активности сперва снизились с 13,2% (за 4 месяца) до 11,2% (за 5 месяцев), а за 6 месяцев и вовсе опустились до 10,4%, едва удержавшись на двузначной отметке...  То же самое относится и к промышленному производству, которое по итогам 1-го квартала этого года за счет темных манипуляций с золотом и ювелирными изделиями достигло невероятных 130,4%, но далее темпы по итогам 4-х месяцев снизились до 126,8%, за 5 месяцев опустились до 122%, а за 1-е полугодие – до 118,2%.

    • ВЛАСТИ В РЕЖИМЕ НОН-СТОП РОЮТ ДОЛГОВУЮ ЯМУ
      2024-07-25 09:38

      25-го июля правительство одним махом увеличило госдолг на $311 млн! А много ли ума надо строить долговую экономику? А у властей его и нет. Удвоившее за 6 лет правления государственный долг Армении правительство Пашиняна продолжает бесстрашно рыть долговую яму, в которой в свое время окажутся другие власти, но тот же народ, который буквально зарывают в землю…

    • «НУЛЕВОЕ» СОЛНЦЕ АРМЕНИИ, или ПОЧЕМУ МИНИСТР САНОСЯН ПОСЕТИЛ «МАСРИК 1», А НЕ «АЙГ 1»
      2024-07-25 09:30

      23 июля министр территориального управления и инфраструктур Армении Гнел Саносян провел день в Гегаркунике: сначала ознакомился с ходом строительных работ на площадке фотовольтаической станции «Масрик 1» (община Мец Масрик) проектной мощностью 55 МВт (эта станция частная и принадлежит испанской компании FRV, а подрядчиком работ выступает компания Shtigen), а затем принял участие в панельной дискуссии, посвященной возобновляемой энергетике, в рамках «Севан стартап саммит 2024». «Если вернуться на 5-6 лет назад, то доля солнечной энергетики в нашем энергетическом балансе с нулевого состояния дошла сейчас примерно до 13%», - сказал он на саммите.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • «ЯРХУШТА» В ИСПОЛНЕНИИ… ПОРАЖЕНЦЕВ
      2024-02-28 10:53

      По итогам 2023 года правительство зарегистрировало полный провал Правительство Армении на заседании 23 февраля утвердило доклад по исполнению и результатам своей программы за 2023 год, который должен быть представлен парламенту до 1 марта. Вице-премьер Мгер Григорян при этом подчеркнул, что документ включает в себя результативные и численные показатели исполняемости программы правительства, которые представлены по ряду блоков: внешняя политика, оборона, экономика, развитие инфраструктур и человеческого капитала, право и правосудие, институциональное развитие…

    • ФАНФАРОНЫ И ФАНФАРЫ
      2023-12-29 10:46

      Оценка деятельности правительства в 2023 году Под занавес года принято оценивать работу исполнительной власти, которая весь год – как, впрочем, и все 5,5 лет своего правления – терроризировала население своими необдуманными решениями, за которые потом приходилось расплачиваться всем миром. Под видом реформ правительство Пашиняна принимало документы, которые были неприятно лишены реализма, продуманных деталей и, напротив, изобиловали пустыми лозунгами и общими местами. Жизнь от этого не только не улучшалась, но становилась все труднее и тревожнее…

    • "АРМЕНИЯ НА СТАДИИ ПРЕВРАЩЕНИЯ ИЗ ГОСУДАРСТВА В ТЕРРИТОРИЮ!"
      2023-12-27 10:35

      "Армения находится на стадии превращения из государства в территорию!" - заявил, комментируя последние события уходящего года, политолог Ален Гевондян. По его словам, усилия правящей верхушки по вытеснению России из региона способны вызвать только усмешку. "Армению вовлекают в некие процессы, причем никто не знает, как она из них выйдет", - подчеркнул он.

    • ГОСПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА СО ЗНАКОМ МИНУС
      2023-11-07 09:30

      На бумаге – приоритет, в реалиях – копеечное содействие В мае 2021 года министр экономики Ваан Керобян торжественно пообещал, что в структуре руководимого им ведомства появится новое подразделение по поддержке экспорта. Основная его функция, судя по словам министра, сводилась к исследованию возможностей армянского экспорта на внешних рынках на основе анализа больших массивов данных.