Последние новости

ОСОБЫЙ ДАР АНАТОЛИЯ ГРИГОРЯНА

В конце мая по случаю Дня республики группе деятелей культуры и других сфер были присуждены государственные награды и звания. Среди них - художник Анатолий ГРИГОРЯН, удостоившийся высокого звания народного художника Армении, с чем мы его и поздравляем.

Живописец удивительно тонкого вкуса и поэтической натуры Анатолий Григорян сегодня занимает одно из видных мест в армянском изобразительном искусстве. У множества почитателей художника его имя ассоциируется с искусством светлым и чистым, несущим надежду, которой порой так не хватает в наше трудное время. Есть что-то невероятное в той пронизывающей гипнотической силе, которая свойственна живописи Анатолия и которая, по-видимому, присуща ему как человеку. Отражаясь в душах близких ему друзей, сила эта продолжает жить в них.

...Когда мы познакомились, ему было тридцать с небольшим. Эти почти сорок лет наряду с замечательными достижениями были сопряжены в его жизни и с немалыми потерями, драматическими поворотами в творческой и личной судьбе. Тем не менее внутренне, в сущности своей, он совершенно не изменился. Время не расшатало, не обрушило главные черты, глубинные особенности его личности. Прежде всего неизменным осталось неуемное стремление к исчерпанности в постижении, в понимании всего, с чем он соприкасается. При этом он прекрасно отдает себе отчет, что ничего понять до конца невозможно.

Уже в раннем периоде творчества, представленном рядом работ на одной из республиканских выставок, выявилась творческая индивидуальность художника, выразившаяся в смелой и свободной интерпретации темы, в беспокойном и динамичном ритме построения композиции, придающем картинам внутреннее движение. В них проявился незаурядный живописный темперамент автора, замешанный прежде всего на его живом и горячем чувстве. В ранних работах, как и во всем том, что вышло из-под его кисти в дальнейшем, зрителя восхищает чувство современности, чувство солнца и света, способность художника изумляться красоте жизни и воплощать эти чувства в оригинальных художественных образах.

Конечно, в чем-то нынешние работы отличны от ранних произведений: в них стало больше драматизма, а выразительные средства лаконичней, колорит строже. Но художественные принципы Анатолия остаются вызывающе праздничными и дерзновенными по красоте. Что это - очередной парадокс или чистой воды естество? Отчасти и то и другое. Но отчасти. Потому что, сохранив непосредственность восприятия мира, пользуясь предшествующим художественным опытом, он не закрывает глаза на сегодняшние негативные стороны жизни, но ведет свои поиски по своим живописным законам.

Фантазия его черпает материал из обыденности, и этим нельзя не восхититься. Он наблюдает обычную жизнь, вовсе не стремясь к парадоксам, а его юмор не признает ограничений - даже сквозь грусть художника проглядывает луч улыбки. В этом Анатолий Григорян, человек и художник, - в стремлении сохранить бодрость духа, улыбаться во всех жизненных обстоятельствах.

Ощущать праздничность жизни - особый дар. Он не имеет ничего общего ни с "розовыми очками", ни с залихватским оптимизмом, мешающим человеку видеть реальное движение окружающего мира: живопись Григоряна как раз очень часто внутренне конфликтна, ее острая, драматическая социальность несомненна. И при том бытие как праздник возникает практически в каждом полотне живописца, и одна из самых его первых работ оказалась картиной мироощущения, которая, углубляясь, видоизменяясь, порождая свои проблемы, во многом определила его художественную судьбу. Интенсивность красок, известная поэтичность тона, лукавство юмора - все это есть в его произведениях, посвященных городу, где он родился и вырос. Художник эмоциональный и впечатлительный, А.Григорян создал целый цикл воспоминаний о Гюмри, родном городе. Давно замечено, и, наверное, здесь нет исключения, что наивысшей подлинности искусство достигает тогда, когда художник обращается к своему духовному опыту. Читая у Экзюпери "Я вышел из детства", понимаешь, что он имел в виду не только и не столько воспоминания о жизненных событиях, но прежде всего ту чувственную память, которая живет у многих до конца жизни.

Эта чувственная память и отражена в гюмрийском цикле художника, в картинах "Старый Ленинакан", "У родника", "Овцы", "Ранняя весна", "Воспоминание о Ленинакане", "Во дворе", "Дворик". И вот мы видим энциклопедию быта, нравов города детства - великолепные зарисовки улиц и площадей. В них - мгновения жизни, необыкновенная любознательность автора, его способность восторгаться, удивляться, любить. Город видится ему в праздничном карнавале красок - он преподносит свой преображенный фантазией мир. Здесь, как в эпиграмме, много юмора, какая-то особая атмосфера, обаяние, мир доброты, доверчивости. Рассматривая эти жанровые картинки и бытовые сценки, получаешь ощущение, будто бродишь по старому городу с его уличными продавцами воды, заглядываешь во дворики с резными галереями и лестницами. Изображение дается с этнографической точностью, но дар обобщения, присущий художнику, умение в частном увидеть характерное, превращает эти картины в рассказ об укладе жизни этого города.

