ОТ ТРАДИЦИОННОЙ ДО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
Прошло совсем немного времени, а моя "корзина" с новинками работ в аудиозаписи музыкантов с армянскими фамилиями вновь наполнилась. На сей раз это четыре альбома с джазовой музыкой, записанные и выпущенные в Америке нашими заокеанскими соотечественниками.
ПЕРВЫЙ АЛЬБОМ - УНИКАЛЬНЫЙ. ЭТО ПОСМЕРТНЫЙ АЛЬБОМ ЗНАМЕНИТОГО БАРАБАНЩИКА ПОЛА МОТЯНА, который фирма ECM выпустила в начале этого лета. Альбом, названный просто Paul Motian, включает в себя 6 лазерных дисков, на которых собраны произведения, записанные Мотяном в качестве композитора и руководителя ансамблей. Дело в том, что Мотян играл и записывался чуть ли не со всеми звездами джаза, его аудионаследие достаточно велико. Но в качестве лидера он стал записываться в последние лет 30-35. Вот эти записи и составили основу 6 дисков. На них произведения Мотяна вместе со своим лидером на тот момент исполняют такие звезды джаза, как Кит Джаррет, Чарли Хейден, Джо Ловано, Билл Фризелл, Эд Шулер и многие другие. Записи охватывают очень большой период времени - примерно с середины 70-х годов до его смерти в 2011 году. Причем многие из этих записей или вообще не издавались на дисках до сих пор (хранились в каталогах звукозаписывающего лейбла), или выходили лишь в укороченных версиях. И вот теперь благодаря директору лейбла и большого ценителя современной музыки Манфреда Эшера все эти казавшиеся пропавшими аудиотреки стали доступны любителям музыки.
Мотян оставил свой яркий след, переиграв с гигантами джаза тех лет и стилей. Он никогда не был просто аккомпаниатором пианистов или саксофонистов, а был полноправным участником всех ансамблей, в которых был задействован. В последние годы после перенесенного инфаркта он почти не выезжал за пределы города и все время отдавал работе в студии. Его последний состав Electric Bebop Band являлся не просто группой, а своеобразной лабораторией, где вместе со своими партнерами он отрабатывал новые приемы и ставил музыкальные эксперименты.
ОБ АМЕРИКАНСКОЙ ВОКАЛИСТКЕ СЭНДИ БЕДРОСЯН МЫ УЖЕ ПИСАЛИ. Лишь пару месяцев назад она наконец-то закончила работу над своим дебютным альбомом There is Such a Thing. Он содержит 10 вариантов знаменитых американских "вечнозеленых" - Secret Love, Lullaby of Birdland, Heart of Mine и другие в аранжировке супруга певицы - пианиста и аккордеониста Джона Хайда. В записи альбома под руководством самого Джона Хайда участвовал ансамбль в составе: хорошо известный у нас гитарист, профессор Музыкального колледжа Беркли Джон Бабоян, саксофонист Марк Ерли, перкуссионист Фабио Пирозолло, ударник Джордж Фаррелл и басист Кила Каумеэйва. Аранжировки песен выполнены в самых разных стилях - свинг, ритм-н-блюз, госпел. Певица признавалась, что не любит работать в одном стиле долгое время. В ее концертах обязательно должны быть стилевые перебивки. Так и на диске от чисто свинговых она переходит к ритм-н-блюзовым композициям, от госпела - к почти традиционной эстраде. Все это сделано очень мило, в спокойных тонах, в классической аранжировке.
ЕЩЕ ОДНА НАША СТАРАЯ ЗНАКОМАЯ ИЗ США - ПЕВИЦА СТЕФАНИЯ НАКАСЯН. Новая примадонна джаза, лучшая ученица великого джазового певца Джона Хендрикса, "идеальная джазовая певица", по мнению авторитетных энциклопедий, удерживается в лидерах современного джазового вокала с середины 1980-х, когда начала активно гастролировать и записываться. "В Стефании Накасян чувствуется шарм ранней Эллы Фитцджеральд" - отзыв нью-орлеанского журнала Tempo - не просто банальный комплимент. Ее манера свинговать, изобретательные импровизационные "скэты", эффектные дуэли с инструменталистами по праву принесли ей титул "Леди американского джаза". У Накасян на счету уже с десяток альбомов. Почти все они сделаны в стиле трибьютов, т.е. посвящений великим джазовым певицам прошлого - Билли Холидей, Джун Кристи и другим дивам.
Представляемый альбом Dedicated To Lee Wiley, как видно из названия, посвящен еще одной популярной в 40-50-е годы певице Ли Вайли и составлен из песен, которые стали хитами в ее исполнении. Если проследить все творчество Накасян, то можно заметить, что ее гораздо больше привлекает песенный материал золотой эры джаза - те песни, что уже давно превратились в стандарты и исполняются очень многими певцами во всем мире. Но благодаря оригинальным и интересным аранжировкам, которые делает для Стефании ее супруг, всемирно известный пианист, "последний настоящий боппер", как называет его американская пресса, Ход О’Брайн, они не выглядят старыми и потрепанными. Здесь свинговые и даже диксилендовые варианты известных песен. Вот и этот альбом, несмотря на то что почти все песни хорошо и давно известны, слушать очень приятно. Классический джазовый вокал, без каких либо заморочек и заумных экспериментов. Стефании на этом альбоме аккомпанируют кроме ее супруга и другие очень известные музыканты - кларнетист Алан Ваче, саксофонист Гарри Ален, трубач Спанки Дэвис, контрабасист Майкл Мур и ударник Джэки Вильямс.
