НАЗВАНИЕ ВЫСТАВКИ - "ЗДРАВСТВУЙТЕ"
Ара ГЮЛЕР: фотография притягательна, если в ней есть душа, добро и любовь
18 августа бесподобному мастеру фотографии Ара Гюлеру исполнится 85 лет. В связи с предстоящим юбилеем в Национальной галерее Армении открылась выставка его всемирно известных работ, которая продлится три месяца и впервые даст уникальную возможность ереванцам и гостям столицы соприкоснуться с его многоликим творчеством.
НА ИСТОРИЧЕСКУЮ РОДИНУ ТУРЕЦКИЙ ФОТОГРАФ АРМЯНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРИВЕЗ 130 РАБОТ, однако два зала с трудом смогли вместить лишь около 100 из них. Экспозиция поделена на три части – непревзойденные черно-белые зарисовки Стамбула, принесшие Гюлеру славу в начале творческой деятельности, не менее известные "селебрити" - портреты мировых знаменитостей, и цветные "армянские эскизы", сделанные во время приезда в советскую Армению. Выставку обогатили работы из потрясающей коллекции автора "Мир", приоткрывшие для нас завесу над таинствами Египта, Тибета, Филиппин, Бирмы, Бангладеш и других уголков земного шара.
"Здравствуйте" - так озаглавлена выставка Ара Гюлера, которую можно назвать сенсационной: пообщаться с Мастером пришли не только его ереванские коллеги и журналисты, но и художники, музыканты, актеры, историки, филологи, буквально оккупировавшие фойе 9-го этажа Национальной картинной галереи. Сам Гюлер, выйдя из лифта, бросил на многолюдную толпу один-единственный взгляд, но этого было достаточно: ему - чтобы насквозь прочувствовать обстановку, окружившим фотографам - чтобы запечатлеть сдержанное удивление Мастера. Ту самую сдержанность, в которую, словно в скромную рамку, Ара Гюлер помещает на протяжении десятилетий непревзойденные страницы летописи Стамбула и мировой истории и которую буквально разрывают чувства главного героя всего его творчества – человека.
"Хороший фотожурналист (а именно журналистом, а не художником позиционирует себя сам Гюлер) всегда должен быть готов к любому повороту событий, должен быть начеку и уметь ориентироваться за секунды", - сказал спустя несколько минут Мастер. Пожалуй, эта способность и помогла ему много лет назад отказаться от мысли сделать карьеру в кино и выбрать свой путь в жизни, о котором могут мечтать миллионы людей.
Ара Гюлер родился в Стамбуле, в семье аптекаря-армянина, который дружил с местными людьми искусства. Мальчик с детства был в центре творческих событий и разговоров и решил стать кинорежиссером или сценаристом. По окончании гимназии он начал подрабатывать на киностудии и посещать театральный кружок основателя современного турецкого театра Мухсина Эртугрула, одновременно поступив в Стамбульский университет на факультет экономики.
"ИСКУССТВО НЕ ИМЕЕТ НИЧЕГО ОБЩЕГО С ЖИЗНЬЮ, оно, будь то кино или театр, выдумано. Эту выдуманность я знаю не понаслышке: я видел постановки по ту сторону съемочной площадки и сцены. А вот фотография – насквозь правдива и реальна, если ты относишься к ней как журналист и стремишься поймать момент, событие, и в их центре - человека, - говорит Гюлер. - Правда, вначале я не помышлял о том, что стану фотографом, тем более фотожурналистом, и всегда просто баловался фотоаппаратом. А потом мне дали почитать одну газету. Вскоре я там уже работал". Это была ежедневная газета "Новый Стамбул" (Yeni Istanbul), шел 1950 год. "Око Стамбула", как именуют сегодня Гюлера, помнит одну из своих первых работ, сделанную еще в 1948г.: это была фотография разрушенного памятника Ататюрку, правдивая и историческая, побудившая тогда еще фотографа-любителя Гюлера задуматься о выборе настоящей профессии. За 8 лет работы фотокорреспондентом Ара Гюлер набрался опыта и выработал свой подход к фотографии.