С затаенным чувством наблюдаем кусочек жизни, изображенный в картине "Вечер". В центре - одинокая женщина. Лицо ее едва угадывается под платком. Стоит она неподвижно, замершая, переполненная каким-то неведомым впечатлением или переживанием. Кого же она ждет? Кого не дождалась? Внимание к жанровым сценкам, национальная характерность лиц и фигур персонажей, метко схваченные детали быта - все это говорит не только о профессиональном мастерстве автора, но и о его сложившемся кругозоре.

Жизнеутверждающая сила свойственна и тематическим композициям "Пробуждение", "Осеннее солнце", "Воскресный день", "Июль", "Праздник в Шорже". В них полнокровная сочная живопись сочетается с поэтическим настроением. Чистые соотношения белого, желтого, красного без промежуточных оттенков создают простоту и звучность, схожую с народной песней.

В свои композиционные полотна Анатолий включает много персонажей (этот момент вообще характерен для его творчества), но им не бывает тесно, и подробности изобразительного ряда не заслоняют идею, а раскрывают ее полнее и разностороннее. Среди многофигурных композиций - "Дорога", "Счастье", "Баллада о погибших" и многие другие.

Вера в непременность человеческого счастья, искреннее стремление художника одарить всех и каждого радостью сверкающего и самоцветного мира - вот внутренний смысл и сущность многих картин Анатолия Григоряна, дышащих светом и теплом солнца, пропитанных свежестью горного ветра, ощущением неувядаемой юности и удивлением жизни. Даже в самых драматичных произведениях художника - "Реквием", "Скорбь", "1915г.", в которых художник обращается к трагическим страницам истории нашей страны, он оставляет место надежде, говорит о желании увидеть мир иным.

Немалую роль в творчестве Григоряна играет романтическая условность, идущая, быть может, от фольклора. Самый обычный двор или городская площадка превращается в его картинах в арену массового действа. Человеческих характеров, как и зрелищности и лицедейства, у него не меньше, чем на театральной сцене. Не случайно одна из тем, которая постоянно влечет художника, - цирковые артисты, клоуны. Он любит их за бескорыстное служение искусству, их жизнь, полную риска, что и есть символ свободного существования.

Сколько романтики, порыва в его полотнах "Праздник", "Репетиция", "Ложа", "Сказочный театр", "Сцена"! Сколько озорства, прелести в этих "летучих" фигурах, в прекрасных лицах на длинных лебединых шеях. В облике этих сценических героев живо перемежаются прошлое и настоящее. Прежде чем появиться здесь, они прошествовали века. Вот этот круговорот наводит на, быть может, банальную мысль: все в нашем бренном мире сплетено в божественном порыве. Оглянись вокруг - мир прекрасен! Он настолько свеж, непредсказуем и внезапен в своих метафорических поворотах, насколько традиционен и даже консервативен в выборе сюжета и манеры подачи. Живописец создал свой особый стиль со множеством изобразительных решений, которые не спутаешь ни с чьими. Его картины узнаваемы - настолько индивидуально, исключительно по своей выразительности его живописное мастерство.

К счастью, для того чтобы вырваться из обыденной тематики, Григоряну не нужно специальной "взлетной" полосы, достаточно того, что он вводит новый образ, и это не только не сдвигает самые простые вещи в сторону вымысла, яркости, красоты, но и проращивает мысль в глубину, обнаруживая невидимые обыденным глазом связи и соотношения. В умении преображать явления и видится мне ключ к живописи Ан. Григоряна.

Примечательны работы художника, сделанные во время его творческих командировок. Поездки, встречи, наблюдения становятся для него неотъемлемой частью работы. И каждый раз встречи эти выливались в интересные картины, солнечные оптимистические образы людей.

Анатолий Григорян - постоянный участник многих республиканских выставок. В Армении в разных художественных залах открывались и его персональные экспозиции. Его работы демонстрировались в Болгарии, Венгрии, Польше, Чехословакии, Австрии, Индии, США, Финляндии, Франции, Германии и других странах. Они хранятся во многих музеях столиц бывшего Союза, Армении и за рубежом, но еще больше их у друзей художника.

Когда он успел все это создать? Ведь большая часть времени уходит на преподавание в Художественной академии, на общественную работу (он долгие годы работал секретарем правления Союза художников Армении, избирался членом правления СХ). Но Анатолий умеет работать с поражающей собранностью и целеустремленностью. Молодой увлеченности и жизненному любопытству можно только позавидовать. Он пишет картины и целые серии, задумывает новые, и работа спорится у него в руках. Работать в искусстве для Анатолия Григоряна также естественно, как жить, дышать, общаться с людьми.