ПОСЛЕДНИЙ В СЕГОДНЯШНЕМ ОБЗОРЕ АЛЬБОМ ЗАПИСАЛ АМЕРИКАНСКИЙ МУЗЫКАНТ, не имеющий армянских корней, но зато в последнее время тесно связанный с армянскими музыкантами. Речь о знаменитом саксофонисте, экспериментаторе, ищущем новые пути развития своей музыки Джерри Бергонзи. Ереванские любители джаза познакомились с этим уникальным музыкантом несколько лет назад в ходе Месячника джаза, организованного Посольством США. Тогда он приезжал с группой, в которой играли два наших соотечественника, ныне проживающие в США - пианист и композитор Вардан Овсепян и барабанщик Карен Кочарян. В своем интервью "Голосу Армении" Бергонзи очень высоко отзывался о своих молодых армянских коллегах. И вот корифей мирового джаза записывает свой очередной альбом под названием By Any Other Name вместе со своими постоянными партнерами на протяжении последних лет - трубачом Филом Гренадье, басистом Уиллом Слатером и барабанщиком Кареном Кочаряном. Американские критики определяют эту группу, как "самую мощную группу Бостона на сегодняшний день". Тут надо принять во внимание наличие в Бостоне самого престижного джазового учебного заведения в мире - Беркли. Тогда станет понятной вся весомость этого "титула".
Презентуемый альбом весьма любопытен. Если перевести название на русский, то получится что-то вроде "Под любым другим именем". Дело в том, что Бергонзи известен как прекрасный джазовый композитор. Так вот на сей раз он взял восемь известных в мире джаза композиций, таких как, например, Giant Steps Джона Колтрейна, где-то что-то изменив, где-то что-то добавив, построил на их модифицированных гармониях свои новые композиции. Кстати, прием достаточно распространенный в джазе с самого его зарождения. И как мне кажется, названия новых композиций тоже чем-то напоминают свои оригиналы. Так, композиция "Прощай, черный дрозд" превратилась в "Перо", "Леди птица" - в "Первая леди" и т.д. Это, конечно, музыка для истинных ценителей, для подготовленных слушателей, для джазовых гурманов, которые слушают музыку не просто "для кайфа", а пытаются понять, что хотел сказать музыкант, какая идея заложена в исполняемой музыкальной теме, и обращают внимание на технику исполнения музыкантов. Игра Бергонзи спонтанна, ярка и отчетлива. Партнеры не отстают от своего старшего товарища. Напористо, энергично, умно. Этот альбом, как и все творчество Джерри Бергонзи, - некая музыкальная загадка, которую слушателю предлагается разгадывать. И если вы слушаете внимательно, то наверняка разгадаете и тогда получите большое удовольствие.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-01-24 11:09
Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.
-
2019-01-22 11:23
О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!
-
2019-01-18 11:24
Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему, о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.
-
2019-01-17 13:44
Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-07 10:24
Армяне живут на Дону уже 245 лет. Их предки - в далеком прошлом выходцы из столицы Багратидов Ани и окрестных сел - были вынуждены оставить родную землю и прекрасный процветающий город из-за постоянных набегов турок-сельджуков и разрушительных землетрясений. Покинув Ани, беженцы преодолели множество испытаний, потом надолго осели в Крыму, где их жизнь складывалась в целом неплохо, но тесная связь Крымского ханства с Турцией оставалась фактором риска.
-
2024-09-16 09:57
Неформальные TED-беседы на Всемирном армянском саммите 17 сентября в Ереване открывается II Всемирный армянский саммит, но 2-й он только для Пашиняна, скромно ведущего отсчет исторической летописи современной Армении исключительно с себя, хотя до него таких форумов было целых 6. Собственно в первый день никакой работы не будет: только вечером состоится официальная пышная церемония открытия мероприятия, на которую правительство Пашиняна в условиях треснувшего госбюджета с целью напустить пыль в глаза финансовых средств не пожалело. Да вот будет ли от этого хоть какой-нибудь толк?.. Судя по опубликованной на сайте Офиса главного уполномоченного по делам диаспоры программе, все сведется к пустым разговорам без какой-либо конкретики, очередным манипуляциям Пашиняна, который попытается указать представителям зарубежных армянских общин их место в судьбе Армении («всяк сверчок знай свой шесток»), и принятию под занавес форума очередной ничего не значащей декларации-резолюции.
-
2024-05-27 15:05
Если разобраться, то бизнес – это связи, благодаря которым в основном и решаются все дела. А где их легче всего наладить? Естественно, в рамках крупных бизнес-форумов. Аналогичную задачу, по сути, решал и Армянский бизнес-форум-2024 (АБФ), состоявшийся 25 мая в центре российской столицы, собрав под сводами фешенебельного московского отеля The Carlton, Moscow свыше 300 предпринимателей из Армении и России. Организатором этого мероприятия традиционно выступила Ассоциация армянских предпринимателей (ААП) при поддержке группы компаний «Ташир», которая изначально заявила, что главная цель форума – стать важной платформой для объединения армянского бизнес-сообщества по всему миру, создать возможности для консолидации усилий и ресурсов с тем, чтобы дать новый импульс развитию экономики Армении и увеличить инвестиционные возможности для бизнеса.
-
2024-05-03 12:41
Джаз - это не только музыка, это самоощущение. Джаз дает музыканту уверенность и чувство собственного достоинства - это особая профессиональная категория. Джаз дает слушателю особое ощущение свободы - так работает умение импровизировать, играть не только по нотам. Каждая встреча с джазом - это праздник эмоций, фонтан энергичных импровизаций, пробуждающий в нас лучшие чувства, дарующий высокое эмоциональное наслаждение, призывающий задуматься о подлинных нравственных ценностях.