В 1958г. американский издательский дом Time-life основал в Турции свой филиал, первым корреспондентом которого на Ближнем Востоке и стал Ара Гюлер. Вскоре он начал обеспечивать уникальными снимками такие престижные издания, как London Sunday Times, Paris Match, Stern. Особый творческий взлет произошел в жизни Гюлера в 1960 г., когда, вернувшись из армии, он возглавил фотоотдел в стамбульском журнале "Жизнь". В этот же период судьба свела его с такими мастерами мировой фотографии, как Анри Картье-Брессон и Марк Рибу, предложившими ему вступить в авторитетное агентство "Магнум". Через год фотографии Гюлера публикуются в британском фотоежегоднике, а спустя еще год он удостаивается высокой награды "Мастер "Лейки". Имя фотожурналиста Ара Гюлера становится известным в широких кругах, а его документальные черно-белые фотографии, часть которых является истинной летописью жизни Стамбула и его жителей, вошли в историю мировой фотографии наряду с цветными фотозарисовками, сделанными в разных уголках земного шара, и портретами таких знаменитостей, как Бертран Рассел, Уинстон Черчилль, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Сергей Параджанов, Арнольд Тойнби, Мэрилин Монро, Индира Ганди и другие.
"Мир вертится вокруг меня. И когда в нем что-то происходит, что меня сильно трогает, я нажимаю на кнопку затвора, чтобы запечатлеть мгновение, эмоции, переживание и поведение людей, их отношение к жизни и друг к другу, - не раз повторял Мастер. – Ведь человеческие истории – вечны, и фотография – лучший способ сохранить эти истории в их эмоциональной полноте и ситуативной неповторимости. И такая фотография может волновать столетиями". По мнению Гюлера, фотограф должен быть неслышным свидетелем и оставаться незамеченным везде. В противном случае естественная ситуация превращается в искусственный маскарад, и кадр теряет душу. И еще обладать недюжинной смелостью – той, с какой Гюлер дважды поднимался на гору Арарат и с какой входил в многочисленные национальные общины в разных уголках мира, пытаясь запечатлеть самобытность каждого народа и подарить человечеству мир в мозаичной пестроте национальных культур.
ЯРЫЙ ПРОТИВНИК СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОТОГРАФИИ, он уверен, что лучший кадр - тот, на котором изображена реальность, какая она есть. Современные фотографы, используя искусственные эффекты или свет, которого нет в природе, обманывают зрителя, уверен Мастер. "Фотография получает притягательную силу, если в ней есть душа и доброе начало. И любовь к человечеству, от которой зависит все, - уверен Гюлер. – И чем больше эта любовь, тем удачнее фотография".
Ара Гюлер продумывал каждый шаг, чтобы получить необходимый ему кадр, но при этом всегда оставался в рамках деликатности и такта. Однажды он намеревался заснять Арама Хачатуряна. Прибыв в московскую квартиру композитора, Гюлер обнаружил перед собой человека, который напрягся при виде камеры. Напряжение усилилось вдвойне, когда оба этнических армянина осознали, что не находят общего языка: Гюлер говорил на западно-армянском, Арам Ильич – на русском. Чтобы разрядить ситуацию, фотограф решил сделать паузу и передвинуть освещение. Провода в квартире не выдержали сильного напряжения, свет погас во всем здании. "Но этот продлившийся мрак был ничем по сравнению с мраком языковым", - говорит сегодня Ара Гюлер.
Гюлер не раз встречался и с Сергеем Параджановым, который использовал фотографии Мастера для своих коллажей. Сейчас, чтобы найти одну фотографию Гюлера, надо порыться в десятках параджановских творений. Он с детства дружил и с маэстро Ованесом Чекиджяном, который не упустил случая лично поздравить любимого Ара с открытием ереванской выставки. С предстоящим юбилеем поздравили Мастера и ереванские коллеги: глава Национальной ассоциации армянских фотографов Сергей Акопян вручил Ара Гюлеру сертификат с присуждением звания "Почетный член ассоциации".
"Я ВСЕГДА БЕГАЛ ЗА СЧАСТЬЕМ, НО НИКОГДА НЕ МОГ ЕГО ПОЙМАТЬ, - задумчиво проронил Гюлер. – Сейчас я понимаю, что счастье для меня – видеть мир через объектив. И еще возможность оставить после себя хотя бы сто фотографий". На самом деле в послужном списке "визуального историка" Ара Гюлера – больше 800 тысяч уникальных фотографий, которые хранятся в крупнейших музеях фотографии разных стран, в том числе и в Национальной библиотеке Франции, Музее Джорджа Истмена и коллекции Шелдон США, Воображаемом музее фотографии, являющемся частью Музея Людвига в Кёльне и многих других. Часть богатейшего наследия Мастера совсем скоро станет и нашей гордостью: по окончании выставки Ара Гюлер намерен преподнести в дар Республике Армения экспонаты нынешней выставки. Чтобы всяк входящий в выставочный зал всегда слышал его тихое "Здравствуйте!".