Из картин, созданных в последние десятилетия, особенно привлекательно великолепное полотно на тему христианства. Это миф, возвращающий нас к глубочайшим основам человеческой жизни, приобщение к вечному, способность видеть все так, будто это возникло перед глазами впервые. Потому уходишь от него с чувством волнения и благодарности. Он умеет удивлять и радовать. Поклонник свободы духа, он является олицетворением эстетических и философских принципов интеллигентного и профессионального художника. Сегодня его творчество составляет важное и необходимое звено современного искусства, ибо он сам - человек высокого достоинства и многое видит в окружающей жизни глубже, чем многие его современники.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПОСВЯЩЕНИЕ ГЕГАМУ ГРИГОРЯНУ
      2019-07-18 10:36
      4819

      Этот концерт в Национальном академическом театре оперы и балета им. А. Спендиарова был посвящен памяти выдающегося певца Гегама Григоряна. Уже одно это посвящение вызывало огромный интерес публики, не говоря уже о том, что центральной фигурой вечера была дочь прославленного певца Асмик Григорян, завоевавшая самые престижные сцены мира. Всеобщий интерес подогревался еще и тем, что ко множеству своих международных премий и наград она добавила еще одну: стала обладательницей самой престижной международной премии - International Opera Awards, которая считается неофициальным оперным "Оскаром". Этой премии Асмик удостоилась  в номинации "Солистка года" за роль Саломеи в одноименной опере, исполненную на музыкально-театральном фестивале в Зальцбурге.

    • МУЗЫКА, ПОЛНАЯ КОСМИЧЕСКОЙ МАГИИ
      2019-07-16 11:56
      5181

      К 90-летию со дня рождения Авета ТЕРТЕРЯНА Одним из последних указов первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева был указ о присвоении группе деятелей искусств высокого звания: "Народный артист СССР". Среди них - композитор Авет Тертерян. Это символично, как символично и то, что первым армянским композитором, удостоившимся этого звания, был Арам Хачатурян.

    • КОЛЛЕКЦИОННОЕ ИЗДАНИЕ: ЖИВОПИСЬ ЭПОХИ АВАНГАРДА
      2019-07-15 11:06
      2798

      "Русская и армянская живопись эпохи авангарда в собрании Национальной картинной галереи Армении (1900-1930)"  - так называется это великолепное коллекционное издание, вышедшее недавно малым тиражом в издательстве "Айагитак". Составление, обзорная статья, каталог - Эллен Гайфеджян. Ответственный редактор - доктор искусствоведения Ирина Дрампян. Издание авторское. Книга посвящена памяти создателя Национальной галереи Армении и ее первого директора Рубена Григорьевича Дрампяна.

    • ГОСТИ БЮРАКАНСКОЙ АКАДЕМИИ ИСКУССТВ
      2019-07-11 09:58
      2366

      Здание Бюраканской академии искусств стоит в глубине, чуть поодаль от проезжей дороги. Но ощущение, что оно словно взмывает в небо, стремясь вырваться из окружающей зеленой глади.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КОЛЛЕКЦИОННОЕ ИЗДАНИЕ: ЖИВОПИСЬ ЭПОХИ АВАНГАРДА
      2019-07-15 11:06
      2798

      "Русская и армянская живопись эпохи авангарда в собрании Национальной картинной галереи Армении (1900-1930)"  - так называется это великолепное коллекционное издание, вышедшее недавно малым тиражом в издательстве "Айагитак". Составление, обзорная статья, каталог - Эллен Гайфеджян. Ответственный редактор - доктор искусствоведения Ирина Дрампян. Издание авторское. Книга посвящена памяти создателя Национальной галереи Армении и ее первого директора Рубена Григорьевича Дрампяна.

    • ОБАЯНИЕ ТАЛАНТА И ЛИЧНОСТИ
      2019-06-05 09:29
      3963

      Недавно общественность Еревана простилась с одним из замечательных художников - Рубеном ГЕВОНДЯНОМ. С его именем у нескольких поколений армянских зрителей связано нечто очаровательное. Художник глубокий, содержательный, серьезный, современный, без которого нелегко представить наше изобразительное искусство. Те, кто знал его лично, знали необыкновенную мягкую обаятельность его человеческих качеств и одновременно очень высокую требовательность большого и серьезного мастера.

    • ФОРМА КАК СРЕДСТВО АРТЕМА МЕЛИК-АЗАРЯНА
      2019-05-23 13:41
      1698

      В наше абсурдное время, когда на трон садится неотесанное сознание, создающее невозможные для творчества условия, коллектив Музея современного искусства продолжает проявлять внутреннюю отвагу. Им удается не впадать в отчаяние, оставаться на плаву, будоражить зрителя выставками далеко не тривиального характера. В них как в капле воды отражаются базовые типы мышления сегодняшних художников - рациональный и иррациональный.

    • ГРИША ШАУМЯН: Я ЕСТЬ
      2019-05-10 14:06
      2416

      Гриша Шаумян начал серьезно рисовать в солидном возрасте. Мастер по изготовлению мебели, он давно перешагнул полувековой рубеж, когда вдруг в 2013 г. взял в руки кисть, краски и воссоздал на холсте впечатливший его пейзаж.