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-03-24 10:06
В Ереване состоялась презентация печатной версии очередного номера журнала "Научный Арцах". В четвертый выпуск за 2024 год и 23-й с момента основания этого издания включено 19 статей 23 авторов. Двое из них доктора наук, значительная часть - кандидаты наук. Среди авторов есть также аспиранты и соискатели, ведь одна из главных целей журнала - продвигать молодых ученых и помогать им состояться на выбранном поприще.
-
2025-03-24 09:49
Ровно 100 лет назад в эти дни молодой, но уже обративший на себя внимание поэт и писатель Егише Чаренц проживал один из ярких и насыщенных впечатлениями периодов своей жизни. Получив 17 ноября 1914 г. в Тифлисе паспорт путешественника, он вскоре выехал из Армении и уже 14 марта 1925 г. оставил на бумаге первые заметки о пребывании в Италии в довольно лаконичной форме: «Венеция – чудесный город!» Венеция не только предстала перед ним во всем своем очаровании, вызывая восхищение поэта на протяжении его длительного пребывания в этом городе на воде. Здесь произошло немало событий, сыгравших важную роль в его жизни и отраженных затем в его творчестве. Неслучайно именно путешествие поэта в Италию легло в основу временной выставки «Путевые воспоминания: Италия», открывшейся на днях в Доме-музее Егише Чаренца.
-
2025-03-22 09:50
Жительница Еревана Рузанна Андреасян уже 10 лет занимается коллекционированием наперстков. За юбилейный период она собрала порядка 7000 образцов этих простых предметов быта, многообразию, дизайну которых может позавидовать не только любой собиратель, но даже музей. На днях Рузанна Андреасян представила часть своей коллекции на прошедшей в Союзе художников Армении выставке. Было выставлено около 4000 образцов, созданных в разное время в разных странах и имеющих разнообразную функцию. Часть наперстков создана для своего изначального применения в швейном ремесле и искусстве вышивания, другие выпускаются в качестве сувениров, третьи имеют символическое значение, четвертые несут на себе печать истории...
-
2025-03-22 09:28
В последние дни в текущей политической повестке Армении активизировался вопрос армяно-азербайджанского «мирного договора». Однако содержание этого документа все еще хранится в тайне от армянского народа, а обсуждаемая в СМИ и соцсетях частичная информация о ключевых пунктах договора говорит лишь об одном: текст «договора» далек от того, что обычно принято называть мирным соглашением.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-06-23 10:09
Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.
-
2023-04-28 10:46
Каждая встреча с фотожурналистом Зограбом Ркояном – это невероятное путешествие по Арцаху с богатством и многообразием памятников культуры и архитектуры этого древнего армянского края. Показывая тот или иной снимок, сделанный в Кашатаге, Шуши, Карвачаре, Гадруте и других районах Арцаха, Зограб сразу погружается в историю и с увлечением рассказывает о храме, монастыре, хачкаре, старинном мосте и других образцах культурного наследия, которые он снял за годы жизни в Бердзоре.
-
2022-06-23 09:22
В Культурном центре "Текеян" проходит выставка работ фотожурналиста, редактора газеты "Меран", участника первой Карабахской войны 1992-94 гг. Зограба Ркояна. Выставка названа "Армянский Кашатаг" и представляет богатейшее историко-культурное, архитектурное, археологическое и природное наследие Кашатагского района Республики Арцах, большая часть которого ныне оккупирована Азербайджаном.
-
2021-10-08 09:55
"Так бывает - в дни войны есть минуты тишины, когда бой умолкает усталый и разрывы почти не слышны...". В такие короткие минуты отпускает чудовищное напряжение и, кажется, что все здесь и все живы... Полевое братство становится полевым бытом - словно нет войны, словно все обыденно, обычно, нормально и штатно. Из этой нештатной обыденности рождается факт искусства.